Тема 10. Предпринимательские договоры: теоретико-правовые проблемы и практика применения
Вопросы для подготовки:
1. Понятие предпринимательских договоров и их классификация.
2. Заключение, изменение и расторжение предпринимательских договоров.
3. Исполнение договорных обязательств. Способы обеспечения.
4. Обязательства по реализации товаров.
5. Обязательства по передаче имущества во временное пользование.
6. Обязательства по выполнению работ и оказанию услуг.
7. Ответственность за невыполнение договорных обязательств.
Практические задания:
1. Составить проекты соглашения о зачете взаимных требований.
2. Сформулировать основные положения договора поставки.
3. Подготовить проект договора на оказание юридических услуг.
4. Составить проект дополнительного соглашения о досрочном расторжении договора.
5. Подготовить проект раздела об ответственности в договоре поставки.
Решение задач:
Нилов К.Н. Предпринимательское право: практикум. – М.: Флинта, 2012. Тема 14. С. 213-222.
Тема 11.Проблемы правового регулирования инвестиционной деятельности.
Вопросы для подготовки:
1. Понятие, виды, субъекты и объекты инвестиционной деятельности.
2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности.
3. Правовой режим иностранных инвестиций.
4. Правовой регулирование концессионных соглашений.
5. Инвестиционная деятельность по закону о соглашениях о разделе продукции.
6. Понятие и виды особых экономических зон в России.
7. Особенности правового режима Особой экономической зоны в Калининградской области.
8. Правовое положение резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области.
Практические задания:
1. Составить проект инвестиционного соглашения по поводу какого-либо конкретного объекта.
2. Составить раздел договора строительного подряда об ответственности сторон.
3. Найти различия в таможенных режимах свободной таможенной зоны, применяемого в особых экономических зонах, и применяемого в Особой экономической зоне в Калининградской области.
Решение задач:
Нилов К.Н. Предпринимательское право: практикум. – М.: Флинта, 2012. Тема 12. С. 181-188. Тема 18. С. 276-280.
Тема 12. Проблемы защиты прав предпринимателей.
Вопросы для подготовки:
1. Гарантии предпринимательской деятельности.
2. Ответственность в предпринимательских отношениях.
3. Разрешение споров, вытекающих из предпринимательской деятельности.
4. Защита прав и интересов предпринимателей в административных правоотношениях.
5. Судебная защита прав и интересов коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей.
6. Защита деловой репутации.
Практические задания:
1. Подготовить проект должностной инструкции юрисконсульта.
2. Составить проект положения о юридическом отделе организации.
3. Подготовить проект решения компетентного государственного органа о проведении внеплановой проверки коммерческой организации.
4. Составить жалобу на неправомерные действия работников каких-либо контролирующих органов.
Решение задач:
Нилов К.Н. Предпринимательское право: практикум. – М.: Флинта, 2012. Тема 17. С. 259-266.
Методические рекомендации обучающимся в магистратуре
По отдельным темам
По теме 1.
Исходным пунктом для понимания названной темы являются общие положения теории права об определении отрасли права, отграничении отраслей права, критериях самостоятельности отраслей права, возможности существования комплексных отраслей права. Основными критериями, позволяющими говорить о самостоятельности отрасли права, являются наличие предмета, метода правового регулирования, принципов правового регулирования и источников отрасли права. Некоторые авторы к числу таких критериев относят и систему отрасли права, хотя, думается, что наличие системы отрасли права следует оценивать как следствие самостоятельности отрасли права, а не как критерий отграничения одной отрасли от другой.
Необходимо обратить внимание на наличие этих критериев у предпринимательского права и четко уяснить, какие конкретно правоотношения составляют предмет предпринимательского права, каковы методы правового регулирования и каковы принципы предпринимательского права. При этом следует учитывать, что предпринимательское право относится к комплексным отраслям права, что предопределяет специфику этой отрасли.
Важно усвоить не только понятие предпринимательской деятельности, но и установить основные элементы правового режима предпринимательства, к числу которых относятся:
- гарантированная законом самоорганизация и выбор форм хозяйствования,
- свободное определение целей хозяйственной деятельности и средств их достижения,
- самостоятельность в выборе партнеров, распоряжении средствами, имуществом, прибылью,
- ответственность предпринимателей за соблюдение законов и иных правовых актов, определяющих правила участия в рыночных отношениях,
- государственная поддержка предпринимательства, возможность юридической защиты законных интересов и прав предпринимателя.
При анализе источников предпринимательского права акцент следует сделать на выявлении основных тенденций развития предпринимательского законодательства и особенностей источников предпринимательского права как комплексной отрасли права, усилению роли законов в регулировании отношений в сфере предпринимательской деятельности.
Особое внимание следует уделять развитию отношений собственности и хозяйственной самостоятельности субъектов предпринимательства, а также правовому режиму имущества, используемому для предпринимательской деятельности.
Изучение предпринимательского права затрудняется рядом обстоятельств:
а) отсутствием единого кодифицированного нормативного акта, регулирующего предпринимательские отношения;
б) постоянным реформированием экономики и непрерывными изменениями в предпринимательском законодательстве;
в) противоречивостью и несогласованностью многих нормативных актов, особенно регулирующих земельные и налоговые отношения;
г) наличием определенных пробелов в регулировании предпринимательских отношений и необходимостью применения аналогии закона;
д) дискуссионностью многих положений науки предпринимательского права.
Необходимо знать основные виды источников предпринимательского права, их классификацию, уметь привести примеры наиболее важных нормативных актов. Обратить внимание на имеющиеся коллизии законодательства, пробелы в правовом регулировании и пути их преодоления, проблемы систематизации предпринимательского законодательства. Интересной представляется дискуссия по поводу целесообразности принятия Предпринимательского кодекса РФ.
При изучении предпринимательского права следует прежде всего усвоить конституционные основы его развития, а также специфику совершенствования отношений, складывающихся в сфере предпринимательства. Особое внимание необходимо обратить на развитие таких институтов предпринимательского права как правовое регулирование рынка ценных бумаг, антимонопольное, налоговое регулирование предпринимательской деятельности, валютное регулирование и развитие договорных отношений субъектов предпринимательства. Появляется специальное законодательство: приватизационное, инвестиционное, антимонопольное, банковское, страховое, биржевое, аграрное и т.д.
Более детально ряд из названных институтов будет изучаться в рамках специальных дисциплин и спецкурсов, предлагаемых кафедрой предпринимательского права: аграрное право, коммерческое право, банковское право, налоговое право, конкурентное право, страховое право, валютное право.
Исходным пунктом для понимания названной темы являются общие положения теории права об определении отрасли права, отграничении отраслей права, критериях самостоятельности отраслей права, возможности существования комплексных отраслей права. Основными критериями, позволяющими говорить о самостоятельности отрасли права, являются наличие предмета, метода правового регулирования, принципов правового регулирования и источников отрасли права. Некоторые авторы к числу таких критериев относят и систему отрасли права, хотя, думается, что наличие системы отрасли права следует оценивать как следствие самостоятельности отрасли права, а не как критерий отграничения одной отрасли от другой.
Необходимо обратить внимание на наличие этих критериев у предпринимательского права и четко уяснить, какие конкретно правоотношения составляют предмет предпринимательского права, каковы методы правового регулирования и каковы принципы предпринимательского права. При этом следует учитывать, что предпринимательское право относится к комплексным отраслям права, что предопределяет специфику этой отрасли.
Важно усвоить не только понятие предпринимательской деятельности, но и установить основные элементы правового режима предпринимательства, к числу которых относятся:
- гарантированная законом самоорганизация и выбор форм хозяйствования,
- свободное определение целей хозяйственной деятельности и средств их достижения,
- самостоятельность в выборе партнеров, распоряжении средствами, имуществом, прибылью,
- ответственность предпринимателей за соблюдение законов и иных правовых актов, определяющих правила участия в рыночных отношениях,
- государственная поддержка предпринимательства, возможность юридической защиты законных интересов и прав предпринимателя.
При анализе источников предпринимательского права акцент следует сделать на выявлении основных тенденций развития предпринимательского законодательства и особенностей источников предпринимательского права как комплексной отрасли права, усилению роли законов в регулировании отношений в сфере предпринимательской деятельности.
Особое внимание следует уделять развитию отношений собственности и хозяйственной самостоятельности субъектов предпринимательства, а также правовому режиму имущества, используемому для предпринимательской деятельности.
Изучение предпринимательского права затрудняется рядом обстоятельств:
а) отсутствием единого кодифицированного нормативного акта, регулирующего предпринимательские отношения;
б) постоянным реформированием экономики и непрерывными изменениями в предпринимательском законодательстве;
в) противоречивостью и несогласованностью многих нормативных актов, особенно регулирующих земельные и налоговые отношения;
г) наличием определенных пробелов в регулировании предпринимательских отношений и необходимостью применения аналогии закона;
д) дискуссионностью многих положений науки предпринимательского права.
Необходимо знать основные виды источников предпринимательского права, их классификацию, уметь привести примеры наиболее важных нормативных актов. Обратить внимание на имеющиеся коллизии законодательства, пробелы в правовом регулировании и пути их преодоления, проблемы систематизации предпринимательского законодательства. Интересной представляется дискуссия по поводу целесообразности принятия Предпринимательского кодекса РФ.
При изучении предпринимательского права следует прежде всего усвоить конституционные основы его развития, а также специфику совершенствования отношений, складывающихся в сфере предпринимательства. Особое внимание необходимо обратить на развитие таких институтов предпринимательского права как правовое регулирование рынка ценных бумаг, антимонопольное, налоговое регулирование предпринимательской деятельности, валютное регулирование и развитие договорных отношений субъектов предпринимательства. Появляется специальное законодательство: приватизационное, инвестиционное, антимонопольное, банковское, страховое, биржевое, аграрное и т.д.
Более детально ряд из названных институтов будет изучаться в рамках специальных дисциплин и спецкурсов, предлагаемых кафедрой предпринимательского права: аграрное право, коммерческое право, банковское право, налоговое право, конкурентное право, страховое право, валютное право.
По теме 2.
Изучение темы следует начать с конституционных основ предпринимательского права. Положения Конституции РФ, содержащиеся в статьях 8, 34 и других:
1) программируют правовое регулирование предпринимательской деятельности;
2) устанавливают тот минимум гарантий прав предпринимателей, который не может быть ограничен;
3) создают основу для единообразного правового регулирования предпринимательских отношений и единства экономического пространства.
В действующем законодательстве определение предпринимательской деятельности, закреплено в Гражданском кодексе РФ. Важно не только знать это определение, но и усвоить основные признаки предпринимательской деятельности, научиться разграничивать её от других видов деятельности.
Во-первых, важнейшим признаком предпринимательской деятельности является её самостоятельность. Предпринимательство организуется лицом по своему усмотрению, без вмешательства со стороны государственных органов, однако это не исключает общего регулирования со стороны государства.
Во-вторых, содержание предпринимательской деятельности заключается в совершении операций по использованию имущества, продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг.
В-третьих, предпринимательская деятельность – это деятельность, осуществляемая предпринимателем на свой риск. Предполагаемый и желаемый результаты не всегда могут быть достигнуты, причем по причинам как зависящим от предпринимателя, так и не зависящим от него. Риск неблагоприятных последствий предпринимательской деятельности несет именно предприниматель. Предприниматель ведет деятельность под свою имущественную ответственность.
В-четвертых, предпринимательская деятельность направлена на систематическое получение прибыли. Это является основной целью деятельности предпринимателя и позволяет отграничивать коммерческие организации от некоммерческих.
В-пятых, предпринимательская деятельность – это деятельность, подлежащая государственной регистрации. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации запрещено. Предпринимательской деятельностью вправе заниматься как юридические лица, прежде всего коммерческие организации, так и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Учитывая многообразие видов коммерческих организаций, следует уяснить общие основные черты и характерные особенности каждой из организационно-правовых форм. Для этого необходимо обратиться не только к нормам Гражданского кодекса РФ, но и к специальным законам об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, производственных кооперативах, которые названы в приведенном ниже перечне нормативных актов. Заслуживают внимания особенности правового положения ассоциаций, союзов предпринимателей, финансово-промышленных групп.
Следует детально разобраться с порядком учреждения и государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Следует обратить внимание на ФЗ от 8 августа 2001 года "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", который унифицирует процедуру государственной регистрации всех юридических лиц, в том числе и субъектов предпринимательской деятельности. Единый порядок установлен для регистрации коммерческих организаций как с участием российских, так и иностранных инвесторов. Нужно уяснить, какие государственные органы осуществляют регистрацию субъектов предпринимательской деятельности, какие документы требуется представить для регистрации, каковы основания отказа в регистрации, каков порядок обжалования при необоснованном отказе в регистрации, а также каковы последствия занятия предпринимательской деятельностью без государственной регистрации.
Кроме процедуры создания коммерческих организаций, состоящей из определенных стадий, необходимо обратить внимание также на процедуру и правовые последствия прекращения деятельности хозяйствующих субъектов, включая реорганизацию и ликвидацию юридических лиц.
Достаточно актуальным и практически значимым является вопрос об особенностях правового положения предпринимателей без образования юридического лица. Необходимо знать не только порядок государственной регистрации, налогового учета индивидуальных предпринимателей, но и основные положения правового регулирования их предпринимательской деятельности.
По теме 3.
При изучении данной темы необходимо руководствоваться ФЗ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Следует обратить внимание на данное в законе определение банкротства, а также условия, при наличии которых юридическое лицо признается банкротом и при наличии которых индивидуальный предприниматель признается банкротом, потому что в новом законе эти условия уже не совпадают. Необходимо четко уяснить порядок подачи заявления в арбитражный суд о признании банкротом. Новеллой закона является закрепление обязанности подачи руководителем предприятия в определенных случаях заявления о банкротстве и серьезных правовых последствий невыполнения этого требования.
Важное значение в новом законе придается нормам о предупреждении банкротства, досудебной санации, фиктивном и преднамеренном банкротстве и их правовых последствиях.
Изменен перечень процедур банкротства, важнейшими из которых являются: наблюдение, внешнее управление, финансовое оздоровление, конкурсное производство, мировое соглашение, упрощенные процедуры банкротства. Новой процедурой является финансовое оздоровление. Главная цель этой процедуры – восстановить платежеспособность должника, осуществить расчеты с кредиторами в соответствии с утвержденным арбитражным судом графиком погашения задолженности.
Следует уяснить назначение и правовые последствия введения каждой из процедур банкротства, условия при которых они вводятся и правовой статус временного, внешнего, финансового и конкурсного управляющего при соответствующих процедурах банкротства. Особое внимание необходимо обратить на внешнее управление, финансовое оздоровление и конкурсное производство, знать правила формирования конкурсной массы и порядок удовлетворения требований кредиторов при конкурсном производстве, особенности банкротства кредитных организаций, градообразующих предприятий и субъектов естественных монополий.
При рассмотрении вопроса о банкротстве индивидуального предпринимателя акцент должен быть сделан на особенности самой процедуры банкротства и правовые последствия признания индивидуального предпринимателя банкротом:
- с момента признания банкротом и открытия конкурсного производства утрачивает силу государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;
- аннулируются выданные ему лицензии;
- лицо, признанное банкротом, не может быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя в течение 1 года с момента признания банкротом.
Особенности банкротства градообразующих организаций закреплены в отдельной главе ФЗ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а особенностям банкротства кредитных организаций и субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса посвящены специальные федеральные законы, названные ниже. Необходимо знать, что наряду с процедурой банкротства предусмотрена процедура реструктуризации кредитных организаций, и иметь представление, в чем заключается содержание этой процедуры.
По теме 4.
Объектом предпринимательской деятельности является имущество. Правовой режим имущества предпринимателя означает совокупность установленных законодательством правил по владению, пользованию и распоряжению им. К числу особенностей правового режима имущества, используемого в предпринимательской деятельности относят:
1) обособление такого имущества от имущества других лиц4
2) использование этого имущества для извлечения прибыли;
3) оценку имущества субъектов предпринимательства;
4) возможность обращения взыскания на это имущество при привлечении субъектов предпринимательства к ответственности.
При изучении данной темы необходимо усвоить понятие имущества, закрепленное в гражданском законодательстве, значение имущества как объекта предпринимательской деятельности, классификацию видов имущества, особенности правового положения некоторых видов имущества и правовое регулирование отношений собственности, содержащееся в ГК РФ. Классификацию имущества можно провести по различным основаниям:
а) движимое и недвижимое имущество;
б) имущество, участвующее в производственной деятельности, и имущество непроизводственного назначения;
в) ограниченно оборотоспособное и неограниченное в обороте;
г) собственные и заемные средства;
д) материальные и нематериальные активы и т.д.
Особое внимание следует обратить на отнесение земли к недвижимому имуществу и на особенности правового режима земли как недвижимого имущества. Воззрения, согласно которым земля как компонент природы, имеющая особый правовой режим, не может быть признана имуществом, следует считать преодоленными в нашем законодательстве.
Важное место отводится нормам о правовом регулировании прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Особенно актуальными представляются правомочия предпринимателя в сфере использования земли. Разобраться в этом вопросе помогут положения Земельного кодекса РФ. Нельзя оставить без внимания также ФЗ от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Одной из важнейших проблем правового режима имущества предпринимателя является вопрос о правовом основании (титуле) принадлежности предпринимателю имущества. Действующее законодательство предполагает широкий выбор таких титулов: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления и т.д. Чрезвычайно важно уяснение сущности и механизма регулирования имущественных прав, имеющихся у предпринимателя при различных титулах, на которых он может обладать имуществом. Большое значение в практике предпринимательской деятельности имеют договорные основания использования имущества предпринимателями (договор аренды, договор лизинга и др.).
Собственный капитал организации состоит из уставного (складочного) капитала, уставного фонда унитарного предприятия, добавочного капитала, фондов, образуемых в соответствии с учредительными документами и принятой учетной политикой, а также средств целевого финансирования и прочих поступлений.
Необходимо обратить внимание на правовое регулирование использования денег в предпринимательской деятельности, дополнительные требования и запреты при использовании иностранной валюты в качестве средства платежа, ограничения по использованию наличных денег в расчетных отношениях.
Важную роль для предпринимательства играет правовое регулирование выпуска и обращения ценных бумаг, в том числе регистрация проспекта эмиссии. Возникающие при этом отношения регулируются ФЗ от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг». Следует знать порядок регистрации выпусков ценных бумаг, случаи обязательной регистрации проспекта эмиссии.
Безусловно, заслуживают внимания положения законодательства об интеллектуальной собственности, правовые механизмы её защиты, а также правовые основы информационного обеспечения предпринимательской деятельности. Следует разобраться с понятием информации, правом собственности на информационные ресурсы и защитой прав хозяйствующих субъектов в области информационного обеспечения. Заслуживают внимания нормы о коммерческой тайне как объекте предпринимательской деятельности. Необходимо знать критерии отнесения той или иной информации к коммерческой тайне, порядок признания информации коммерческой тайной, перечень информации, которая не может быть признана коммерческой тайной и способы обеспечения конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну.
Особый акцент следует сделать на правовые механизмы признания права собственности, на правовые гарантии соблюдения и защиты имущественных и иных прав предприятий и индивидуальных предпринимателей, основные способы охраны имущественных прав субъектов предпринимательства.
По теме 5.
Изучение темы следует начать с понятия приватизации и значения этого процесса для предпринимательской деятельности. Исследование правового регулирования приватизации должно осуществляться в историческом аспекте с учетом тех этапов приватизации, которые выделяются в юридической литературе, и соответствующей динамики развития законодательства. Следует обратить внимание на три основные закона, сменившие друг друга за последние 20 лет. На смену Закону РФ от 3 июля 1991 года «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» пришел ФЗ от 21 июля 1997 года «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ», который в свою очередь уступил место ФЗ от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества». Соответственно изменялись понятие приватизации, условия её проведения, применяемые способы приватизации. Необходимо обратиться к ФЗ от 21 декабря 2001 года, провести сравнительный анализ его с ранее действовавшим законом и выявить изменения, происшедшие в правовом регулировании.
В настоящее время под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности государства или муниципальных образований имущества в собственность физических и юридических лиц. При этом возмездность выступает в качестве одной из существенных характеристик. Следует обратить внимание на основные признаки приватизации, виды объектов приватизации, правовое положение участвующих в приватизации субъектов. Особый акцент необходимо сделать на порядок приватизации и закрепленные в законе способы приватизации государственного и муниципального имущества. Нужно знать особенности каждого из названных в законе способов приватизации, учитывая, что их перечень по сравнению с ранее действующим законодательством расширен. Появились новые способы приватизации, в частности, продажа государственного и муниципального имущества посредством публичного предложения, продажа без объявления цены, продажа акций по результатам доверительного управления и другие.
Важное место занимает юридическое оформление процесса и результатов приватизации. Следует обратить внимание на требования, предъявляемые законодательством к содержанию договора купли-продажи при приватизации государственного и муниципального имущества, необходимым условиям договора и обязательствам сторон, средства платежа и порядок оплаты, а также на общие и специальные основания, при наличии которых договор купли-продажи при приватизации может быть признан недействительным.
По теме 6.
Предпринимательская деятельность носит самостоятельный и инициативный характер, но самостоятельность предпринимателя не беспредельна. Экономические функции государства предполагают не только непосредственное участие государства в хозяйственных правоотношениях, планирование и прогнозирование предпринимательской деятельности, но и соответствующие механизмы ограничения предпринимательства в целях сбалансированности частных и публичных интересов, обеспечения общественных интересов и интересов потребителей. Способы воздействия государства на предпринимательскую деятельность многогранны. Речь идет о государственном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности, об экономических рычагах воздействия на предпринимательскую деятельность, о правовых механизмах поддержки предпринимательства. Следует обратить внимание на прямые и косвенные методы государственного регулирования предпринимательской деятельности. В рыночных условиях хозяйствования приоритет все более отдается косвенным методам регулирования, что не исключает и прямые директивные правила в отношении некоторых аспектов предпринимательской деятельности.
Одной из форм воздействия государства на экономику является государственный контроль. Основные принципы проведения государственного контроля, ограничения при проведении государственными органами и должностными лицами мероприятий по контролю содержатся в ФЗ от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Важнейшим способом государственного регулирования предпринимательства является лицензирование. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, предприниматели могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Понятие, порядок лицензирования и перечень видов деятельности, требующих лицензирования, закреплены в ФЗ от 4 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности». Именно этим нормативным актом следует руководствоваться при изучении темы. Необходимо учитывать, что приведенный в рекомендованных учебниках материал по данному вопросу устарел, а ряд из названных в учебниках нормативных актов по вопросам лицензирования уже утратили силу. Следует знать, в чем заключается смысл и значение процедуры лицензирования, уяснить, какие из видов предпринимательской деятельности требуют лицензирования, какие государственные органы осуществляют выдачу лицензий. Перечень таких органов содержится в Постановлении Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности», которое пришло на смену аналогичному Постановлению Правительства РФ 26 января 2006 года № 45. При характеристике порядка лицензирования отдельных видов деятельности акцент должен быть сделан на общие требования по перечню предоставляемых документов для получения лицензии, на основания отказа в выдаче лицензии, на условия и порядок приостановления и аннулирования лицензий.
Одним из важных направлений государственного воздействия на предпринимательскую деятельность является политика ценообразования. Признавая необходимой дальнейшую либерализацию ценообразования, законодательство предусматривает определенные механизмы регулирования цен на товары и услуги. Поможет разобраться в этом вопросе изучение Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 года «О мерах по упорядочению государственного регулировании цен (тарифов)» и одноименного постановления Правительства РФ от 7 марта 1995 года. Речь идет, прежде всего, о регулировании цен на продукцию естественных монополий.
Среди общих требований, предъявляемых со стороны государства к хозяйственной деятельности предпринимателей, следует выделить в первую очередь экологические, санитарно-эпидемиологические и противопожарные требования. Они закреплены в соответствующих специальных законах, важнейшие из которых названы в списке рекомендованных нормативных актов. Особо необходимо обратить внимание на ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» и ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Названные законы устанавливают конкретные требования к деятельности предпринимателей.
Крайне актуальными представляются и многочисленные нормативные акты, определяющие экологические требования к возведению зданий, сооружений и ведению хозяйственной деятельности предпринимателей, проведению экологической экспертизы. Специальный закон предусматривает требования в сфере использования отходов производства.
Особо следует подчеркнуть наличие в законодательстве юридических способов поддержки предпринимательства со стороны государства. К ним относятся правовые механизмы защиты нарушенных прав, программы развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, обязанности центральных, региональных и местных органов в этой сфере. К сожалению, приходиться констатировать, что указанные механизмы реализуются крайне медленно и неэффективно, а подчас носят и чисто декларативный характер.
Антимонопольное и налоговое регулирование предпринимательской деятельности, а также государственное регулирование в сфере обеспечения качества продукции, работ, услуг изучается в рамках отдельных тем предпринимательского права.
По теме 7.
Антимонопольное законодательство способствует созданию благоприятных условий для конкурентной среды и соответственно развитию предпринимательства.
Начать изучение темы целесообразно с анализа категорий добросовестной и недобросовестной конкуренции, доминирующего положения на товарных рынках, монополистической деятельности. Основным нормативным актом в сфере антимонопольного регулирования является Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», который пришел на смену Закона РФ от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». При изучении данной темы на названный нормативный акт следует обратить особое внимание, так как он определяет основные направления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.
Проведение государственной политики по содействию развития товарных рынков и конкуренции, ограничению монополистической деятельности возложено на федеральный антимонопольный орган, которым в настоящее время является Федеральная антимонопольная служба.
Важное место в антимонопольном регулировании занимает понятие естественной монополии, которое необходимо знать. Заслуживают внимания меры по государственному регулированию в сфере естественных монополий, закрепленные в ФЗ от 17 августа 1995 года «О естественных монополиях». Государство предъявляет повышенные требования к деятельности субъектов естественных монополий, а санкции, установленные за нарушение требований этого закона, достаточно серьезны.
Значительную роль в антимонопольном регулировании играет также законодательство о рекламе. Поэтому полезным представляется ознакомление с ФЗ от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ. «О рекламе», в котором в первую очередь интересны положения о ненадлежащей рекламе, её видах, мерах по предотвращению недобросовестной конкуренции посредством ненадлежащей рекламы.
По теме 8.
В условиях рыночной экономики главным регулятором общественных отношений является сам рынок, который экономически, на основе спроса и предложения, определяет развитие производства, цену товара, его качество. Рынок воздействует на интересы предпринимателей, заставляет их улучшать производство и качество товара.
Правовое регулирование качества в современных условиях характеризуется общедозволительной направленностью и соответствует принципу свободы договора. Оно может быть выражено формулой: условия о качестве определяются договором, кроме случаев, когда содержание условия предписано законом или иными правовыми актами.
Принцип свободы договора при определении требований к качеству продукции, работ, услуг претерпе