Взаимоотношения с инвесторами фирмы
Финансовые ПP обретают все большее значение в практике отношений компаний и организаций со своей общественностью. Функция отношений с инвесторами возникла на высшем уровне управления компаний в США в 1990-е годы, помогая планировать, позиционировать, оптимизировать восприятие компании и прояснять состояние ее акций для финансового сообщества и инвесторов в частности.
Финансовое сообщество составляют следующие основные группы: инвестиционные аналитики, институциональные и частные инвесторы, финансовые журналисты. Работа с каждой из групп финансового сообщества требует знания финансов и коммуникаций одновременно.
Основной задачей специалистов по отношениям с инвесторами является обеспечение достижения акциями компании своей рыночной цены. Директор ПР крупнейшей британской промышленной группы так характеризовал значение функции ПР: "Наш продукт – это цена акции". Высокая цена собственных акций предохраняет компанию от покупки ее акций "хищниками", или компаниями-поглотителями. Хищники считают приобретение нежелательным из-за высокой цены.
Высокая цена на акции останавливает акционеров от продажи акций. Они рассматривают высокую цену как свидетельство надежности и выгодности хранения своих средств в активах компании.
Нередко начало падения цены акций провоцирует растущий сброс акций все большим числом владельцев и возможную смену владельца контрольного пакета, что угрожает самостоятельности и сохранению команды управляющих. Высокая цена на акции обеспечивает менеджменту компании свободу действий. Эта свобода теряется, если "хищник" приобретает компанию и устанавливает свою команду управляющих.
Открытая акционерная компания должна четко и достоверно сообщать информацию, затрагивающую состояние своих акций на рынке – как хорошую, так и плохую. Специалисты по отношениям с инвесторами обязаны обеспечивать получение акционерами такой информации, с тем, чтобы те могли решать – покупать, держать или продавать акции компании.
Инвесторы покупают акции компании в том случае, если она успешно работает. Ясно, что слабая компания не может длительное время строить успешные коммуникации и удачно продавать свои акции. Однако, хорошо продуманная и реализованная программа финансовых коммуникаций способна значительно улучшить репутацию и рыночную популярность успешно работающей компании.
Целенаправленные и систематические отношения с публикой инвестиционной сферы следует строить на основе соответствующей программы. В организациях со значительной финансовой сферой деятельности (банки, и другие финансовые организации) такая программа управляется директором по отношениям с инвесторами. При этом нередко привлекаются консультативные компании.
Разрабатывая программу, следует учитывать, что компании конкурируют за капитал на рынке, поэтому необходимо вести коммуникации в масштабе всего финансового сообщества.
Аудитория отношений с инвесторами включает:
1) финансовых аналитиков, рекомендующих инвесторам покупать или продавать акции;
2) брокеров, специализирующихся на акциях институциональных или индивидуальных инвесторов;
3) средства массовой информации;
4) занятых и другие группы. Все эти аудитории должны получить прямые коммуникации, поскольку все они имеют различные интересы и потребности.
Программа коммуникаций с финансовой общественностью включает не только описание целей и стратегий их достижения, но и календарь финансовых коммуникаций. Календарь может строиться в виде матрицы, где в "подлежащем" отражены элементы программы, а в "сказуемом" – месяцы. Элементы – это изучение восприятия компании, институциональные встречи (один на один или групповые), коммуникации с акционерами, консалтинговая деятельность, мониторинг рынка ценных бумаг, работа с учреждениями, отношения с финансовой/местной/центральной прессой. В клетках матрицы отражается конкретное мероприятие, например, – встреча с журналистом городской газеты, подготовка аналитического обзора, издание годового отчета, подготовка и рассылка пресс-релиза.
Аналитики рынка акций влияют на поведение институциональных и прочих инвесторов. Поэтому они составляют значимый сегмент общественности и с ними необходимо работать.
Основную роль здесь должны играть надежные коммуникации. Важны встречи с аналитиками, презентации и посещения аналитиками заводов и других мест размещения операций компании. Американские компании, например, устраивают ланчи-приемы для ассоциаций аналитиков рынков ценных бумаг. Встречи в крупных городах, спонсируемые компанией, также могут расширить интерес финансового сообщества к ней.
Аналитики могут быть полезны компании, объясняя широкой общественности поведение компании в прессе. Кроме того, они могут явиться полезными советниками для компании в ситуациях размещения ценных бумаг и приобретения контрольных пакетов акций других компаний. Поэтому отношения с аналитиками – значимая часть программы отношений с инвесторами.
Финансовая пресса и другие СМИ служат важнейшим элементом для представления компанией общественности информации, затрагивающей интересы акционеров. В США такими средствами передачи служат:
1) крупнейшие телеграфные агентства:
- Dow Jons & Company, Associated Press и др.;
2) крупнейшие газеты, печатающие финансовые новости, например, The New York Times и The Wall Street Journal;
3) статистические службы, ведущие записи по всем крупным открытым акционерным компаниям;
4) частные телеграфные службы, гарантирующие за плату достижение корпоративными новостями отделений новостей газет и офисов брокерских учреждений.
Если крупная корпорация привлекает внимание финансового сообщества автоматически, то небольшой компании приходится использовать платные услуги телеграфных служб и прямую рассылку акционерам, – для того чтобы соответствовать требованиям публичного раскрытия результатов деятельности акционерам.
Поскольку профессионалы инвестиционного сообщества активно читают прессу, позитивные истории в могут быть полезными для компании. Расчетливо размещенные статьи о технологических инновациях или эффективных стратегиях компании могут поднять ее в глазах аналитиков ценных бумаг, брокеров, и институциональных менеджеров портфелей инвестиций. Росту известности в деловом сообществе также способствует размещение деловых новостей компании в телепрограммах соответствующего профиля.
Существует ряд принципов, которыми нужно руководствоваться при ведении коммуникаций с инвесторами.
1. Активность до агрессивности.Агрессивные в работе компании не становятся активными промоутерами своих акций автоматически. Компании сегодня должны агрессивно бороться за то, чтобы их видели и знали. Аналитики и инвесторы хотят быть информированными.
2. Продвижение успеха.Результаты обычно не говорят сами за себя. Компании должны сообщать инвесторам оценку своих акций, конкурентной позиции и рыночной ситуации.
3. Лояльность инвесторов следует искать в хорошие времена.Когда компания стоит перед угрозой ее покупки, искать расположения инвесторов уже слишком поздно.
4. Последовательность.Отношения с инвесторами - непрерывная деятельность, а не серия чрезвычайных экспериментов.
5. Сохранение коммуникаций даже для плохих новостей.Компании должны встречаться с инвесторами как в хорошие, так и в плохие времена. Если новости плохи, инвесторы хотят знать, что делает менеджмент для разрешения проблем.
6. Инициатива коммуникаций должна исходить из компаниии опережать инициативу коммуникаций со стороны инвесторов. Компания нуждается в благорасположении инвесторов, поэтому должна наблюдать за ними. Компания должна искать возможности информировать инвесторов о себе, вместо того, чтобы заставлять их обнаруживать нехватку такой информации.
Продажа акций в эпоху современных коммуникаций стала непрерывным 24-х часовым процессом, обретающим все более глобальный масштаб. Поэтому постоянная, целенаправленная и квалифицированная деятельность по сохранению благорасположения к компании становится все более необходимой для ее устойчивой позиции на рынке и в обществе в целом.