Управление коллективом организации
Принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом можно систематизировать в виде табл. 5.1.
Таблица 5.1.-Принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом
Оптимального соотношения управленческих ориентации | Диктует необходимость опережения ориентации функций управления персоналом на развитие производства по сравнению с функциями, направленными на обеспечение функционирования производства |
Потенциальных имитаций | Временное выбытие отдельных работников не должно прерывать процесс осуществления каких-либо функций управления |
Прогрессивности | Означает соответствие системы управления персоналом передовым зарубежным и отечественным аналогам |
Перспективности | При формировании системы управления персоналом следует учитывать перспективы развития организации |
Простоты | Чем проще система управления персоналом, тем лучше она работает. Безусловно, это исключает упрощение системы управления персоналом в ущерб производству |
Принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом можно систематизировать в виде табл. 5.2.
Таблица 5.2-Принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом
Адаптивности | Означает приспособляемость системы управления персоналом к изменяющимся целям объекта управления и условиям его работы |
Параллельности | Предполагает одновременное выполнение отдельных управленческих функций, повышает оперативность управления персоналом |
Прямоточности | Упорядоченность и целенаправленность необходимой информации по обоснованию, выработке, принятию и реализации определенного решения |
Специализации | Разделение труда в системе управления персоналом (выделяется труд руководителей, специалистов и других служащих). Формируются отдельные подразделения, специализирующиеся на выполнении групп однородных функций |
Преемственности | Предполагает общую методическую основу проведения работы по развитию системы управления персоналом на разных ее уровнях и разными специалистами |
Ритмичности | Выполнение одинакового объема работ в равные промежутки времени и регулярность повторения функций управления персоналом |
При стратегическом и оперативном планировании работы с персоналом обязательно необходимо учитывать творческий потенциал работников.
Творческий потенциал — адаптационный уровень трудового потенциала работника, связанный с активностью и саморазвитием его ресурсов и возможностей в трудовой деятельности. Таким образом, творческий потенциал работника можно трактовать как высший, наиболее развитый аспект его трудового потенциала.
Творческий потенциал работника включает в себя его адаптивные, креативные, инновационные, эвристические способности, знания, навыки и умения, реализуемые в трудовой сфере.
Существуют причины снижения творческой активности человека:
эмоциональные — страх ошибиться, выглядеть смешным, некомпетентным, осуждаемым остальными сотрудниками;
профессиональные — неопытность, соперничество, наличие слишком категоричных суждений, отсутствие альтернативных вариантов, узкоспециальные знания;
причины восприятия — односторонность мышления, отсутствие соответствующего интеллектуального уровня;
личностные — чувствительность, лень, самомнение, эгоизм, консерватизм.
В практике западного менеджмента сложились несколько иные, чем в нашей стране, традиции активизации творческого потенциала работников. Там проводится разграничение между иерархическими уровнями организации: мотивирование инновационности и креативности как качеств, присущих работникам, относится в первую очередь к специалистам и менеджерам. Рядовые работники (рабочие, служащие невысокой квалификации) стимулируются к приобретению так называемой социальной компетенции. Это понятие редко употребляется в практике отечественного менеджмента.
Социальная компетенция работника — это наличие у него таких качеств, как:
способность к добровольной коммуникации в процессе труда (общение в трудовой сфере);
способность к координации трудовых действий в рамках не только своего участка (первичного подразделения), но и смежных подразделений;
способность к самопланированию и самоконтролю собственной трудовой деятельности;
навыки участия в управлении организацией (через развитие самоуправления);
способность к разрешению трудовых конфликтов.
Таким образом, задача стимулирования творческого потенциала считается в практике западного менеджмента достижимой лишь по отношению к работникам с достаточно высоким уровнем образования и социальным статусом. Данное обстоятельство обусловлено особенностями систем социальной стратификации в странах развитого капитализма, в рамках которых низкостатусным социально-трудовым позициям (рядовые исполнители) отводятся и низшие функциональные ниши в системе разделения труда. В противовес этому отечественный менеджмент имеет несколько иное наследие в сфере мотивирования и стимулирования творческого потенциала разных категорий работников.
Вопросы для самоконтроля:
1. Этапы планирования работы с персоналом
2. Что такое персонал, трудовые ресурсы, человеческие ресурсы
3. Управление коллективом
4. Управление конфликтами в коллективе
5. Мотивация
Рекомендуемая литература:
1) Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 304 с.
2)Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 345 с.
3) Бланк И.А. Управление прибылью. – Киев: “Ника-Центр”, 2008. – 543 с.
4) Жизнин С., Крупнов В. Как стать бизнесменом. Минск: Предприниматель, 2010
5) Ермаков В.А. Как организовать свой малый бизнес. Алматы , 2008
6) Хоскинг А. Курс предпринимательства. М., 2007.
7) Ф.Котлер, Д.Боуэн, Д.Мейкенз. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов/М.: Юнити-Дана. 2007.-787с.
8) http://tourlib.net/books_tourism/kozyreva.htm
Лекция 7. Бизнес-планирование предприятия питания и индустрии гостеприимства
Цель лекции:выяснить сущность и значение бизнес-планирования, позволяющей объективно оценить деятельность предприятий, фирм
Основные понятия:бизнес-план, стратегия, тактика, имидж, рынок, качество, производственная мощность
План лекции:
1. Содержание бизнес-планирования, его роль в рыночной экономике
2. Основные функции бизнес- планирования
3. Общие требования, предъявляемые к бизнес-планам
4. Структура бизнес-проекта
5. Разработка стратегии (маркетинг, производственный план, финансовый план)
1.Содержание бизнес-планирования, его роль в рыночной экономике
Одним из методов планирования хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики является Бизнес- план.
Он является объективной оценкой собственной деятельности фирмы, необходимым инструментом принятия проектно- инвестиционных решений, связанных с взаимодействием фирмы с внешней средой.
Бизнес- план является целевым, программным документом, который представляет собой систему:
- расчётов;
- технико-экономических обоснований;
- совокупность экономических показателей;
- описание мер и действий.
Бизнес-план позволяет очертить круг проблем, с которыми сталкивается предприятие при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде. Поможет определить и обеспечить пути решения этих проблем. Он ориентирован на достижение успеха, главным образом, в финансово-экономической деятельности.
Существуют различные цели инвестирования и соответственно цели составления бизнес-плана. В соответствии с этими целями принято выделять следующие типы бизнес-планов:
1. Полный бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта - изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых финансовых результатов.
2. Концепт бизнес-плана коммерческой идеи или инвестиционного проекта - основа для переговоров с потенциальным инвестором или партнером для выяснения степени его заинтересованности или возможной вовлеченности в проект.
3. Бизнес-план компании (группы) - изложение перспектив развития компании на предстоящий плановый период перед советом директоров или собранием акционеров с указанием основных бюджетных наметок и хозяйственных показателей для обоснования объемов инвестиций или других ресурсов.
4. Бизнес-план структурного подразделения - изложение перед высшим руководством корпорации плана развития хозяйственной (операционной) деятельности подразделения для обоснования объемов и степени приоритетности централизованно выделяемых ресурсов или величины прироста оставляемой в распоряжении подразделения прибыли.
5. Бизнес-план (заявка на кредит) для получения на коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора.
6. Бизнес-план (заявка на грант) для получения средств из государственного бюджета или благотворительных фондов для решения острых социально-политических проблем с обоснованием прямых и косвенных выгод для региона или общества в целом от выделения средств или ресурсов под данный проект.
6. Бизнес-план развития региона - обоснование перспектив социально-экономического развития региона и объемов финансирования соответствующих программ для органов с бюджетными полномочиями.
Бизнес-план является основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами и возможными инвесторами. Он должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и перспективах своего участия в нем.
2. Основные функции бизнес- планирования
1. Обоснование стратегии и тактики хозяйственного поведения, что особенно необходимо вновь создаваемым предприятиям, а также действующим предприятиям при разработке ими новых направлений деятельности.
2. Планирование и прогнозирование результатов деятельности в традиционном для отечественной экономики понимании (как разработка возможно более полной программы деятельности) и определение целей развития в части реализации индикативных методов планирования, планов развития бизнеса.
3. Привлечение инвесторов, что особенно важно для дорогостоящих широкомасштабных, фундаментальных проектов.
При оценке эффективности бизнес- планов различают:
1) коммерческую или финансовую эффективность;
2) бюджетную эффективность, которая отражает финансовые последствия реализации проекта с точки зрения его влияния на формирование федерального, регионального или местного бюджета;
3) социально- экономическую эффективность, оценивает затраты и результаты, связанные с реализацией проекта.
Внешние функции бизнес- плана
Функции бизнес- плана | Содержание |
Макроэкономический анализ соответствующих сфер производства | определение стратегических тенденций развития производства |
Создание информационной базы для разработки макроэкономической политики | разработка и реализация государственной политики; разработка и реализация региональной политики |
Привлечение инвестиций | реальные инвестиции: централизованные инвестиции (государственные, региональные программы); дотации, субсидии; финансовые инвестиции: подготовка эмиссии акций и реализации их на фондовом рынке. |
Привлечение заемного капитала | ссуды, кредиты |
Установление деловых контактов, изучение целей участников | организация и проведение переговоров, торгов, заключение контрактов |
Обоснование направлений реализации | приватизация государственных (муниципальных) предприятий; обоснование совместных производств с другими предприятиями; обоснование использования иностранного капитала; обоснование создания финансово- промышленных групп или вложения в них |
Внутрифирменные функции бизнес- плана
Функция управления производством | Функция бизнес- плана | Содержание |
Планирование и оценка деятельности | 1.Разработка долговременных стратегий (концепций) развития; обоснование конкретных направлений деятельности, краткосрочных её целей; разработка тактики их достижений; прогнозирование результатов деятельности. 2. Оценка научно- технического, производственного потенциала | 1.Обеспечение системного и сквозного характера планирования и прогнозирования. 2.Оценка степени использования имеющегося потенциала; выявление и оценка резервов; разработка мероприятий по научно- техническому развитию. |
Организация деятельности | 1.Определение центров ответственности за результаты деятельности. 2.Анализ соответствия кадрового состава. 3. Анализ системы оплаты труда | 1.Обоснование обязанностей структурных подразделений и отдельных исполнителей. 2.Переподготовка (повышение квалификации); подбор новых кадров. 3.Оценка существующей системы оплаты труда |
Контроль, учет производства | 1.Контроль за результатами деятельности, их учет. 2.Определение степени и факторов риска. 3.Отчетность перед собственниками; лабильность проекта производства, подготовка к внезапным изменениям | 1.Учет отклонений от плана, их анализ. 2.Разработка мероприятий по снижению риска. 3.Обеспечение устойчивости и живучести проекта |
3.Общие требования, предъявляемые к бизнес-планам
Прежде чем приступить к разработке бизнес-плана инвестиционного проекта, руководитель проекта должен выполнить следующие работы:
- 1) проведение маркетинговых исследований с целью выбора для последующего производства продукта или услуги из уже представленных на рынке, но обладающих высоким потенциалом спроса, а также с целью исследования возможностей и путей сбыта на рынке нового продукта или услуги;
- 2) оценка соответствия организационных, профессиональных и технологических возможностей предприятия требованиям производства и сбыта выбранной продукции или услуг. Выявление узких мест и пути их преодоления;
- 3) определение потенциальных партнеров по кооперации, основных поставщиков сырья, материалов и комплектующих, энергоносителей, а также заключение с ними предварительных соглашений об условиях поставки;
- 4) определение поставщиков технологического оборудования и соглашения с ними условий его поставки;
- 5) предварительный расчет объема инвестирования и оценка предполагаемого залога;
- 6) определение типа или имен конкретных потенциальных инвесторов проекта.