Неожиданный успех может вызывать раздражение
Одна из причин слепоты в том, что традиционные системы отчетности умалчивают о неожиданных успехах, тем более, не привлекают к ним внимание менеджмента.
Практически в каждой организации составляются ежемесячные или квартальные отчеты. Начинаются они с перечня областей, где результаты оказались ниже ожидаемых. На периодических совещаниях обсуждаются трудности. Никто даже не заглядывает в области, где дела идут лучше, чем ожидалось. А если неожиданный успех нельзя выразить количественно, цифры вообще не покажут ничего неожиданного.
Использование возможностей инновации, вызванных неожиданным успехом, требует анализа. Неожиданный успех - это симптом. Но симптом чего? Быть может, всего лишь симптом узости нашего кругозора и ограниченности наших знаний.
Таким образом, неожиданный успех не просто дает возможности для инновации - от требует инновации. Он заставляет нас спрашивать: Какие фундаментальные изменения нужны в определении нашего бизнеса? Нашего рынка? Нашей технологии? Если эти вопросы поставлены, неожиданный успех откроет, вероятно, наиболее выгодные и наименее рискованные из всех инновационных возможностей.
Неожиданный успех должен быть замечен. Он должен отражаться в информации, которую получает менеджмент.
И по поводу каждого неожиданного успеха менеджмент должен задать себе следующие вопросы:
- Если мы используем успех, что это нам даст?
- Куда это нас приведет?
- Что нужно сделать, чтобы превратить его в возможность?
- Как это сделать?
Это означает, что нужно выделить время на обсуждение неожиданных успехов, а также выделить специальных людей, чтобы проанализировать успех и продумать возможность его эксплуатации.
Неожиданный успех предъявляет требования, и к ним нужно отнестись серьезно. Прежде всего, он требует лучших людей, а не кого попало. Ибо возможности здесь бывают очень значительными.
б) Неожиданная неудача. Неудачи, в отличии от успехов, не могут быть отвергнуты и редко проходят незамеченными. Но как симптомы возможностей неудачи воспринимаются еще реже. Конечно, большинство неудач - всего лишь результат грубых ошибок, алчности, некомпетентности в планировании и в исполнении. Но если проект терпит неудачу, невзирая на тщательное планирование и добросовестное исполнение, такая неудача часто говорит о скрытых изменениях, а стало быть - о возможностях.
Предпосылки, на которых были основаны проект продукта или услуга, конструкция или рыночная стратегия, могут более не соответствовать реальности. Быть может, покупатели изменили свои ценности и предпочтения. Быть может, однородный рынок раскололся на два сектора и каждому требуется что-то специфическое. Любое изменение подобного рода дает возможность для инновации.
Здесь нужен, прежде всего, не анализ, а наблюдения. Нужно выйти за ворота предприятия, оглядеться и прислушаться. В окружающей среде произошло что-то важное.
Столь же важно не пропустить неожиданное событие у поставщика или клиента.
Важен также неожиданный успех или неудача у конкурента. В любом случае к такому событию нужно отнестись серьезно - это симптом инновационных возможностей. Анализа недостаточно. Необходимы наблюдения. В сущности, предпринимателю даже не обязательно понимать, почему реальность изменилась. Важно установить факт изменения. Если изменение имеет место, оно уже является источником успешных инноваций.
в) Неожиданное внешнее событие. Внешние события не отраженные в информации, опираясь на которую менеджмент управляет организацией, зачастую еще важнее, чем внутренние.
Речь идет о всяком неожиданном внешнем событии. Оно должно давать возможность применять существующие в фирме знания и опыт в несколько иной области. Это требует инноваций в продукции, в сбыте и обслуживании.
Использовать неожиданное внешнее событие, по-видимому, легче всего существующим крупным организациям. Вероятно, здесь руководству легче видеть “общую картину”.
Неожиданное внешнее событие - как раз та область инноваций, где крупным организациям предлагаются наибольшие возможности с наименьшим риском. Возможно, в этой области особенно важно экспертное знание и способность мобилизировать значительные ресурсы.
Однако крупные размеры - не гарантия успеха. Возможность, иными словами, требует постоянного организованного поиска и инновационного управления.
Второй источник: несоответствие.Несоответствие - это расхождение, диссонанс между тем, что есть, и тем, что “должно быть”, между реальностью и представлениями о ней. Если воспользоваться геологическим термином, можно сказать, что несоответствие говорит нам о скрытом “разломе”. Такой разлом – это приглашение к инновации. Он создает нестабильность, в которой очень небольшие усилия могут сдвинуть огромные массы и перестроить целые социальные и экономические структуры. Однако несоответствия, как правило, не проявляются в цифрах и документах, которые получают менеджеры. Это вещи скорее качественные, чем количественные.
Как и неожиданные события, несоответствия – это симптом изменений: либо тех, что уже произошли, либо тех, которые можно вызвать. Изменения, скрытые за несоответствиями происходят внутри данной отрасли, рынка, производственного процесса. Но, хотя они находятся прямо перед глазами работников данной отрасли, их редко замечают. Их принимают как данность. “Так всегда было”.
Есть несколько видов несоответствий:
а) Несоответствие между экономическими реальностями отрасли.Если спрос на продукт или услугу устойчиво растет, прибыли также должны постоянно расти. Легко пожинать прибыль в условиях постоянно растущего спроса, волна сама ее приносит. Но недостаточная прибыльность в такой отрасли говорит о несоответствии между экономическими реальностями (чаще всего это повышение затратной части, т.е. себестоимости продукта).
Как правило, речь идет о масштабных явлениях, захватывающих целую отрасль или сектор. Поэтому здесь имеется крупный шанс для небольшого но точно нацеленного предприятия (организации). Обычно новатор, эксплуатирующий несоответствие такого рода, может рассчитывать на длительный период свободы действий. Крупные предприятия отрасли не скоро осознают, что у них появился новый и опасный конкурент. Они так заняты попытками преодолеть разрыв между повышением спроса и падением прибыли, что едва замечают, что кто-то нашел себе другое занятие, дающее результаты.
Мы можем не понимать, почему повышение спроса не дает роста прибыли. Но это не очень существенно. Несоответствие между экономическими реальностями - это призыв к действию. Открытию нового направления и т.д.
б) Несоответствие между реальным положением в отрасли и представлениями о нем.Когда работники отрасли опираются на ошибочные предпосылки, неверно представляют себе реальность, их усилия будут неверно направлены. Они сосредоточат их в областях, где результатов не существует. Налицо неадекватность поведения, предлагающая возможности для успешной инновации любому, кто обратит на нее внимание.