Роль «контекстного» интеллекта

Загадка бизнес-гения

Эта история началась с того, что профессора Harvard Business School инициировали запуск проекта Leadership Initiative, который должен был помочь школе получить ответы на вопросы о природе лидерства, эволюции бизнеса и индивидуумов, меняющих бизнес-ландшафт. Исследование имело и другую, более прозаичную цель. Дело в том, что школа надеялась за счет полученных данных усовершенствовать свои образовательные программы и сократить разрыв между теорией и реальной практикой лидерства в бизнесе.

Как бы то ни было, основной целью исследования было объявлено составление рейтинга 100 величайших бизнес-лидеров Америки 20 века и создание «канона» истинного бизнес-лидера. На начальном этапе для детального изучения были избраны 860 американских руководителей, добившихся значительных свершений между 1900 и 2000 годами, сведения о которых были внесены в специальную базу данных Great American Business Leaders database.

Профессора оценивали каждого бизнес-лидера по нескольким четким критериям. Чтобы попасть в рейтинг, он должен был быть либо создателем бизнеса, либо занимать позицию СЕО. Каждый из них должен был провести, по меньшей мере, пять лет на позиции главы компании, которая демонстрировала выдающиеся финансовые результаты не менее четырех лет подряд. Таким образом, список был сокращен до 260 человек.

Далее список был пропущен через еще один, самый важный «фильтр». Компании, во главе которых стояли эти люди, должны были изменить жизни людей или оказать влияние на эволюцию бизнеса. Это могло быть открытие новых рынков, создание новых отраслей и новых технологий, в том числе и управленческих.

На заключительном этапе исследования профессора поместили истории успеха бизнес-лидеров в исторический контекст. То есть постарались установить взаимосвязь между происходившими в то время событиями и деятельностью каждого из них. Вот тут-то и было сделано одно из интереснейших открытий в истории исследований лидерства. А именно – выявлена роль «контекстного» интеллекта как ключевого фактора на пути к великим свершениям.

Интеллект человека состоит из трех групп навыков: аналитического, творческого и контекстного интеллекта. Если с аналитическим интеллектом все более или менее понятно, способность к логическому мышлению и анализу можно измерить с помощью тестов на IQ, то с творческим и контекстным все не столь очевидно. Творческий интеллект определяет возможности человека в создании нового, генерации идей, а контекстный – возможности эффективного взаимодействия с реальностью, он наиболее близок по смыслу к тому, что мы обычно называем мудростью.

Роль «контекстного» интеллекта

«Изначально мы собирались определить 100 величайших американских СЕО и основателей компаний двадцатого века, - рассказывал впоследствии Энтони Майо. - Для этого мы даже опросили более 7 тыс. выпускников HBS (руководителей бизнесов), собирая их мнения и голоса в пользу значимости исторического вклада того или иного бизнес-лидера. Когда мы переложили нашу базу данных великих бизнес-лидеров в контекст десятилетий, на протяжении которых они служили на благо своим компаниям, огромная роль контекстного интеллекта стала неоспорима».

Бизнес-лидеры живут и действуют в реальной жизни, на фоне изменений в политике и экономике, а не в неком подобии вакуума. И главное качество, которое определяет успех или неудачу каждого из великих гениев бизнеса, это вовсе не харизма или умение рисковать, как предполагали некоторые исследователи. Это ключевое качество – обладание «контекстным» интеллектом, то есть умением чувствовать дух времени, улавливать при помощи своеобразного «радара» зарождающиеся тенденции, предчувствовать будущие события и использовать силу грядущих изменений.

Вот как определяет контекстный интеллект сам Энтони Майо: «Контекстный интеллект – это способность понимать факторы макро-уровня, которые действуют в течение заданного периода времени. Для нашего исследования мы избрали шесть контекстных факторов, которые формировали бизнес-среду в течение прошлого века и продолжают влиять на нее в веке нынешнем: государственное регулирование, рынок труда, глобализацию, технологии, демографию и социальные аспекты. На протяжении каждого десятилетия двадцатого века эти шесть факторов ослабевали и усиливались, образуя уникальные комбинации. Способность бизнес-лидера видеть смысл контекстной структуры своего времени и использовать ее потенциал определяет его успех или неудачу».

Результаты исследования Майои Нория были представлены в книге «In Their Time: The Greatest Business Leaders of the 20th Century» (Harvard Business School Press, 2005). Каждая из глав книги посвящена определенному десятилетию и событиям, которые происходили в рамках данного временного отрезка, а также тому, как эти события были использованы великими бизнес-лидерами. С точки зрения истории едва ли вы найдете там нечто новое, однако книга ценна тем, что наглядно демонстрирует взаимосвязь между контекстом и его грамотной интерпретацией, которая ведет к успеху в бизнесе.

Например, Madam C.J. Walker (урожденная Сара Бридлав) в 1907 году создала собственный бизнес по продаже косметических продуктов и стала первой в странеself-made женщиной-миллионером. Метод личных продаж, который она использовала, был впервые применен компанией Avon, но она была первой, кто использовал его для предложения продуктов аудитории афро-американских женщин.

Кларенс Сандрес был первым, кто заметил, что потребители с расцветом рекламы отдают предпочтение брендированным продуктам по доступным ценам, и в 1915 году создал магазин нового формата, который назвал Piggly Wiggly. Инновация заключалась в том, что в торговом зале не было продавцов, покупатели сами выбирали товары на полках и оплачивали их на кассе. Фактически, это был первый супермаркет. Сандерс не только значительно сократил расходы на обслуживающий персонал, но и изменил вид ритейла. Piggly Wiggly был невероятно успешен, и к 1922 году сеть насчитывала уже 1200 магазинов, а сегодня супермаркет является общепризнанным стандартом индустрии.

Гении бизнеса способны находить положительные стороны даже в печальных событиях. Во время войны Р. Дж. Рейнольдс рассматривал безвозмездную раздачу сигарет Camelкак новую возможность для продвижения бренда. Роберт Вудрафф публично поклялся, что любой американский солдат в любом уголке мира сможет вспомнить о доме, купив бутылку Coca-Cola за пять центов. Компания в своем стремлении поддержать моральный дух солдат не только избежала проблем с сахаром, тогда как другие производители сидели на голодном пайке, но и получила возможность построить разветвленную сеть заводов. Когда война была окончена, слабая компания, купленная отцом Вудраффа в 1919 году, была готова к покорению мирового рынка.

Уильям Фэйрбернвозродил умирающую отрасль по производству спичек, когда возглавил в 1914 году Diamond Match Company. Технология производства фосфорных спичек к тому моменту была дискредитирована, поскольку фосфор был ядовит, а также были распространены случаи самопроизвольных возгораний. Фэйрберн изменил процесс производства, заменив фосфор. Вместо того чтобы стать монополистом, он безвозмездно предоставил доступ к запатентованной технологии всем участникам рынка. Его благородный жест возродил индустрию и обеспечил ее рост.

Наши рекомендации