В сфере налогообложения

Под административными правонарушениями в сфере налогообложения следует понимать правонарушения, ответственность за совершение которых установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Общие положения об ответственности за совершение административных правонарушений в сфере налогообложения

Как известно, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) введен в действие на территории России с 1 июля 2002 г.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 2002 года представляет собой принципиально новый законодательный акт, регулирующий отношения в области охраны прав и свобод человека и гражданина, охраны здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты общественной нравственности, охраны окружающей среды, поддержания установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности; собственности, защиты законных экономических интересов государства, в том числе основ налоговой системы Российской Федерации, от административных правонарушений.

Административные правонарушения — это противоправные виновные действия (бездействие) физических или юридических лица, за которые КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Под административными правонарушениями в сфере налогообложения следует понимать налоговые правонарушения (нарушения законодательства о налогах и сборах), ответственность за совершение которых установлена КоАП РФ.

Новый КоАП РФ устанавливает исчерпывающий перечень видов административных наказаний и правил их применения, порядок производства по делам об административных правонарушениях и исполнения постановлений о назначении административных наказаний, содержит много новых норм и положений, разработанных с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, действующей Конституции РФ и законодательства РФ.

Задачами законодательства об административных правонарушениях в области налогообложения являются защита установленного порядка осуществления государственной власти в данной сфере, защита законных экономических интересов общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений в сфере налогообложения.

Основными принципами привлечения к административной ответственности за нарушение норм налогового законодательства являются;

1. принцип законности;

2. принцип равенства субъектов административного правонарушения перед законом и

3. презумпция невиновности.

Таким образом, в основу законодательства об административной ответственности положены хорошо знакомые нам конституционные принципы.

Принцип законности. В соответствии с этим принципом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

При этом применение норм административного наказания (а это, как правило, административные штрафы) и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется только уполномоченными на то законом органом или должностным лицом в пределах компетенции указанного органа или должностного лица. При применении мер административного принуждения закон не допускает решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство наказуемого.

Принцип равенства перед законом. «Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом», — указывается в статье 1.4 КоАП РФ, в развитие конституционного запрета любых форм дискриминации при привлечении к административной ответственности. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Презумпция невиновности. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности за правонарушения в сфере налогообложения, толкуются в пользу этого лица.

В сфере налогообложения - student2.ru Элементами административного правонарушения в сфере налогообложения (как, впрочем, и элементами любого правонарушения) являются: объект правонарушения, объективная сторона, субъективная сторона правонарушения и субъект правонарушения.

Субъектами административной ответственности за совершение нарушений норм законодательства о налогах и сборах, как правило, являются должностные лица (например, руководитель, главный бухгалтер) организаций.

При этом должностное лицо организации подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в сфере налогообложения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, выразившимся в нарушении руководимой им организацией норм налогового законодательства. Поэтому в данном случае под должностным лицом принято понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организациях.

При этом физические лица могут быть привлечены к административной ответственности с 16-летнего возраста.

В свою очередь, должностное лицо организации признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у организации имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Кроме того, говоря о субъектах административной ответственности, следует отметить, что назначение налогового наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за аналогичное правонарушение виновное физическое лицо (например, руководителя организации), равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица (руководителя организации) не освобождает от налоговой ответственности за данное (аналогичное) правонарушение само юридическое лицо.

Таким образом, административная ответственность в сфере налогообложения дополняет налоговую ответственность.

Наши рекомендации