Семь источников инновационных возможностей
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ.
Менеджмент и инновация необходимы везде - в экономике и в образовании, в здравоохранении и муниципальном управлении. И необходимы они именно потому, что не означают “коренного перелома”, грандиозных преобразований. Предпринимательское общество в каждый момент делает одновременно великое множество разных шагов: новый продукт здесь, новая услуга там, новая форма досуга где-то еще. Только такая структура в состоянии удовлетворить разнообразнейшие и почти всегда локальные потребности очень сложного общества, тем более - развивать эти потребности. Поэтому инновация определяется как конечный результат интеллектуальной (научно-технической) деятельности, получившей воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта или услуги внедренных на рынке.
Следует разграничить понятия новшества и инновация. Новшество – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытия, изобретения, патента, товарного знака, рационализаторского предложения, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческого или производственного процесса, стандарта и т.п.
Главное – внедрить новшество, превратить новшество в форму инноваций, т.е. завершить инновационную деятельность и получить положительный результат.
Инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получение экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.
Семь источников инновационных возможностей.
Инновация не обязательно должна быть технической и вообще чем-то вещественным. Считается, что японцы - не новаторы, а имитаторы. Действительно, они показали мало технических и научных новшеств. Их успех был основан на социальной инновации.
Японцы приняли сто лет назад обдуманное решение сконцентрировать усилия на социальных инновациях и имитировать, импортировать и адаптировать технические инновации - все это принесло им ошеломляющий успех.
То, что иногда именуется творческой имитацией, есть вполне респектабельная и часто очень успешная предпринимательская стратегия.
Инновация есть скорее экономический и социальный термин, чем технический.
Систематическая инновация состоит в целенаправленном организованном поиске изменений и в систематическом анализе тех возможностей, которые эти изменения могут дать для экономической или социальной инновации.
Систематическая инновация означает мониторинг семи источников новаторских возможностей.
Первые четыре источника лежат в пределах предприятия (во внутренней среде), поэтому они видны прежде всего людям, работающим в данном секторе или отрасли. Это, в основном, симптомы. Но это высоко надежные индикаторы изменений, уже случившихся или таких, которые можно заставить случиться с небольшими усилиями.
Эти четыре источника:
- Неожиданное событие: неожиданный успех, неожиданная неудача, неожиданное внешнее событие.
- Несоответствие, несовпадение: между реальностью как она есть и ее отражением в наших мнениях и оценках.
- Инновация, основанная на потребностях производственного процесса.
- Изменения в структуре отрасли или рынка, захватившие всех врасплох.
Вторая совокупность источников, из трех элементов, включает изменения за пределами предприятия или отрасли, а именно, в социальной, политической, интеллектуальной среде (внешняя среда):
- Демографические изменения.
- Изменения в восприятии и настроениях потребителей.
- Новое знание, научное и ненаучное.
Все эти источники перекрывают друг друга, но порядок их перечислений не произволен. Они перечислены в порядке убывания надежности и предсказуемости. В противоположность почти всеобщему убеждению, новое знание - особенно научное знание - наименее надежный и наименее предсказуемый источник успешных инноваций. Например, анализ таких вещей как неожиданное событие позволят сильно снизить риск и неопределенность. Инновации, возникающие из него, имеют, как правило, наименьшие значение между началом предприятия и его измеримыми результатами - успехом или неудачей.
Первый источник: неожиданное событие.
а) Неожиданный успех. Нет области, которая предлагала бы более богатые возможности для успешной инновации, чем неожиданный успех. Нет области, в которой инновационные возможности были бы связаны с меньшим риском, а их осуществление менее трудоемко. Однако неожиданным успехом почти всегда пренебрегают, хуже того, руководство склонно его энергично отталкивать.
Дело в том, что руководству трудно примириться с неожиданным успехом. Это требует решимости, конкретных политических мер, способности глядеть в лицо реальности и смирения, позволяющего сказать: “Мы были неправы”.
Все мы склонны верить, что любая деятельность, продолжающаяся достаточно долго, будет продолжаться вечно и приносить положительный результат. Все, что противоречит закону природы, будет отвергаться как неразумное, нездоровое и явно ненормальное.
В большинстве организаций высшее руководство вырастает, как правило, занимаясь одной областью, выполняя одну функцию. Здесь они чувствуют себя уверенно. Всем прочим пусть занимаются другие.