Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы
Равновесие фирмы в краткосрочном периоде. Каким же должен быть оптимальный объем производства, если фирма ставит задачу максимизации прибыли. Очевидно, для этого нужно знать, прежде всего, цену, по которой фирма может продать тот или иной объем произведенной продукции. Зная цену и объем, можно получить доход фирмы. Максимизация же прибыли достигается при максимизации разницы между совокупным доходом и совокупными издержками.
Для ответа на поставленный вопрос необходимо прежде всего знать структуру рынка.
Структура рынка — это совокупность элементов, определяющих функционирование рынка: число компаний, действующих на рынке, относительный размер этих компаний, технологические и стоимостные показатели, условия спроса, степень открытости рынка.
Все эти параметры определяют состояние и уровень конкуренции на рынке данных товаров или услуг. Общая теория ценообразования предполагает существование спектра рыночных структур от совершенной конкуренции на одном конце спектра до чистой монополии на другом. Между ними лежит несовершенная конкуренция, при которой возможно существование ряда промежуточных рыночных структур. В общем, рыночные структуры, характеризующиеся несовершенной конкуренцией, делятся на два класса: структуры с монополистической конкуренцией и олигополию.
Рыночная структура тех или иных товаров или группы това-1 ров определяется рядом факторов. Эти факторы могут быть разделены на пять независимых групп:
• число и размер фирм на данном рынке;
• число и характеристика покупателей на рынке;
• характеристики продаваемых товаров (однородность дифференцированность);
• условия входа на рынок и выхода из него;
• возможная экономия, обусловленная увеличением масштаба производства.
Каждая из этих групп более подробно рассмотрена в дальнейшем.
Сначала предположим, что фирма осуществляет свою деятельность в условиях совершенной конкуренции. Это такая рыночная структура, когда на каждую фирму приходится незначительная доля рынка данной продукции. Предполагается также, что продаваемая продукция характеризуется однородностью (стандартностью). Для соблюдения условий совершенной конкуренции необходимо также, чтобы имелась свобода доступа па рынок, т. е. чтобы новые фирмы могли без всяких препятствий войти в рынок тогда, когда существует возможность получить на нем прибыль, превышающую издержки на оплату факторных доходов (заработной платы, ренты, процента, предпринимательского дохода). Такой свободный доступ опускает кривую спроса каждой фирмы до тех пор, пока прибыли каждой из них не достигнут нормального уровня и не исчезнет стимул для входа на рынок новых конкурентов. Наконец на совершенно конкурентном рынке фирмы принимают рыночные цены и регулируют лишь количество производимой продукции. Это значит, что отдельные фирмы не могут повлиять на цены: они не могут продавать свой товар по цене выше рыночной, потому что его никто не купит, а продавать его по цене ниже рыночной неразумно.
При этих условиях кривая спроса каждой фирмы будет иметь горизонтальный вид. А это значит, что любой объем
продукции конкурентная фирма будет продавать по одной и той же цене.
В этом случае совокупный доход фирмы (TR) будет представлять собой величину, равную
где Р – цена благ
Q — количество проданных благ.
Средний доход (AR) — это доход на единицу проданного блага:
Р
|
Р*
0 Q
Продавая каждую дополнительную единицу продукции, фирма будет получать некоторое приращение общего дохода. Это приращение получило название предельного дохода (MR):
Таким образом, для фирмы, действующей на совершенно конкурентном рынке, предельный доход будет равен рыночной цене (MR=P*), поскольку за каждую единицу проданного товара фирма получит рыночную цену независимо от объема его выпуска.
Графически линия цены и линия предельного дохода будут совпадать, представляя собой горизонтальную линию (рис.8-7)
Очевидно, что при таких условиях средний доход AR также будет равен предельному доходу MR:
Р* =MR = AR.
Таким образом, конкурентные фирмы являются получав получателями цены (в отличие от монопольных фирм, выступающих в роли ценоискателей) и могут продать столько продукции сколько они способны произвести по сложившейся на рынке цене.
|
|
A |
P*
0 Q1 Q* Q
Рис.8-8. Равновесный выпуск фирмы в условиях совершенной конкуренции
Теперь есть все основания дать ответ на вопрос, какой объем производства выберет фирма, стремящаяся максимизировать прибыль. При U-образной кривой средних издержек АС единственным краткосрочным уровнем выпуска, соответствующим максимизации прибыли, будет объем, при котором предельные издержки равны предельному доходу (МС - MR). Так как кривая спроса для каждой фирмы горизонтальна, то графически модель равновесия конкурентной фирмы будет иметь следующий вид (рис. 9-8).
Равновесный выпуск Q достигается при условии:
Равновесие фирмы в долгосрочном периоде. Для того чтобы понять процесс достижения долгосрочного равновесия фирмы, следует вспомнить, что модель совершенной конкуренции предполагает отсутствие барьеров, препятствующих вхождению на рынок новых фирм или уходу с рынка фирм, желающих его покинуть. Те фирмы, которые хотят длительное время, работав на данном рынке, должны так отрегулировать процесс производства, чтобы достичь максимальной долгосрочной эффективности. При снижении затрат до минимума эти более эффективные фирмы смогут выжить при любых условиях, если сохранится сам рынок.
Кроме того, в отличие от краткосрочного периода, в течение которого все факторы производства, используемые фирмой, являются фиксированными, долгосрочный период характеризуется тем, что задачу выпуска того или иного объема продукции фирма может решать, меняя все вводимые ею ресурсы. Поскольку все факторы производства становятся переменными, фирма стремится расширить объем выпуска, причем так, чтобы издержки на единицу выпускаемой продукции были минимальными. При этом в долгосрочном периоде постоянных издержек не существует, а средние переменные издержки равны средним общим издержкам. Поэтому в долгосрочном периоде используется только одно понятие — средние издержки.
Рассмотрим отношения между кривыми средних издержек АС в краткосрочном и долгосрочном периодах. Каждая фирма в тот или иной момент характеризуется определенными масштабами производства, которым соответствует та или иная кривая средних издержек краткосрочного периода. Таких кривых столько, сколько исследуется масштабов производства. Меняя масштабы, фирма переходит от одной кривой средних издержек краткосрочного периода к другой. При этом средние издержки до определенного объема выпуска будут уменьшаться, а затем начнут постепенно возрастать (рис. 9-9).
Соединив точки минимума АС1, АС2, АС3, АС4, АС5, ..., получим средние издержки в долгосрочном периоде ACL.
Эффективным масштабом производства считается такой, когда при росте объема выпуска ACL снижаются (Q1 < Q3).
Неэффективный масштаб — такой, когда фирма несет потери от увеличения выпуска (Q4, Q5,….Qn).
|
|
|
|
|
С
0 Q1 Q2 Q3 Q4 Q5 Q
Рис.8-9. Средние издержки в долгосрочном периоде
Таким образом, в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде фирма максимизирует прибыль при условии выполнения равенства
|
|
|
Р*
0 Q* Q
Рис. 8-10. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде
Лекция 9. СТРУКТУРА РЫНКА: КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ
В предыдущих лекциях были рассмотрены:
а) природа фирмы и ее цели;
б) производственная функция и концепция оптимального выпуска продукции;
в) природа, виды и изменение затрат фирмы;
г) условия равновесия конкурентной фирмы в кратко- и долгосрочном периодах.
В данной лекции будет дано представление об основных видах структуры рынка.
1.Классификация рыночных структур
2. Рынок совершенной конкуренции: основные признаки и преимущества
3. Фиаско рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику
4. Чистая монополия: объем выпуска и цена
5. Несовершенная конкуренция и ее формы
6. Показатели монопольной власти