Право собственности как основа ведения предпринимательской деятельности
Правовой режим имущества означает совокупность установленных законодательством правил по владению, пользованию и распоряжению им. Этот режим зависит от ряда факторов, в частности от юридического титула, на основании которого имущество принадлежит субъекту, от его целевого назначения.
Имущественную основу хозяйствования составляет право собственности. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Раскрывая содержание права собственности, законодатель в ст. 209 ГК РФ отмечает, что «собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом
интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом». Классическое определение права собственности было дано академиком А.В. Бенедиктовым как «право индивида или коллектива использовать средства и продукты производств своей властью и в своем интересе» (Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. М. - Л., 1947).
В соответствии со ст. 8 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, а так- же владения, пользования и распоряжения им в зависимости от формы собственности устанавливаются лишь законом. Закон также: определяет виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Субъектами частной собственности являются граждане и юридические лица. Применительно к сфере предпринимательства следует отметить, что граждане-предприниматели, коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, являются собственниками имущества, на базе которого они осуществляют; хозяйствование. Используемое в предпринимательской деятельности имущество, принадлежащее гражданам-предпринимателям и организациям, обособляется от имущества иных лиц. Юридической формой обособления имущества юридических лиц выступает закрепление его на самостоятельном балансе у коммерческих организаций или в смете у некоммерческих.
Имеющееся у субъектов предпринимательской деятельности имущество подлежит оценке. Существуют различные способы проведения оценки и разные виды стоимости. Имущество граждан-предпринимателей и организаций служит основой реализации ответственности по их обязательствам. Действующее законодательство установило правило полной имущественной ответственности. Согласно ст. 56 ГК РФ, юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Правила об имущественной ответственности граждан, в том числе предпринимателей, закреплены ст. 24 ГК РФ.
Субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация и субъекты РФ, а муниципальной собственности муниципальные образования. Действующее законодательство восприняло теорию множественности субъектов государственной собственности, а также ее деления на два уровня: федеральную собственность и собственность субъекта РФ. Разграничение государственной собственности осуществляется в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета РФ от27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Документом, подтверждающим право собственности, является соответствующий реестр. Во исполнение Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.субъектами РФ были приняты акты, регулирующие вопросы разграничения государственной собственности на своей территории. Кроме того, заключены Соглашения между Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ о разграничении собственности и полномочий в рассматриваемой сфере.
Действующим законодательством урегулирован порядок управления государственной собственностью. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ, в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею. Согласно ст. 114 п. «г» Конституции РФ, управление федеральной собственностью осуществляет Правительство РФ. Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере управления федеральным имуществом.
Функции Федерального агентства по управлению федеральным имуществом: проведение единой государственной политики в области имущественных отношений; разграничение государственной собственности; защиты имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом на территории Российской Федерации и за рубежом; осуществление учета федерального имущества и ведение реестра федерального имущества. Для сопоставления реального наличия федерального имущества с данными реестра проводится инвентаризация объектов.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на государственное недвижимое имущество и сделки с ним подлежат регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Порядок оформления прав на это имущество детализирован в Постановлении Правительства РФ от 31 августа 2000 г. № 648 «Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности».
Основные цели, задачи и принципы государственной политики в сфере управления федеральным государственным имуществом определены в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в РФ (Постановление Правительства РФ от 9 сентября Г 1999 г. № 1024). Главная задача, намеченная Концепцией, - повышение эффективности использования государственного имущества.
В субъектах РФ созданы соответствующие органы, осуществляющие функции по управлению государственным имуществом. В столице таким органом является Департамент имущества города Москвы.