Отсрочка и рассрочка как формы осущ-я изменения срока уплаты налогов

Экономическая сущность и понятие налогов и сборов

Налог- часть национального дохода страны, безвозмездно и принудительно изымаемая государством для выполнения своих функций. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства. Государству для выполнения своих функций необходимы финансовые средства, которые оно получает посредством налогов.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм

налоговой системы. В современном обществе налоги – основная форма доходов государства.

Согласно НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и ФЛ в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный сбор, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условийсовершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами м/с/у, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Совокупность законов, правил и практических приемов, относящихся к сбору налогов, называется налогообложением. Общие принципы налогообложения были сформулированы еще А.Смитом. Это – всеобщность, справедливость и удобность.

Экономическая сущность налога выражается через его функции. Выделяют две функции налогов – фискальную и экономическую, которую в свою очередь подразделяют на регулирующую, стимулирующую и распределительную. С помощью фискальной функции формируется доходная часть бюджетов всех уровней. Используя регулирующую функцию государство изменяет условия н/о: вводит одни и отменяет другие налоги, применяет систему налоговых ставок, льгот и штрафов. Стимулирующая функция заключается в том, что, маневрируя налог. ставками, льготами и санкциями, государство стимулирует развитие предприн. деятельности. Распределительная функция проявляется в том, что с помощью налоговой системы государство перераспределяет национальный доход в пользу тех или иных групп населения.

Функции налогов

Экономическая сущность налога выражается через его функции. Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной экономической категории, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как части единого процесса воспроизводства, как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Выделяют две функции налогов – фискальную и экономическую, которую в свою очередь подразделяют на регулирующую, стимулирующую и распределительную.

С помощью фискальной функции формируется доходная часть бюджетов всех уровней. Именно фискальная функция предопределяет появление и проявление других функций налога. Используя регулирующую функцию государство изменяет условия н/о: вводит одни и отменяет другие налоги, применяет систему налоговых ставок, льгот и штрафов. Стимулирующая функция заключается в том, что, маневрируя налог. ставками, льготами и санкциями, государство стимулирует развитие предприн. деятельности. Распределительная функция проявляется в том, что с помощью налоговой системы государство перераспределяет национальный доход в пользу тех или иных групп населения.

Элементы налога

Прежде чем взимать тот или иной налог государство должно определить элементы (инструменты) налогообложения. Элементы налогообложения – это принципы построения и организации налогов. В России элементы налогообложения определены НК РФ. К ним относятся:

Субъект н/оилиналогоплательщики –это организации и ФЛ, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Субъект налога не всегда является реальным его плательщиком. Это происходит потому, что существует экономическая возможность переложения тяжести налога с субъекта, который перечисляет налог в бюджет, на другое лицо, называемое носителем налога. Носитель налога – это лицо, которое в конечном итоге принимает на себя тяжесть налога и действительно платит налог по завершении процесса переложения налога.

Объект н/о –предмет, подлежащий н/о. Согласно НК РФ объектами н/о м.б.: операции по реализации товаров (работ, услуг); имущество; прибыль; доход; стоимость реализованных товаров. объемы деятельности (выручка, товарооборот); предоставленные права. Каждый налог имеет самостоятельный объект н/о, определяемый в соответствии с НК РФ.

Налоговая базапредставляет собой количественную оценку объекта н/о. Это величина объекта, к которой будет применяться налоговая ставка. Для ее получения необходимо выбрать единицу обложения, т.е. единицу измерения объекта налога. На практике используются денежные (рубли) и натуральные (лошадиная сила) единицы обложения.

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, выраженная в % или фиксированной сумме.

Налоговый период –период времени, за который производится обложение налогом. Это период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Срок уплаты налога –срок, в течение которого налог вносится в бюджет. Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога (сумму задолженности).

Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита. Изменение срока уплаты налога не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора.

Исчислить налог – это значит рассчитатьсумму налога, подлежащую к уплате за налоговый период путем применения налоговой ставки к налогооблагаемой базе.

Налоговые льготы –полное или частичное освобождение налогоплательщиков от налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Налоговый оклад– это сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.

Источник налога –часть дохода субъекта, из которого оплачивается налог. Выделяют: выручку от реализации; себестоимость продукции; финансовые результаты деятельности; прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.

Классификация налогов

Различают следующие признаки и виды налогов, положенных в основу их классификации:

По субъекту: с физических лиц;с юридических лиц.

По объекту: с выручки; с имущества; с прибыли; с предоставленных прав.

По механизму формирования (по форме взимания): прямые – это налоги непосредственно на доходы или имущество налогопл-ка;косвенные – это налоги, которые взимаются в сфере реализации и включаются в виде надбавки в цену товара, т.е. в конечном итоге оплачиваются покупателями (НДС, акцизы).

По источникам уплаты: налоги, относимые на себестоимость (ЕСН, транспортный налог); налоги, относимые на финансовые результаты (налог на имущество);налоги на прибыль (и НДФЛ); налоги, включаемые в продажную цену продукции (НДС и акцизы).

По моменту обложения: в момент выплаты дохода (НДФЛ); до получения доходов (авансовые платежи); после получения доходов (налог на прибыль); в момент расходования доходов (косвенные налоги).

По органам взимания: общегосуд. (федеральные); региональные (субъектов РФ); муниципальные (местные).

По использованию: общего назначения; целевого назначения (ЕСН, мед., соц. страхование, транспортный налог); регулируемые (НДС).

Отсрочка и рассрочка как формы осущ-я изменения срока уплаты налогов

Отсрочка (рассрочка)по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответ. оснований на срок, не превышающий 1 год с единовременной или поэтапной уплатой налогопл-ком суммы задолженности. Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержки этому лицу финансир-я из бюджета или оплаты выполненного этим лицом гос. заказа;

3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;

4) если имущественное положение ФЛ исключает возможность единовременной уплаты налога;

5) если производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) лицом носит сезонный характер.

6) При наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога м.б. предоставлены по одному или нескольким налогам.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям 3,4,5, то на сумму задолженности начисляются % исходя из ставки, равной ½ ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законод-вом РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Если отсрочка или рассрочка предоставлена по основаниям 1, 2, то на сумму задолженности % не начисляются.

Заявление о предоставлении отсрочки (рассрочки) с указанием оснований и документов, подтверждающих их, подается в соотв. уполномоч. орган. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки или об отказе в ее предоставлении принимается в течение 1 месяца со дня получения заявления заинтерес. лица. По ходатайству заинтер. лица уполном. орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтерес. лицом. Копия такого решения представляется заинтер. лицом в 5-дневный срок со дня принятия решения.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога д. содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка (рассрочка), сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых %, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство.

Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки д.б. мотивированным. Данное решение м.б. обжаловано.

Наши рекомендации