Государственное регулирование инвестиционной деятельности
Государство играет в инвестиционной деятельности двоякую роль, выступая и как инвестор, и как носитель властных полномочий. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции государственного регулирования инвестиционной деятельности, определено Министерство экономического развития и торговли РФ.
Прямое участие государства в инвестиционной деятельности осуществляется в следующих формах.
1. Разработка, утверждение и финансирование государственных инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ.
2. Формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирование их за счет средств федерального бюджета. Так, ст. 129 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ «О федеральном бюджете 2004 год» (далее - Закон о бюджете) установлено, что финансирование расходов на государственные капитальные вложения осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных Приложением № 19 к данному закону. Финансирование федеральной адресной инвестиционной программы на 2004 г. осуществляется по перечню строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2004 г., утв. Правительством РФ.
3. Размещение на конкурсной основе средств федерального бюджета (Бюджета развития РФ) и средств бюджетов субъектов РФ для финансирования инвестиционных проектов физических и юридических лиц. Конкурсный отбор инвестиционных проектов осуществляется Комиссией по инвестиционным конкурсам при Минэкономразвития РФ.
Победителю конкурса средства соответствующего бюджета предоставляются:
- на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых Законом о бюджете на соответствующий год;
- на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций или иного увеличения доли государства в уставных капиталах организаций.
Для каждого отдельного инвестиционного проекта должна быть разработана индивидуальная схема его финансового обеспечения, в том числе график перечисления денежных средств всеми соинвесторами, формы государственного участия и обеспечение возвратности получаемых денежных средств.
4. Предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития РФ), а также за счет средств бюджетов субъектов РФ. Порядок предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств соответствующего бюджета утверждается Постановлением Правительства РФ в развитие нормы о бюджете на соответствующий год. Государственные гарантии являются обязательством Правительства РФ возместить кредитору за счет средств Бюджета развития часть фактически предоставленных им средств на финансирование инвестиционного проекта в случае не возврата заемщиком (инвестором) основного долга в срок, установленный инвестиционным договором. Общая сумма государственных гарантий определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
5. Проведение экспертиз инвестиционных проектов: градостроительной, проектно-сметной, экологической и др.
6. Лицензирование отдельных видов деятельности. В частности, в ст. 4 Закона об инвестициях предусмотрено, что подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию.
7. Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности. Эти условия касаются совершенствования системы налогов, в том числе установления для субъектов инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов (не носящих индивидуального характера), проведения переоценки основных фондов, совершенствования механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений и др.
К условиям, обеспечивающим развитие инвестиционной деятельности, относятся создание и развитие сети информационно-аналитических центров.
8. Законодательное установление системы гарантий прав субъектов инвестиционной деятельности. К ним, в частности, относятся гарантия обеспечения равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности, гласность в обсуждении инвестиционных проектов, гарантия от неблагоприятного изменения законодательства и др. Так, в случае увеличения совокупной налоговой нагрузки на деятельность инвестора или установления режима запретов и ограничений при осуществлении капитальных вложений на территории Российской Федерации по сравнению с положением на день начала финансирования инвестиционного проекта, в отношении инвестора, реализующего приоритетный инвестиционный проект, такие неблагоприятные изменения законодательства не применяются в течение срока окупаемости проекта, но не более семи лет с начала финансирования. В исключительных случаях при реализации инвестором приоритетного проекта в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры, срок окупаемости которого превышает семь лет, Правительство РФ имеет право принять решение о продлении срока(п. 2-6 ст. 15 Закона о капвложениях).
9. Законодательное установление мер защиты инвестиций. Так, для обеспечения защиты инвестиций предусмотрено, что они не могут быть безвозмездно национализированы или реквизированы. Национализация возможна лишь при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности.
Меры, направленные на обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, для которых объектом инвестирования являются эмиссионные ценные бумаги, а также порядок выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения инвесторам - физическим лицам ущерба, причиненного противоправными действиями профессиональных участников рынка ценных бумаг, определяет Закон о правах инвесторов.