К экзамену по курсу «Налоги и налогообложение»
ВОПРОСЫ
К экзамену по курсу «Налоги и налогообложение»
(2010-2011 уч. год)
1. Экономическое содержание и функции налогов.
2. Элементы налога и их характеристика.
3. Классификация налогов.
4. Структура и принципы построения современной налоговой системы РФ.
5. Нормативное регулирование налогообложения в РФ.
6. Виды налогов и сборов РФ. Полномочия органов власти различных уровней в области налогообложения.
7. Определение цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения (ст. 40 НК РФ).
8. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов.
9. Формы изменения сроков уплаты налогов.
10. Субъекты налоговых отношений, их права и обязанности.
11. Виды налоговых правонарушений и меры ответственности за них.
12. Экономическая сущность НДС. Методы определения добавленной стоимости.
13. Плательщики НДС. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.
14. Объект обложения НДС. Льготы по НДС.
15. Порядок определения налоговой базы НДС.
16. Ставки НДС. Порядок применения нулевой ставки при экспорте товаров.
17. Налоговые вычеты по НДС.
18. Порядок исчисления и сроки уплаты НДС в бюджет.
19. Порядок возмещения НДС
20. Экономическая природа акцизов. Перечень подакцизных товаров.
21. Плательщики акцизов и объект налогообложения.
22. Ставки и налоговая база акцизов. Порядок исчисления и уплаты акцизов в бюджет.
23. Сущность налога на прибыль организаций и его роль в налоговой системе РФ.
24. Плательщики налога на прибыль организаций и объект налогообложения.
25. Порядок определения доходов и их классификация для целей налогообложения прибыли.
26. Расходы организации и их классификация для целей налогообложения прибыли.
27. Порядок начисления амортизации для целей налогообложения прибыли.
28. Порядок определения налогооблагаемой прибыли.
29. Ставки налога на прибыль. Налогообложение отдельных видов доходов.
30. Порядок и сроки уплаты налога на прибыль в бюджет.
31. Налог на имущество организаций: плательщики, объект обложения, налоговая база.
32. Налог на имущество организаций: ставка, льготы, порядок исчисления и уплаты в бюджет.
33. Налог на доходы физических лиц: плательщики и объект обложения.
34. Порядок определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц. Доходы, не подлежащие налогообложению.
35. Налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц.
36. Ставки налога на доходы физических лиц.
37. Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц налоговыми агентами.
38. Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц индивидуальными предпринимателями. Декларирование доходов.
39. Налогообложение имущества физических лиц в РФ.
40. Транспортный налог: порядок исчисления и уплаты.
41. Состав и назначение платежей за природные ресурсы.
42. Земельный налог: порядок исчисления и уплаты в бюджет.
43. Водный налог: порядок исчисления и уплаты
44. Налог на игорный бизнес.
45. Государственная пошлина.
46. Общая характеристика специальных налоговых режимов.
47. Единый сельскохозяйственный налог
48. Порядок применения упрощенной системы налогообложения.
49. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
50. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
51. Налоговые новации в 2011 году.
52. Основные направления налоговой политики РФ на 2011-2013 гг.
ОТВЕТЫ
к экзамену по курсу «Налоги и налогообложение»
(2010-2011 уч. год)
1. Экономическое содержание и функции налогов.
Формирование финансовой системы и ее составной части — налоговой системы — неразрывно связано с эволюцией общества, с изменением форм государственного устройства. Возникновение налогов как экономического явления обусловлено становлением товарного производства, разделением общества на классы и формированием государственных институтов, которым требовались средства для осуществления своих функций, в том числе на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. В новое и новейшее время значение налогообложения неуклонно усиливалось: развивающиеся национальные капиталистические общества требовали постоянного увеличения ассигнований на проведение экспансионистской политики и экономических и социальных реформ.
Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в процессе производства при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Многие современные государства (в их числе и Россия) обладают незначительной собственностью на средства производства, поэтому формирование их бюджета происходит за счет отчуждения средств других участников производственного процесса. «Изъятие в пользу общества определенной доли валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога»1. Подобные отчисления производятся главными участниками экономического процесса:
■ физическими лицами, получающими доход;
■ юридическими лицами (хозяйствующими субъектами).
За счет налоговых поступлений, сборов, пошлин и других установленных платежей формируются финансовые ресурсы общества. Аккумулируя посредством налогов денежные средства, государственные институты получают возможность контролировать темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства, проводить самостоятельную политику в сфере капиталовложений, влиять на платежеспособность основной массы населения. Следовательно, экономическое содержание налога на макроэкономическом уровне — это доля произведенного валового внутреннего продукта, перераспределяемого государством с целью реализации своих функций, а на микроэкономическом — это принудительно отчуждаемая часть дохода, полученного субъектами хозяйствования при осуществлении своей деятельности.
Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую и контролирующую.
Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.
Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
Регулирующая функция налогообложения — направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.
Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.
Стимулирующая функция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.
Дестимулирующая функция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.
Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.