Тема 2. Специфика нравственного поведения
I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Преподавание дисциплины «Профессиональная этика» имеет целью:
- дать анализ природы и сущности этики, нравственных норм и морального поведения, структуры морали и ее функций, связи морали с практикой социальной деятельности;
- обеспечить студентам знание об основных понятиях этики;
- выявить тенденции развития профессиональной этики, этики менеджера, предпринимателя, специалиста в области анализа и разработки документоведческой базы управления;
- помочь студентам овладеть методологией осуществления нравственных норм и ценностных ориентаций в сфере их профессиональной деятельности.
В результате изучения дисциплины «Профессиональная этика» студент должен:
1. Иметь представление:
- о профессиональной этике как о теоретической и практической дисциплине, направленной на выработку нравственных принципов в области документоведения и управления;
- об особенностях поведения управленца и документоведа;
- о нравственных ориентациях в различных ситуациях управления и подготовки документальных материалов;
2. Знать:
- основные понятия и законы этического поведения личности в условиях управленческой и исполнительской деятельности;
- специфику этики и нравственных качеств в условиях конкурентных отношений на рынке;
- соотношение социальных и этических рамок рыночной экономики;
3. Владеть:
- навыками поведения в процессе управленческой деятельности и выполнения функций практика-документоведа;
- знаниями нравственных норм в условиях рынка;
- пониманием нравственных мотивов в процессах управленческой и исполнительской деятельности;
4. Иметь опыт:
- разработки нравственного кодекса организации;
- выработки оптимальных форм нравственных отношений внутри коллективов сотрудников и с внешними партнерами организации;
- поведения в соответствии с нормами этики;
- использования материалов курса «Профессиональной этики» на практике.
Организационно-методические указания
Учебная дисциплина «Профессиональная этика» изучается студентами факультета социального управления очного, вечернего и заочного отделений.
Цель обучения – раскрыть специфику управленческой деятельности в контексте нравственных ценностей и этических норм.
Взаимосвязь с другими дисциплинами основывается на знаниях, полученных в средних, срендне-специальных и высших учебных заведениях по таким дисциплинам как: «История отечества», «Социология», «Философия», «Культурология».
Структурно курс «Профессиональная этика» имеет внутреннюю логику и содержит следующие разделы: «Этика как наука о нравственности», «Профессиональная этика и этика рыночного хозяйства», «Этические аспекты интеллектуальной собственности».
Из общего бюджета времени занимают 60%, 40% отводится на практические занятия, консультации, экзамены и зачеты. Особое место уделяется самостоятельной работе, которая предполагает изучение студентами работ российских и зарубежных авторов (см. список литературы).
Цель лекций – дать строгую структуру знаний в области профессиональной этики, показать роль этики в административной и предпринимательской деятельности, в ограничении отрицательных явлений рыночного хозяйства. Лекции имеют проблемный характер и предполагают диалог со студентами. В процессе чтения лекций преподаватель стимулирует познавательную деятельность студентов, связывает теоретические проблемы с практикой нравственных отношениях в бизнесе. На лекциях даются указания по самостоятельному изучению источников по основным тема курса и подготовке к самостоятельным занятиям. На семинарах и других практических занятиях для развития творческих способ6остей студентов используются такие методы как дискуссии, доклады и их обсуждение, фиксированные сообщения и рефераты. Поощряются свободные выступления студентов по избранным темам.
Контроль качества подготовки студентов и их успеваемости подразделяется на текущий и основной (итоговый). Текущий контроль предполагает свободные устные выступления студентов, их опрос, тестирование, итоговый – экзамены и зачеты. Предполагается конкурс рефератов, итоги которого будут учитываться на экзаменах и зачетах.
Содержание тем дисциплин.
Раздел I. Этика как наука о нравственности.
Тема 1. Природа и сущность этики.
Мораль и этика. Мораль и право. Нравственный поступок и моральное поведение. Различные подходы к изучению морали: эпикуреизм и стоицизм. И.Кант о специфике практического разума и нравственных требованиях со стороны общества, а также Божественного начала. Нравственные максимы (требования индивида к самому себе). Проблема обоснования в этике. Структура морали и ее функции. Мораль и культура.
Тема 2. Специфика нравственного поведения.
Мировоззрение, нравственные ценности, этические нормы. Связь морали с элитарной и массовой культурой. Значение уровня нравственного развития личности. Межличностные отношения и их влияние на поведение. Субъективная и объективная мораль. Нравственная слабость и пути ее преодоления.