Организационное и информационное обеспечение работы по содействию занятости молодежи
В данном разделе рассматриваются формы организационного и информационного обеспечения работы по содействию занятости молодежи, не привязанные к конкретным направлениям деятельности в данной сфере и общие для всех направлений.
5.1. Организационное обеспечение.
Необходимо создать межведомственную рабочую группу по мерам антикризисного действия в рамках обеспечения трудоустройства и занятости молодых граждан. Указанная рабочая группа должна выработать план мероприятий органа по делам молодежи (далее – План), согласовав его с заинтересованными ведомствами (службой занятости, органами социальной зашиты). В Плане должны быть перечислены конкретные меры, направленные на улучшение ситуации с занятостью молодежи, исполнители работ (в том числе персонально), указана сфера компетенции каждого из участников Плана, форма и периодичность отчетности.
Мероприятия указанного Плана рекомендуется предусмотреть по следующим основным разделам:
мониторинг социально-экономического положения в молодежной среде на основе обобщения данных полученных из ведомственных учреждений, молодежных общественных организаций, студенческих органов самоуправления, ответственных за работу со студентами и учащимися средних специальных учебных заведения, органов региональной статистики;
анализ существующего положения дел;
пути решения проблем, рекомендации по исправлению существующего положения дел;
целевые показатели, достижение которых является критерием социальной эффективности Плана.
Систему показателей оценки результатов работы по Плану следует оценить с помощью следующих критериев:
целесообразность − выбранные показатели должны соответствовать задаче, которую выполняет разработанный план, и измерять те факторы, на которые можно влиять в рамках полномочий органа по делам молодежи;
полнота − как правило, одного показателя недостаточно, чтобы дать полное представление о положении дел;
интерпретируемость − показатели должны быть понятными как работникам органа по делам молодежи, так и молодым гражданам, населению;
точность − должны существовать способы проверки точности и достоверности включаемых в план показателей;
сопоставимость − показатели следует подбирать таким образом, чтобы можно было проводить сравнения − например, сравнивать с результатами предыдущего временного периода развития мирового финансового кризиса;
стоимость − необходимо оценить во что обойдется реализация мероприятий для улучшения предлагаемых показателей, и как соотносятся эти издержки с практической пользой от таких показателей, в расчете на одного нуждающегося в социальной услуге.
Для управления и координации деятельности в рамках Плана в органе по делам молодежи желательно выделить, по крайней мере, одну штатную единицу не ниже главного специалиста (либо, при невозможности ввести штатную единицу, уменьшить занятость конкретного лица другими функциями). В соответствии с законодательством о государственной гражданской службе должен быть четко прописан его должностной регламент.
Необходимо осуществлять взаимодействие и координацию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, учреждениями в сфере труда и занятости населения (Центрами занятости населения), кадровыми службами, предприятиями и общественными объединениями по вопросам, связанным с трудоустройством и занятостью молодежи, в том числе:
взаимодействовать с региональными Торгово-промышленными палатами, ассоциациями предпринимателей и работодателей, руководителями крупных градообразующих предприятий для получения надежной информации о существующих планах по сокращению/появлению вакансий для молодежи, информировать работодателей о действующих квотах на прием молодежи на предприятия;
проводить регулярные рабочие встречи, заседания со службами занятости, крупными работодателями на предмет социальной защиты молодежи, в том числе при возникновении массовых случаев незаконного увольнения молодых граждан, иного нарушения их трудовых прав.
5.2. Информационное обеспечение.
Информирование заинтересованных лиц о мероприятиях по обеспечению занятости молодежи осуществляется:
в местах массового посещения молодежи (образовательных учреждениях начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования; местах досуга и культурного отдыха) путем распространения информационных материалов (брошюр, буклетов и т.д.) и установки информационных стендов, развешивания информационных вывесок;
в сети Интернет путем размещения информации на официальном сайте органа по делам молодежи, размещения баннеров со ссылкой на официальный сайт органа по делам молодежи, на официальных сайтах других органов власти субъекта Российской Федерации, информационных и поисковых серверах интересующих молодежь;
в средствах массовой информации. При этом при отборе средств массовой информации органом по делам молодежи учитываются результаты маркетинговых исследований, социологических опросов среди молодежи, рейтингов средств массовой информации, определяющих лидеров публикаций для молодежи, а также тираж, территория распространения, периодичность издания или выхода в эфир, стоимость размещения информации.
Информационные материалы могут содержать информацию об органе по делам молодежи:
месторасположение и график (режим) работы;
номера телефонов для получения информации о деятельности органа по делам молодежи по обеспечению занятости молодежи;
адрес официального сайта и электронной почты;
ответы на часто задаваемые вопросы молодежи в области труда и занятости.
При информационном сопровождении мероприятий в сфере труда и занятости молодежи необходимо:
усилить психологическую устойчивость к стрессовым факторам и трудовую мобильность, готовность к возможным изменениям в своем социальном статусе, уровне жизни при изменении конъюнктуры на рынке труда;
пропагандировать способность к адекватной ориентации и оптимизации своих действий в поле неопределенности выбора места приложения способностей к трудовой деятельности, готовности принятия на себя ответственности за результаты и последствия выбора;
предоставлять возможность сформировать навыки по управлению личными финансами, получать знания в области финансовой грамотности;
вызывать стремление к получению навыков предпринимательства, самозанятости, семейных форм малого бизнеса, кредитных союзов, кооперативных форм собственности при работе на селе;
описывать преимущества поступления на военную службу по контракту;
стимулировать получение дополнительных навыков и практики в области владения новейшими компьютерными технологиями, знания иностранных языков, развитие лидерских качеств.
Индивидуальное информирование может быть как связанным с личным присутствием, так и дистанционным с использованием телефонной связи и Интернета. При этом возможность дистанционного информирования должна быть обеспечена.
Целесообразно создать форум «Вопрос-ответ» на официальном сайте органа по делам молодежи по вопросам труда и занятости молодежи и давать своевременные ответы на поступающие вопросы.
Дополнительными формами информирования молодежи в сфере труда и занятости могут быть:
справочники для ищущих или желающих сохранить работу;
информирование молодых граждан о требованиях к составлению резюме, о порядке проведения собеседований и рекомендуемом поведении на нем;
организация и проведение встреч с представителями кадровых агентств, отделов кадров крупных предприятий;
проведение мастер-классов по рабочим профессиям (столяры, токари, мастера дизайна интерьеров, ремонта жилья, другие специалисты);
изготовление и размещение объявлений о том, где и когда можно получить соответствующие консультации по трудоустройству;
подготовка (сбор, обработка и распространение) необходимой информации о деятельности структур, занимающихся работой с молодежью, возможностях, видах, порядке и условиях оказания социальной поддержки и организации социального обслуживания молодежи, обратившейся за помощью;
проведение презентаций, ярмарок вакансий, Дней карьеры;
информирование о возможности организации практики для студентов ВУЗов, о возможных способах и местах получения и развития новых профессиональных навыков до необходимого уровня.
При недостаточности развитых навыков для желаемой сферы деятельности, молодому гражданину желательно предложить способы, формы и сроки приобретения навыков, а также перечень образовательных учреждений начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, где обратившийся может развить свои навыки до необходимого уровня. Также желательно предложить обратившемуся в Центр мероприятия по сглаживанию психологических факторов, которые могут препятствовать эффективному поиску работы. Они, по возможности, включают в себя:
занятия в групповой или индивидуальной форме, включая занятия в форме «деловых игр», направленных на отработку техники собеседования, ведения деловых переговоров, самопрезентации, ориентации на психологические особенности собеседника;
занятия о структуре резюме, порядке его составления и приемах коррекции профессиональных и личностных качеств с учетом требований работодателей к кандидатурам работников, технологии размещения в Интернете;
занятия с обсуждением прошлого опыта прохождения собеседований, составления резюме и поиска работы в целом, а также предоставление рекомендаций по улучшению стратегии поиска работы;
занятия с демонстрацией видео или аудиозаписей проведенных тренингов и выяснением степени усвоения материала и приобретения навыков, полученных в ходе проведения занятия слушателями, а также их предложения и пожелания по плану проведения дальнейших занятий.
Копии утвержденной тематики и плана проведения занятий размещаются на информационных стендах в помещениях органа по делам молодежи и Центра. Мероприятия могут проводиться с привлечением специалистов по социально-психологической и профессиональной адаптации, представителей работодателей, которым заранее сообщается о дате и времени их участия в групповых занятиях с представителями молодежи.