Права патентообладателя
Необходимо выявить и обозначить общие характеристики, присущие всем правам патентообладателя:
1) Все права носят абсолютный характер;
2) Все права патентообладателя носят исключительный характер в том смысле, что они принадлежат только патентообладателю;
3) Права патентообладателя носят срочный характер и ограничены сроком действия патента. Эти сроки дифференцируются в зависимости от объекта: на изобретение патент действует – 20 лет, на полезную модель – 10 лет, на промышленный образец – 15 лет.
П.3 ст.1363 ГК допускает возможность продления этих сроков для полезных моделей и промышленных образцов решением федерального органа, но не более чем на 3 и 10 лет соответственно. Эти сроки исчисляются с даты подачи заявки, а не с момента выдачи патента. Это не случайно, поскольку сведения о заявках публикуются, а значит, возникает не только потенциальная возможность присвоения иными лицами, а степень этой возможности высока. Отсюда именно с момента подачи заявки соответствующим разработкам предоставляется временная правовая охрана. Права патентообладателя ограничены территорией государства, выдавшего патент.
Мы упомянули, что патентное законодательство носит исключительно национальный характер и правовая охрана разработок является национальной. Если есть потребность использования разработки на территории иностранного государства, то нужно получать соответствующий патент в иностранном государстве. Сегодня есть предложения по создания наднациональных заявок и наднациональных патентов. Существует вашингтонская конвенция 1970 г., которая предусматривает международные органы и возможность выдачи международного патента, которая будет получать защиту на территории государств, ратифицировавших эту конвенцию. Но их число не велико, поэтому проблему не решает. В 1994 г. была заключены Евразийская патентная конвенция, в основном в ней участвуют страны бывшего СССР и ее смысл создать наднациональный патент, но не международного, а еврозийского.
Анализ тех прав патентообладателя, которые закреплены действующим законодательством. К числу прав патентообладателя действующий закон относит исключительное право на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца. Предусмотрен примерный перечень правомочий, входящих в число прав патентообладателя на использование разработки. Но этот примерный перечень является воплощение позитивного содержания исключительного права. Позитивного в том смысле, что эти действия могут быть совершены только патентообладателем.
Вместе с тем закон закрепляет определенные исключения из этого правила, в частности, ст.1362 ГК устанавливает возможность выдачи принудительной неисключительной лицензии. Ее смысл состоит в том, что при наличии определенных условий (неиспользование или недостаточное использование соответствующего объекта патентообладателем, отсутствие уважительных причин такого неиспользования или недостаточного использованию, недостаточное предложение товаров и услуг на рынке, заинтересованное лицо желает и готово использовать соответствующий объект, а патентообладатель отказывается заключить лицензионный договор). При наличии этих условий заинтересованное лицо может обратиться в суд может вынести решение о предоставлении принудительной неислючительной лицензии и условиях такого представлении.
Феномен принудительной лицензии является исключением из правила, что соответствующие действия по использованию могут совершаться только патентообладателем и с его согласия. но закон устанавливает негативную сторону данного исключительного права, которая состоит в том, что патентообладатель вправе закрепить использование соответствующего объекта промышленной собственности любому третьему лицу. Т.е. никто не может использовать объект без разрешения патентообладателя. Негативное проявление является негативным.
Ст.1359 ГК закрепляет перечень действий, которые не признаются нарушение исключительных прав патентообладателя. Кроме того к числу исключений относится право преждепользования (ст.1361 ГК). в области патентного права существует феномен объективной повторяемости решений. Возможна ситуация, когда соответствующее лицо независимо от автора и патентообладателя создает тождественное решение. Причем, если бы этого права не было, то получалась ситуация, что если лицо создано и не запатентовало, то с момента патентования другим лицом, такие действия признавались нарушением. Отсюда законодатель создает феномен преждепользования – это лицо имеет возможность безвозмездного использования этого решения в собственном производстве без расширения объема. Его действия не создают
Право послепользования (п.3 ст.1400 ГК) – это обратная ситуация. Эта проблема возникает, когда существует максимальный срок патента, причем за поддержание патента в силе патентообладатель должен уплачивать пошлины. Если он их не уплачивает, то патент теряет силу. После аннулирования действия патента, это решение не подлежит правовой охране и может быть использовано любым и каждым. Здесь начинаются проблемы. Закон, охраняя права патентообладателя, позволяет ему восстановить действие патента, уплатив необходимые пошлины. Получается, что действие патента восстановлено, но в период до восстановления патента от момента прекращения его силы, другое лицо на законных основаниях в разрешенных пределах начало использования этого объекта. Так вот это лицо нуждается в определенной защите. Его права называются правами послепользования, и соответствующее лицо обладает возможностью безвозмездного использования соответствующего решения без расширения объема. Его действия
Ст.1360 ГК – в интересах национальной безопасности ПРРФ может разрешить использование соответствующего объекта.
Право на распоряжение патентом – как и в любом ином случае, закон устанавливает две договорные конструкции, которые опосредуют передачу права на патент:
· путем отчуждения патента – этот договор должен быть под страхом недействительности заключен в письменной форме. Но сам объект исключительного права появляется в результате официального признания, регистрации, поэтому договор об отчуждении также подлежит регистрации в патентном ведомстве.
Необходимо обратить внимание на такую форму, суть которой состоит в неком аналоге публичной оферты – автор при подачи заявки на выдачу патента может сделать в письменной форме заявление о том, что в случае выдачи патента, он обязуется заключить договор о его отчуждении на условиях, соответствующих установившейся практике с первым, кто изъявил такое желание. Может возникнуть вопрос, для чего это нужно заявителю? С одной стороны, он тем самым обозначает свой интерес к отчуждению и поскольку эта информация будет опубликована, каждое заинтересованное лицо уже может с этой информацией ознакомится, а с другой стороны, он в определенной мере снимает с себя материальное бремя, поскольку подобное заявление повлечет освобождения от взимания патентных пошлин – заявитель, который отозвался на сделанное предложение, внесет эти пошлины в том числе и за автора.
· путем предоставления прав на использование патента (лицензионный договор) – законодатель дифференцирует все лицензионные договоры на 2 группы:
1) договор простой неисключительной лицензии -
2) договор исключительной лицензии – исключительные лицензии могут различаться оп территории действия, по воплощению в том ли ином объекте, по способу использования. Исключительность означает, что патентообладатель не может в отношении такого же способа использования разрешить соответствующую деятельность иному лицу. Лицензионный договор подлежит заключению в письменной форме. Законодатель устанавливает особый порядок его заключения – он подлежит регистрации в патентном ведомстве.
Существенными условиями для возмездного договора будет цена, а также для всякого договора – предмет. Предмет есть способ использования.
Открытая лицензия – ее суть состоит в том, что патентообладатель вправе подать в ФОИВ заявление о предоставлении любому лицу право на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца. Говоря о лицензионный договорах, необходимо напомнить о возможности существовании принудительной лицензии (для авторского права не характерно) – суд может своим решение санкционировать выдачу лицензии.
Правовая охрана средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции.