Мотивация трудового поведения
Одной из стратегических задач управления персоналом является повышение эффективности и результативности работы сотрудников. В решении этой задачи наиболее важным направлением является мотивация трудовой деятельности сотрудников.
Специалисты рассматривают, предполагающее ориентацию практики управления на фактическую структуру ценностных установок и интересов работника, как практику решения проблемы повышения эффективности их труда. Цель стимулирования – наиболее полная реализация имеющегося трудового потенциала работника.
Мотивация предполагает долговременное воздействие на работника в целях изменения по заданным параметрам структуры его ценностных ориентаций и интересов, формирования соответствующего мотивационного ядра и развития на этой основе трудового потенциала.
В настоящее время можно выделить 3 основные группы теорий мотивации:
1. первоначальные
2. содержательные
3. процессуальные
Первоначальные теории мотивации основаны на применении простых стимулов принуждения и материального и морального поощрения работников.
Широко известна теория “кнута” и “пряника” (положительной и отрицательной мотивации), согласно которой сотрудники четко знают, за что они могут быть поощрены, а за что наказаны.
Развитием теории “кнута” и “пряника” является теория “Х” и “У”.
«Х» | «У» |
В мотивах преобладают биологические потребности Человек не любит работать, поэтому труд необходимо нормировать, а людей принуждать к работе Человек предпочитает работать, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственность, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации Качество работы низкое, поэтому нужен постоянный строгий контроль | В мотивах преобладают социальные потребности и желание хорошо работать Для человека работа может быть источником удовольствия, а может быть наказанием в зависимости от условий Обычно человек готов брать на себя ответственность Многим людям присуща готовность использовать свои знания и опыт в трудовой деятельности Внешние контакты и угроза наказания не являются главными стимулами Наиболее важное вознаграждение связано с удовлетворением потребностей в самовыражении |
Главные стимулы | |
Принуждение | Самоутверждение Материальное и моральное поощрение |
Вспомогательные стимулы | |
Материальное поощрение | Принуждение |
Содержательные теории мотивации основаны на идентификации потребностей, которые заставляют людей действовать определенным образом. Наиболее известными являются теории А. Маслоу, К. Альдерфера, д. Макклелланда, Ф. Герцберга. Каждый из авторов предлагает свою классификацию потребностей, оказывающих наибольшее влияние на трудовую деятельность человека. Согласно содержательным теориям, управление мотивацией трудовой деятельности заключается в выявлении доминирующей потребности человека и разработке мер по ее удовлетворению.
1. Доминирующая потребность
2. Удовлетворение потребности
3. Повышение эффективности деятельности