Правовое положение казенных предприятий
Основы правового положения казенных предприятий установлены нормами ГК РФ, Закона об унитарных предприятиях.
Казенное предприятие является унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления. В соответствии с указанным законом, унитарной признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, которое закреплено за ней собственником. Имущество казенного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В зависимости от собственника казенное предприятие может быть федеральным, находиться в собственности субъекта РФ либо являться муниципальным казенным предприятием.
Законодательство РФ помимо создания казенных предприятий, разрешает создание унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения.
Согласно Закону об унитарных предприятиях, казенное предприятие не вправе создавать дочерние предприятия, однако ему предоставлено право, по согласованию с собственником, на создание филиалов и открытие представительств. Эти вопросы казенное предприятие обязано согласовывать с органом власти, в ведении которого оно находится. Кроме того, казенное предприятие может быть участником (членом) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых допускается участие юридических лиц. Решение об участии в коммерческой или некоммерческой организации принимается с согласия собственника.
Казенное предприятие обладает специальной правоспособностью. В отношении казенных предприятий законодательством предусмотрена полная имущественная ответственность по обязательствам. Вместе с тем, существенной особенностью их правового положения является обязанность собственника нести субсидиарную ответственность по их обязательствам при недостаточности имущества самого предприятия. Вследствие этого на казенные предприятия не распространяется законодательство о несостоятельности (банкротстве).
Казенное предприятие учреждается по решению Правительства РФ, или органа исполнительной власти субъекта РФ, или органа местного самоуправления. В решении определяются цели и предмет деятельности казенного предприятия. Закон об унитарных предприятиях предусматривает исчерпывающий перечень случаев создания предприятий данного вида:
Ø если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ или муниципального образования;
Ø при необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов РФ;
Ø при необходимости осуществления деятельности по производству товаров, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;
Ø при необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота и ограниченно оборотоспособной;
Ø при необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;
Ø при необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.
Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления. Устав федерального казенного предприятия утверждает Правительство РФ. Содержание устава и порядок внесения в него изменений определяется в ст. 9 Закона об унитарных предприятиях. В казенных предприятиях уставный фонд не создается.
Особенности правового положения казенного предприятия во многом обусловлены правовым режимом его имущества, которое, как уже отмечалось, закрепляется за предприятием на праве оперативного управления. Важно также отметить, что Закон об унитарных предприятиях предусматривает особый порядок распределения доходов предприятия, который должен быть определен Постановлением Правительства РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.
Собственнику имущества казенного предприятия законодательство предоставляет широкие полномочия, перечень которых приведен в ст. 20 Закона об унитарных предприятиях. Назовем некоторые из них:
Ø принятие решения о создании предприятия, реорганизации и ликвидации, утверждение устава;
Ø определение целей, предмета, видов деятельности предприятия, дача согласия на его участие в составе иных юридических лиц, в объединениях коммерческих организаций;
Ø определение порядка составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
Ø назначение на должность руководителя предприятия, заключение с ним трудового договора;
Ø согласование приема на работу главного бухгалтера, заключение с ним трудового договора;
Ø дача согласия на распоряжение имуществом, на совершение сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, заключением договора простого товарищества, на совершение крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;
Ø осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью имущества;
Ø утверждение показателей экономической эффективности деятельности предприятия, контроль их выполнения;
Ø утверждение бухгалтерской и иной отчетности, принятие решения о проведении аудиторских проверок, определение размера оплаты услуг аудитора;
Ø изъятие у казенного предприятия излишнего, неиспользуемого и используемого не по назначению имущества;
Ø доведение до казенного предприятия обязательных для исполнения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
Ø утверждение сметы доходов и расходов.
В отношении имущества федеральных казенных предприятий функции собственника осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Единоличным исполнительным органом казенного предприятия является его руководитель, назначаемый собственником и подотчетный ему. Руководитель должен действовать в интересах предприятия, добросовестно и разумно. Правовой статус руководителя предприятия определяется ст. 21 Закона об унитарных предприятиях и трудовым законодательством. Необходимо подчеркнуть, что руководитель предприятия несет ответственность за убытки, причиненные казенному предприятию его виновными действиями (бездействием). Собственник предприятия может предъявить ему иск о возмещении таких убытков. В предусмотренных федеральными законами случаях на казенных предприятиях могут быть образованы коллегиальные совещательные органы.
К особенностям правового положения казенного предприятия следует также отнести публичность отчетности, ее представление уполномоченным органам, возможность установления собственником случаев обязательной ежегодной аудиторской проверки.