Условия гражданско-правовой ответственности
Условиями наступления гражданско-правовой ответственности, т.е. элементами состава гражданского правонарушения (действий или бездействия), которые признаются необходимыми и достаточными, чтобы признать нарушение норм гражданского права является: противоправность поведения должника; наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) должника и наступившими последствиями; вина нарушителя; наличие вреда у потерпевшего.
Противоправность поведения должника.
Под противоправностью при наступлении гражданско-правовой ответственности признается поведение должника (действия или бездействие), нарушающее нормы права.
Так, при привлечении к договорной ответственности не следует доказывать, что ненадлежащие действия или бездействие должника нарушили правовые нормы, содержащиеся в гражданском законодательстве. Достаточно сослаться на неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по договору в силу ст. 309 ГК РФ, согласно которой обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких требований- в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями.
Наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) должника и наступившими последствиями в результате неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательства вредом.
Причинно-следственная связь - это объективно существующая взаимосвязь явлений, которая характеризуется тем, что в конкретной ситуации из двух взаимосвязанных явлений одно (причина) всегда предшествует другому и порождает его, а другое (следствие) всегда является результатом действия первого. Вместе с тем при анализе оснований возникновения гражданско-правовой ответственности организации особый интерес вызывает вопрос наличия в действиях юридического лица вины.
Причинная связь всегда объективна и конкретна. Однако, в различных ситуациях одна и та же причина может как быть, так и не быть результатом неблагоприятных последствий.
Наличие вины как условие гражданско-правовой ответственности
Вина является субъективным условием юридической ответственности, выражающим отношение правонарушителя к собственному неправомерному поведению и его последствиям. Она рассматривается как субъективное психическое отношение лица к своему противоправному поведению и его последствиям, которое связано с предвидением неблагоприятных результатов такого поведения и осознанием возможности их предотвращения. Такое понятие вины в равной мере применимо как к гражданам, так и к юридическим лицам.
Вина как условие ответственности имеет весьма значительную специфику. Она вызвана особенностями регулируемых гражданским правом отношений имеющих, как правило, товарно-денежный характер, и главенством компенсаторно-восстановительной функции гражданско-правовой ответственности.
Представляется интересным исследование В.В. Гарамита, который считает, что понятие вины в гражданском праве существенным образом отличается применительно к физическим и к юридическим лицам. Это, прежде всего, связано с особой правовой природой, как юридического лица, так и его гражданско-правовой ответственности.
Вина юридического лица, в отличие от вины физического лица- это конструкция гражданского права, которая определяет наличие индивидуально не конкретизированных нарушений в деятельности юридического лица, которые повлекли за собой наступление неблагоприятных имущественных либо личных неимущественных последствий и, как следствие, гражданско-правовую ответственность.
Характерными признаками вины юридического лица являются:
Во-первых, отклонение деятельности юридического лица от принятых стандартов, проявляющееся в неисполнении определенных правовых норм, в результате чего наступают отрицательные имущественные и иные последствия.
Во-вторых, вина юридического лица не может быть определена как психическое отношение к характеру действий и возможным последствиям. Поэтому невозможно четко определить формы вины при оценке вины юридического лица в гражданских правоотношениях. При этом следует исходить из целостности деятельности вины юридического лица, поэтому нет необходимости и не всегда возможно устанавливать вину конкретных его работников. Их вина устанавливается для предъявления регрессных требований к работникам по нормам других отраслей права[55].
В соответствии со ст. 401 ГК РФ вина может выступать в форме умысла или неосторожности.
Умысел проявляется в действиях субъекта в том случае, когда лицо, совершившее правонарушение, предвидело общественно-опасный характер последствий своих действий, желало этих последствий или сознательно допускало их наступления. Отсюда следует, что умысел проявляется, прежде всего, в отношении лица к совершенному им действию или бездействию.
Рассматривая умысел как форму вины важно отметить следующие его составные элементы:
а) осознание правонарушителем всех фактических обстоятельств правонарушения;
б) предвидение вредоносных последствий своего поведения;
в) понимание противоправности своих действий;
г) желание наступления таких последствий.
Только при наличии всех этих элементов можно говорить об умысле как форме вины. При этом первые три элемента представляют собой интеллектуальную составляющую умысла, а последний- волевую составляющую умысла.
Неосторожность является одной из форм вины как субъективной стороны состава правонарушения. В теории права различают две формы неосторожности: самонадеянность, которая состоит в предвидении правонарушителем возможности наступления последствий своего деяния, соединенном с легкомысленным расчетом на их предотвращение и небрежность, выражающаяся в непредвидении правонарушителем возможности наступления вредных последствий своего действия или бездействия, хотя по обстоятельствам дела он мог и должен был их предвидеть.
Наличие вреда (убытков) у потерпевшего.
Гражданско-правовая ответственность наступает при условии причинения вреда потерпевшему. Как правило, наличие указанного условия необходимо для привлечения нарушителя к ответственности. Вместе с тем гражданско-правовая ответственность за нарушение договорных обязательств может наступать и независимо от причинения вреда. Например, при просрочке передачи товара по договору у юридического лица - должника возникает обязанность уплаты предусмотренной договором неустойки независимо от того, причинен ли в результате просрочки вред приобретателю товара.
Под вредом в гражданском праве понимается всякое умаление личного или имущественного блага. С этой точки зрения различается вред моральный и материальный.
Материальный вред - это имущественные потери, такие, как уменьшение стоимости поврежденной вещи, утрата уничтоженной вещи, уменьшение или утрата доходов, необходимость произведения расходов на восстановление первоначального положения и т.п.
Моральный вред представляет собой физические или нравственные страдания гражданина, вызванные нарушением его личных неимущественных прав или умалением иных его личных (нематериальных) благ - посягательствами на его честь и достоинство, неприкосновенность личности, здоровье и т.д.
Согласно п. 5 ст. 152 ГК РФ гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь (сопровождающееся положительной оценкой общества отражение качеств лица в общественном сознании), достоинство (сопровождающееся собственной положительной оценкой отражение качеств лица в его сознании) или деловую репутацию (сопровождающееся положительной оценкой общества отражение деловых качеств лица в общественном сознании), вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением. В пункте 7 данной статьи предусмотрено, что правила этой статьи о защите деловой репутации гражданина соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица.
Грамматический анализ ст. 152 ГК РФ дает основания для вывода о праве юридического лица требовать возмещения морального вреда. Данную позицию разделяет Пленум Верховного Суда Российской Федерации, который в п. 15 Постановления от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» указал, что правила, регулирующие компенсацию морального вреда в связи с распространением сведений, порочащих деловую репутацию гражданина, применяются и в случаях распространения таких сведений в отношении юридического лица.