Управление коллективом организации

Принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом можно систематизировать в виде табл. 5.1.

Таблица 5.1.-Принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом

Оптимального соотношения управленческих ориентации Диктует необходимость опережения ориентации функций управления персоналом на развитие производства по сравнению с функциями, направленными на обеспечение функционирования производства
Потенциальных имитаций Временное выбытие отдельных работников не должно прерывать процесс осуществления каких-либо функций управления
Прогрессивности Означает соответствие системы управления персоналом передовым зарубежным и отечественным аналогам
Перспективности При формировании системы управления персоналом следует учитывать перспективы развития организации
Простоты Чем проще система управления персоналом, тем лучше она работает. Безусловно, это исключает упрощение системы управления персоналом в ущерб производству

Принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом можно систематизировать в виде табл. 5.2.

Таблица 5.2-Принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом

Адаптивности Означает приспособляемость системы управления персоналом к изменяющимся целям объекта управления и условиям его работы
Параллельности Предполагает одновременное выполнение отдельных управленческих функций, повышает оперативность управления персоналом
Прямоточности Упорядоченность и целенаправленность необходимой информации по обоснованию, выработке, принятию и реализации определенного решения
Специализации Разделение труда в системе управления персоналом (выделяется труд руководителей, специалистов и других служащих). Формируются отдельные подразделения, специализирующиеся на выполнении групп однородных функций
Преемственности Предполагает общую методическую основу проведения работы по развитию системы управления персоналом на разных ее уровнях и разными специалистами
Ритмичности Выполнение одинакового объема работ в равные промежутки времени и регулярность повторения функций управления персоналом


При стратегическом и оперативном планировании работы с персоналом обязательно необходимо учитывать творческий потенциал работников.

Творческий потенциал — адаптационный уровень трудового потен­циала работника, связанный с активностью и саморазвитием его ресурсов и возможностей в трудовой деятельности. Таким обра­зом, творческий потенциал работника можно трактовать как выс­ший, наиболее развитый аспект его трудового потенциала.

Творческий потенциал работника включает в себя его адаптив­ные, креативные, инновационные, эвристические способности, зна­ния, навыки и умения, реализуемые в трудовой сфере.

Существуют причины снижения творческой активности че­ловека:

эмоциональные — страх ошибиться, выглядеть смешным, не­компетентным, осуждаемым остальными сотрудниками;

профессиональные — неопытность, соперничество, наличие слиш­ком категоричных суждений, отсутствие альтернативных вариантов, узкоспециальные знания;

причины восприятия — односторонность мышления, отсутствие соответствующего интеллектуального уровня;

личностные — чувствительность, лень, самомнение, эгоизм, консерватизм.

В практике западного менеджмента сложились несколько иные, чем в нашей стране, традиции активизации творческого потенциала работников. Там проводится разграничение между иерархическими уровнями организации: мотивирование инновационности и креа­тивности как качеств, присущих работникам, относится в первую очередь к специалистам и менеджерам. Рядовые работники (рабо­чие, служащие невысокой квалификации) стимулируются к приоб­ретению так называемой социальной компетенции. Это понятие редко употребляется в практике отечественного менеджмента.

Социальная компетенция работника — это наличие у него таких качеств, как:

способность к добровольной коммуникации в процессе труда (общение в трудовой сфере);

способность к координации трудовых действий в рамках не только своего участка (первичного подразделения), но и смежных подразделений;

способность к самопланированию и самоконтролю собствен­ной трудовой деятельности;

навыки участия в управлении организацией (через развитие самоуправления);

способность к разрешению трудовых конфликтов.

Таким образом, задача стимулирования творческого потенциала считается в практике западного менеджмента достижимой лишь по отношению к работникам с достаточно высоким уровнем образова­ния и социальным статусом. Данное обстоятельство обусловлено особенностями систем социальной стратификации в странах развитого капитализма, в рамках которых низкостатусным социально-трудовым позициям (рядовые исполнители) отводятся и низшие функциональные ниши в системе разделения труда. В противовес этому отечественный менеджмент имеет несколько иное наследие в сфере мотивирования и стимулирования творческого потенциала разных категорий работников.

Вопросы для самоконтроля:

1. Этапы планирования работы с персоналом

2. Что такое персонал, трудовые ресурсы, человеческие ресурсы

3. Управление коллективом

4. Управление конфликтами в коллективе

5. Мотивация

Рекомендуемая литература:

1) Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 304 с.

2)Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 345 с.

3) Бланк И.А. Управление прибылью. – Киев: “Ника-Центр”, 2008. – 543 с.

4) Жизнин С., Крупнов В. Как стать бизнесменом. Минск: Предприниматель, 2010

5) Ермаков В.А. Как организовать свой малый бизнес. Алматы , 2008

6) Хоскинг А. Курс предпринимательства. М., 2007.

7) Ф.Котлер, Д.Боуэн, Д.Мейкенз. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов/М.: Юнити-Дана. 2007.-787с.
8) http://tourlib.net/books_tourism/kozyreva.htm

Лекция 7. Бизнес-планирование предприятия питания и индустрии гостеприимства

Цель лекции:выяснить сущность и значение бизнес-планирования, позволяющей объективно оценить деятельность предприятий, фирм

Основные понятия:бизнес-план, стратегия, тактика, имидж, рынок, качество, производственная мощность

План лекции:

1. Содержание бизнес-планирования, его роль в рыночной экономике

2. Основные функции бизнес- планирования

3. Общие требования, предъявляемые к бизнес-планам

4. Структура бизнес-проекта

5. Разработка стратегии (маркетинг, производственный план, финансовый план)

1.Содержание бизнес-планирования, его роль в рыночной экономике

Одним из методов планирования хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики является Бизнес- план.

Он является объективной оценкой собственной деятельности фирмы, необходимым инструментом принятия проектно- инвестиционных решений, связанных с взаимодействием фирмы с внешней средой.

Бизнес- план является целевым, программным документом, который представляет собой систему:

- расчётов;

- технико-экономических обоснований;

- совокупность экономических показателей;

- описание мер и действий.

Бизнес-план позволяет очертить круг проблем, с которыми сталкивается предприятие при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде. Поможет определить и обеспечить пути решения этих проблем. Он ориентирован на достижение успеха, главным образом, в финансово-экономической деятельности.

Существуют различные цели инвестирования и соответственно цели составления бизнес-плана. В соответствии с этими целями принято выделять следующие типы бизнес-планов:

1. Полный бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта - изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых финансовых результатов.

2. Концепт бизнес-плана коммерческой идеи или инвестиционного проекта - основа для переговоров с потенциальным инвестором или партнером для выяснения степени его заинтересованности или возможной вовлеченности в проект.

3. Бизнес-план компании (группы) - изложение перспектив развития компании на предстоящий плановый период перед советом директоров или собранием акционеров с указанием основных бюджетных наметок и хозяйственных показателей для обоснования объемов инвестиций или других ресурсов.

4. Бизнес-план структурного подразделения - изложение перед высшим руководством корпорации плана развития хозяйственной (операционной) деятельности подразделения для обоснования объемов и степени приоритетности централизованно выделяемых ресурсов или величины прироста оставляемой в распоряжении подразделения прибыли.

5. Бизнес-план (заявка на кредит) для получения на коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора.

6. Бизнес-план (заявка на грант) для получения средств из государственного бюджета или благотворительных фондов для решения острых социально-политических проблем с обоснованием прямых и косвенных выгод для региона или общества в целом от выделения средств или ресурсов под данный проект.

6. Бизнес-план развития региона - обоснование перспектив социально-экономического развития региона и объемов финансирования соответствующих программ для органов с бюджетными полномочиями.

Бизнес-план является основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами и возможными инвесторами. Он должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и перспективах своего участия в нем.

2. Основные функции бизнес- планирования

1. Обоснование стратегии и тактики хозяйственного поведения, что особенно необходимо вновь создаваемым предприятиям, а также действующим предприятиям при разработке ими новых направлений деятельности.

2. Планирование и прогнозирование результатов деятельности в традиционном для отечественной экономики понимании (как разработка возможно более полной программы деятельности) и определение целей развития в части реализации индикативных методов планирования, планов развития бизнеса.

3. Привлечение инвесторов, что особенно важно для дорогостоящих широкомасштабных, фундаментальных проектов.

При оценке эффективности бизнес- планов различают:

1) коммерческую или финансовую эффективность;

2) бюджетную эффективность, которая отражает финансовые последствия реализации проекта с точки зрения его влияния на формирование федерального, регионального или местного бюджета;

3) социально- экономическую эффективность, оценивает затраты и результаты, связанные с реализацией проекта.

Внешние функции бизнес- плана

Функции бизнес- плана Содержание
Макроэкономический анализ соответствующих сфер производства определение стратегических тенденций развития производства
Создание информационной базы для разработки макроэкономической политики разработка и реализация государственной политики; разработка и реализация региональной политики
Привлечение инвестиций реальные инвестиции: централизованные инвестиции (государственные, региональные программы); дотации, субсидии; финансовые инвестиции: подготовка эмиссии акций и реализации их на фондовом рынке.
Привлечение заемного капитала ссуды, кредиты
Установление деловых контактов, изучение целей участников организация и проведение переговоров, торгов, заключение контрактов
Обоснование направлений реализации приватизация государственных (муниципальных) предприятий; обоснование совместных производств с другими предприятиями; обоснование использования иностранного капитала; обоснование создания финансово- промышленных групп или вложения в них

Внутрифирменные функции бизнес- плана

Функция управления производством Функция бизнес- плана Содержание
Планирование и оценка деятельности 1.Разработка долговременных стратегий (концепций) развития; обоснование конкретных направлений деятельности, краткосрочных её целей; разработка тактики их достижений; прогнозирование результатов деятельности. 2. Оценка научно- технического, производственного потенциала 1.Обеспечение системного и сквозного характера планирования и прогнозирования. 2.Оценка степени использования имеющегося потенциала; выявление и оценка резервов; разработка мероприятий по научно- техническому развитию.
Организация деятельности 1.Определение центров ответственности за результаты деятельности. 2.Анализ соответствия кадрового состава. 3. Анализ системы оплаты труда 1.Обоснование обязанностей структурных подразделений и отдельных исполнителей. 2.Переподготовка (повышение квалификации); подбор новых кадров. 3.Оценка существующей системы оплаты труда
Контроль, учет производства 1.Контроль за результатами деятельности, их учет. 2.Определение степени и факторов риска. 3.Отчетность перед собственниками; лабильность проекта производства, подготовка к внезапным изменениям 1.Учет отклонений от плана, их анализ. 2.Разработка мероприятий по снижению риска. 3.Обеспечение устойчивости и живучести проекта

3.Общие требования, предъявляемые к бизнес-планам

Прежде чем приступить к разработке бизнес-плана инвестиционного проекта, руководитель проекта должен выполнить следующие работы:

- 1) проведение маркетинговых исследований с целью выбора для последующего производства продукта или услуги из уже представленных на рынке, но обладающих высоким потенциалом спроса, а также с целью исследования возможностей и путей сбыта на рынке нового продукта или услуги;

- 2) оценка соответствия организационных, профессиональных и технологических возможностей предприятия требованиям производства и сбыта выбранной продукции или услуг. Выявление узких мест и пути их преодоления;

- 3) определение потенциальных партнеров по кооперации, основных поставщиков сырья, материалов и комплектующих, энергоносителей, а также заключение с ними предварительных соглашений об условиях поставки;

- 4) определение поставщиков технологического оборудования и соглашения с ними условий его поставки;

- 5) предварительный расчет объема инвестирования и оценка предполагаемого залога;

- 6) определение типа или имен конкретных потенциальных инвесторов проекта.

Наши рекомендации