Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы

Равновесие фирмы в краткосрочном периоде. Каким же дол­жен быть оптимальный объем производства, если фирма ставит задачу максимизации прибыли. Очевидно, для этого нужно знать, прежде всего, цену, по которой фирма может продать тот или иной объем произведенной продукции. Зная цену и объем, можно получить доход фирмы. Максимизация же прибыли достигается при максимизации разницы между совокупным дохо­дом и совокупными издержками.

Для ответа на поставленный вопрос необходимо прежде всего знать структуру рынка.

Структура рынка — это совокупность элементов, опреде­ляющих функционирование рынка: число компаний, дейст­вующих на рынке, относительный размер этих компаний, технологические и стоимостные показатели, условия спроса, степень открытости рынка.

Все эти параметры определяют состояние и уровень конку­ренции на рынке данных товаров или услуг. Общая теория це­нообразования предполагает существование спектра рыночных структур от совершенной конкуренции на одном конце спектра до чистой монополии на другом. Между ними лежит несовер­шенная конкуренция, при которой возможно существование ряда промежуточных рыночных структур. В общем, рыночные структуры, характеризующиеся несовершенной конкуренцией, делятся на два класса: структуры с монополистической конку­ренцией и олигополию.

Рыночная структура тех или иных товаров или группы това-1 ров определяется рядом факторов. Эти факторы могут быть раз­делены на пять независимых групп:

• число и размер фирм на данном рынке;

• число и характеристика покупателей на рынке;

• характеристики продаваемых товаров (однородность дифференцированность);

• условия входа на рынок и выхода из него;

• возможная экономия, обусловленная увеличением масштаба производства.

Каждая из этих групп более подробно рассмотрена в даль­нейшем.

Сначала предположим, что фирма осуществляет свою дея­тельность в условиях совершенной конкуренции. Это такая рыночная структура, когда на каждую фирму приходится незна­чительная доля рынка данной продукции. Предполагается так­же, что продаваемая продукция характеризуется однородностью (стандартностью). Для соблюдения условий совершенной кон­куренции необходимо также, чтобы имелась свобода доступа па рынок, т. е. чтобы новые фирмы могли без всяких препятст­вий войти в рынок тогда, когда существует возможность полу­чить на нем прибыль, превышающую издержки на оплату фак­торных доходов (заработной платы, ренты, процента, предпри­нимательского дохода). Такой свободный доступ опускает кри­вую спроса каждой фирмы до тех пор, пока прибыли каждой из них не достигнут нормального уровня и не исчезнет стимул для входа на рынок новых конкурентов. Наконец на совершен­но конкурентном рынке фирмы принимают рыночные цены и регулируют лишь количество производимой продукции. Это зна­чит, что отдельные фирмы не могут повлиять на цены: они не могут продавать свой товар по цене выше рыночной, потому что его никто не купит, а продавать его по цене ниже рыночной неразумно.

При этих условиях кривая спроса каждой фирмы будет иметь горизонтальный вид. А это значит, что любой объем

продукции конкурентная фирма будет продавать по одной и той же цене.

В этом случае совокупный доход фирмы (TR) будет представлять собой величину, равную

Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы - student2.ru

где Р – цена благ

Q — количество проданных благ.

Средний доход (AR) — это доход на единицу проданного блага:

Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы - student2.ru

Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы - student2.ru Р

 
 
MR

Р*

       
    Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы - student2.ru
 
  Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы - student2.ru

0 Q

Продавая каждую дополнительную единицу продукции, фирма будет получать некоторое приращение общего дохода. Это при­ращение получило название предельного дохода (MR):

Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы - student2.ru

Таким образом, для фирмы, действующей на совершенно конкурентном рынке, предельный доход будет равен ры­ночной цене (MR=P*), поскольку за каждую единицу про­данного товара фирма получит рыночную цену независимо от объема его выпуска.

Графически линия цены и линия предельного дохода будут совпадать, представляя собой горизонтальную линию (рис.8-7)

Очевидно, что при таких условиях средний доход AR также будет равен предельному доходу MR:

Р* =MR = AR.

Таким образом, конкурентные фирмы являются получав получателями цены (в отличие от монопольных фирм, выступающих в роли ценоискателей) и могут продать столько продукции сколько они способны произвести по сложившейся на рынке цене.

AC
MC
Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы - student2.ru С,P

       
    Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы - student2.ru
  Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы - student2.ru
 


A

Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы - student2.ru P*

 
  Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы - student2.ru

0 Q1 Q* Q

Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы - student2.ru Рис.8-8. Равновесный выпуск фирмы в условиях совершенной конкуренции

Теперь есть все основания дать ответ на вопрос, какой объем производства выберет фирма, стремящаяся максимизировать прибыль. При U-образной кривой средних издержек АС единст­венным краткосрочным уровнем выпуска, соответствующим максимизации прибыли, будет объем, при котором предельные издержки равны предельному доходу (МС - MR). Так как кри­вая спроса для каждой фирмы горизонтальна, то графически модель равновесия конкурентной фирмы будет иметь следую­щий вид (рис. 9-8).

Равновесный выпуск Q достигается при условии:

Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы - student2.ru

Равновесие фирмы в долгосрочном периоде. Для того что­бы понять процесс достижения долгосрочного равновесия фирмы, следует вспомнить, что модель совершенной конкуренции предполагает отсутствие барьеров, препятствующих вхождению на рынок новых фирм или уходу с рынка фирм, желающих его покинуть. Те фирмы, которые хотят длительное время, работав на данном рынке, должны так отрегулировать процесс производства, чтобы достичь максимальной долгосрочной эффективности. При снижении затрат до минимума эти более эффективные фирмы смогут выжить при любых условиях, если сохранится сам рынок.

Кроме того, в отличие от краткосрочного периода, в течение которого все факторы производства, используемые фирмой, являются фиксированными, долгосрочный период характеризует­ся тем, что задачу выпуска того или иного объема продукции фирма может решать, меняя все вводимые ею ресурсы. По­скольку все факторы производства становятся переменными, фирма стремится расширить объем выпуска, причем так, чтобы издержки на единицу выпускаемой продукции были минималь­ными. При этом в долгосрочном периоде постоянных издержек не существует, а средние переменные издержки равны средним общим издержкам. Поэтому в долгосрочном периоде использу­ется только одно понятие — средние издержки.

Рассмотрим отношения между кривыми средних издер­жек АС в краткосрочном и долгосрочном периодах. Каждая фирма в тот или иной момент характеризуется определенными масштабами производства, которым соответствует та или иная кривая средних издержек краткосрочного периода. Таких кри­вых столько, сколько исследуется масштабов производства. Ме­няя масштабы, фирма переходит от одной кривой средних из­держек краткосрочного периода к другой. При этом средние из­держки до определенного объема выпуска будут уменьшаться, а затем начнут постепенно возрастать (рис. 9-9).

Соединив точки минимума АС1, АС2, АС3, АС4, АС5, ..., по­лучим средние издержки в долгосрочном периоде ACL.

Эффективным масштабом производства считается такой, когда при росте объема выпуска ACL снижаются (Q1 < Q3).

Неэффективный масштаб — такой, когда фирма несет по­тери от увеличения выпуска (Q4, Q5,….Qn).

AC5
AC4
AC3
AC2
AC1
Оптимальным масштабом считается тот, при котором дос­тигается глобальный минимум издержек Q3. При этом объеме кривая ACL достигает наименьших значений. Любая попытка фирмы добиться одновременного расширения производства и сокращения средних издержек будет безуспешной. Возможно-1 экономии от масштаба производства исчерпают себя, и та фирма, которая пойдет на риск расширения выпуска, потерпит Удачу. Значит, при объеме Q3 фирма оптимизирует свою деятельность в долгосрочном периоде.

Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы - student2.ru Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы - student2.ru Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы - student2.ru Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы - student2.ru С

 
  Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы - student2.ru

       
 

Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы - student2.ru

Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы - student2.ru 0 Q1 Q2 Q3 Q4 Q5 Q

Рис.8-9. Средние издержки в долгосрочном периоде

Таким образом, в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде фирма максимизирует прибыль при условии выполнения равенства

MC
Иллюстрацией этого условия служит график (рис.8-10.)

Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы - student2.ru

AC
Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы - student2.ru Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы - student2.ru С,Р

 
 
MR

 

Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы - student2.ru Р*

Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы - student2.ru

0 Q* Q

Рис. 8-10. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

Лекция 9. СТРУКТУРА РЫНКА: КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ

В предыдущих лекциях были рассмотрены:

а) природа фирмы и ее цели;

б) производственная функция и концепция оптимального вы­пуска продукции;

в) природа, виды и изменение затрат фирмы;

г) условия равновесия конкурентной фирмы в кратко- и долго­срочном периодах.

В данной лекции будет дано представление об основных видах структуры рынка.

1.Классификация рыночных структур

2. Рынок совершенной конкуренции: основные признаки и преимущества

3. Фиаско рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику

4. Чистая монополия: объем выпуска и цена

5. Несовершенная конкуренция и ее формы

6. Показатели монопольной власти

Наши рекомендации