Анализ и совершенствование деятельности компании на основе финансовых показателей
Компании должны быть в состоянии давать оценку своей управленческой деятельности, если они намерены обеспечить контроль за проведением финансовых операций и добиться выполнения стоящих перед ними организационных задач. По мере того как компании расширяются или их деятельность становится все более сложной, разнообразной и многоотраслевой, они довольно часто находят решение своих проблем в децентрализации (насколько это бывает возможным). Перестраивая структуру, создавая несколько отделений, компании обращаются с ними как с независимыми направлениями бизнеса. Деятельность менеджеров этих подразделений или отделений компании оценивается на основании эффективности, с которой они оперируют капиталами, доверенными им.
Наиболее широко используемым показателем процветания компании или ее подразделений является прибыль на инвестиции (ПНИ). С ним связан показатель прибыли на собственный капитал, известный как коэффициент отдачи акционерного капитала (ПАК).
Представляют интерес в этой связи ряд вопросов, а именно:
- объяснить ПНИ;
- разобраться с компонентами формулы Дюпона и понять, как она может быть использована для повышения рентабельности компании;
- увидеть, как мера финансового риска влияет на доход акционеров;
- понять взаимосвязь ПНИ и ПАК.
Прибыль на инвестиции (ПНИ). Прибыль на инвестиции, которая определяет взаимосвязь между чистой прибылью и инвестированным капиталом (общие активы), это критерий оценки эффективности использования руководством каждого доллара, инвестированного в активы компании. Увеличение ПНИ сказывается на увеличении прибыли на собственный акционерный капитал. ПНИ рассчитывается следующим образом:
ПНИ = .
Пример 1.Рассмотрим следующие исходные финансовые данные.
Если общая сумма активов = 100.000 млн.руб. и чистая прибыль после налогообложения = 18.000 млн.руб., тогда:
ПНИ= = =18%
Проблема заключается в том, что формула показывает только, насколько эффективно компания использует свои активы и как уверенно по сравнению с другими компаниями чувствует себя в своей отрасли промышленности. Но она не может использоваться для планирования прибыли.
Формула Дюпона. Коэффициент ПНИ можно рассматривать как показатель прибыльности и оборачиваемости активов. В прошлом менеджеры большее внимание уделяли вопросам получения прибыли, игнорируя показатель оборачиваемости активов. Однако наличие избыточных денежных средств, замороженных в активах компании, может служить препятствием для роста прибыли, как и чрезмерные расходы. Дюпон Корп. была первой солидной компанией, признавшей важность одновременного анализа как коэффициента прибыльности, так и показателя оборачиваемости активов при оценке управленческой деятельности компании. Разделение коэффициента ПНИ на составляющие, известное как формула Дюпона, – результат операций с этими двумя показателями:
ПНИ = =
= = = Коэффициент прибыльности ´ Оборачиваемость общей суммы активов.
Разделение ПНИ основано на тезисе, что прибыльность компании непосредственно связана со способностью ее руководства эффективно управлять активами и квалифицированно контролировать расходы. Коэффициент прибыльности (процентное выражение прибыли, полученной от продаж) является показателем рентабельности или эффективности финансовых операций. С другой стороны, оборачиваемость общей суммы активов (количество операций, при которых инвестиции, размещенные в активах, оборачиваются в течение года с результатом, воплощенным в продажи) дает возможность оценить, насколько хорошо компания распоряжается своими активами.
Пример 2. Предположим, что исходные данные аналогичны представленным в примере 1. Предположим также, что продажи составляют 200.000 млн.руб. Тогда:
ПНИ = = = 18%
С другой стороны:
Коэффициент прибыльности = Чистая прибыль после налогообложения / Продажи = 18.000 / 200.000 = 9%
Оборачиваемость общей суммы активов = Продажи / Общая сумма активов = 200.000 / 100.000 = 2 раза.
Следовательно,
ПНИ = Коэффициент прибыльности ´ Оборачиваемость общей суммы активов = 9% ´ 2 раза = 18%.
Финансовым менеджерам очень полезно знать, как повысить рентабельность и усовершенствовать стратегию капиталовложений, пользуясь возможностями разделения ПНИ на составляющие (коэффициент прибыльности и оборачиваемость общей суммы активов далее именуются как маржа и оборачиваемость соответственно.) Рис. 6.3.
1. Оно признает важность оборачиваемости как ключевого момента при определении общей прибыли по капиталовложениям. Фактически оборачиваемость является таким же важным фактором, как и рентабельность в увеличении общей доходности.
2. Оно признает важность показателя объема продаж.
3. Оно указывает на возможность взаимоуравновешивания маржи и оборачиваемости в процессах совершенствования деятельности компании. Другими словами, невысокая оборачиваемость может быть компенсирована высокой рентабельностью, и наоборот.
Пример 3.Разделение ПНИ на два компонента показывает, что целый ряд комбинаций маржи и оборачиваемости имеет в результате одну и ту же окупаемость капитальных вложений, как показано ниже:
Маржа ´ Оборачиваемость =ПНИ
9% ´ 2 раза = 18%
6 ´ 3 = 18
3 ´ 6 = 18
2 ´ 9 = 18
Существует ли оптимальный коэффициент ПНИ? Нет такого коэффициента ПНИ, который подходил бы для всех компаний. Надежная и эффективная финансовая деятельность в результате является оптимальной комбинацией прибыли, продаж и вложенного капитала, однако подходящая их комбинация находится в прямой зависимости от характера бизнеса и особенностей реализуемой продукции. Отрасль промышленности, чья продукция выпускается по заказам покупателей, будет пользоваться другими коэффициентами прибыльности и оборачиваемости, отличными от коэффициентов, применяемых в отрасли промышленности, занятой выпуском продукции массового назначения. Например, супермаркету свойственно работать с невысокой маржей, но с высокой оборачиваемостью, в то время как ювелирный магазин имеет небольшую оборачиваемость, но высокую маржу.
Рис. 6.3. Взаимодействие факторов, влияющих на ПНИ
Использование формулы Дюпона для повышения прибыли. Разделение коэффициента ПНИ на маржу и оборачиваемость дает возможность руководству "бросить" ретроспективный взгляд на вопросы планирования с целью повышения прибыли, открывая для себя слабые стороны текущего бизнеса – маржа или оборачиваемость или оба показателя сразу. Руководство компании может предпринять различные действия, направленные на увеличение коэффициента ПНИ: – увеличить маржу; – увеличить оборачиваемость; – увеличить и то и другое.
Увеличение маржи, популярное средство повышения эффективности деятельности компании, может быть достигнуто уменьшением расходов, поднятием продажных цен или увеличением объема продаж, опережающего рост расходов. Расходы могут быть уменьшены за счет:
(а) использования менее дорогих материалов (хотя это может быть рискованным решением в условиях современной охраны окружающей среды);
(б) автоматизации производственных процессов в максимально возможной степени для повышения производительности труда (что может привести к увеличению активов, тем самым, уменьшая оборачиваемость);
(в) тщательного анализа затрат на изменение структуры производства и сокращения отдельных программ или полного их свертывания. Произвольные постоянные затраты включают в себя рекламу, исследования и развитие, а также программы оптимизации структуры управления.
Компании, которые могут позволить себе поднимать продажные цены и сохранять прибыльность, не сокращая сферу деловой активности даже в периоды неблагоприятной для них экономической конъюнктуры, считаются установившими контроль над ценами. Контроль над ценами представляет собой способность перекладывать увеличение расходов на покупателей, которая не зависит от условий конкуренции на внутреннем рынке, обилия импортных товаров, политической ситуации, экономического законодательства или угрозы появления на рынке продукта-заменителя. Как правило, компании, предлагающие уникальные товары и услуги (такие, где сама услуга представляет большую ценность, чем ее стоимость), могут с наибольшей вероятностью установить контроль над ценами.
Улучшение показателя оборачиваемости можно достигнуть увеличением продаж, поддерживая инвестиции в активы относительно постоянными или сокращая активы. Некоторые приемы сокращения активов:
(а) избавиться от устаревшего и избыточного товарно-материального запаса. Компьютерный учет позволяет легко и в любое время получить данные о товарно-материальных запасах, обеспечивая тем самым более действенный контроль за их состоянием;
(б) отработать методы ускорения сбора платежей по дебиторской задолженности, оценки условий и политики кредитования;
(в) установить неиспользуемые основные активы;
(г) использовать денежные средства, полученные от применения вышеуказанных методов для оплаты непогашенных долгов, выкупа выпущенных, но неоплаченных акций или инвестирования в другие, рентабельные направления деятельности. Рис. 2 показывает взаимосвязь ПНИ с основными коэффициентами: маржей и оборачиваемостью.
Пример 4. Предположим, что руководство устанавливает 20% ПНИ в качестве намеченной цели прибыли. В настоящее время коэффициент прибыльности на инвестиции составляет 18%.
ПНИ = =
= .
Положение в настоящее время:
18% = 200.000 / 100.000 ´ 18.000 / 200.000
Есть несколько вариантов, которые помогут компании достичь поставленных ею целей.
Вариант 1. Повысить маржу, оставляя оборачиваемость неизменной. Следуя по этому пути, необходимо сохранять действующие продажные цены и прилагать усилия к повышению эффективности производства с целью снижения расходов. Данный прием поможет снизить расходы на 2.000 тыс.руб., не оказывая влияния на объемы продаж и инвестиции, и таким образом добиться получения целевого значения 20% ПНИ, как это приведено ниже:
20% = 20.000 / 200.000 ´ 200.000 / 100.000
Вариант 2. Повысить оборачиваемость путем сокращения инвестиций в активы, сохраняя чистую прибыль и объем продаж неизменными. Компания может сократить оборотный капитал или продать часть земли, уменьшая инвестиции в активы на 10.000 тыс.руб., не затрагивая объемы продаж и чистую прибыль, добиваясь при этом получения целевого значения 20% ПНИ, как это приведено ниже:
20% = 18.000 / 200.000 ´ 200.000 / 90.000
Вариант 3. Повысить как маржу, так и оборачиваемость, избавляясь от устаревшего и избыточного товарно-материального запаса или путем проведения активной рекламной компании. Например, компания могла бы сократить на сумму 5.000 тыс. руб. товарно-материальные запасы, тем самым уменьшив складские расходы на 1.000 тыс. руб. Данный прием помог бы повысить величину ПНИ до целевого значения 20%.
20% = 19.000 / 200.000 ´ 200.000 / 95.000
Чрезмерные инвестиции в активы – тот же сдерживающий фактор в отношении повышения рентабельности, как и чрезмерные расходы. В этом случае сокращение излишних товарно-материальных запасов помогает снизить стоимость их хранения и повысить одновременно как маржу, так и оборачиваемость. На практике вариант 3 является наиболее распространенным по сравнению с вариантами 1 или 2.