Глава 3. Оценка уровня концентрации на товарном рынке
Для определения уровня концентрации рынка розничной реализации бензина марки АИ-92 используются следующие показатели:
1) коэффициент рыночной концентрации - сумма долей на товарном рынке (выраженная в процентах) для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке;
Коэффициент концентрации (CR).Рассчитывается как процентное отношение реализации (поставки) продукции определённым числом крупнейших продавцов к общему объёму реализации (поставки) на данном товарном рынке.
В большинстве промышленно развитых стран коэффициент концентрации обязателен при статическом мониторинге состояния рынка, причём в разных странах рассчитываются доли разного числа предприятий. В России этот показатель стали рассчитывать с 1992 года для трёх (CR3), четырёх (CR4), шести (CR6) и восьми (CR8) крупнейших продавцов.
Он определяется как сумма рыночных долей n крупнейших продавцов рынка:
(1),
где CRk – индекс концентрации k продавцов, %, si - доля продаж i – го продавца в объёме реализации рынка, %, k – число хозяйствующих субъектов на рынке, взятых для расчёта коэффициента.
2) Коэффициент относительной концентрации (К).Характеризует соотношение числа крупнейших предприятий на рынке и контролируемой ими доли реализации товара:
(2),
где β – доля числа крупнейших предприятий рынка в общей численности предприятий, % α – доля продаж данных предприятий в общем объёме реализуемой продукции, %.
При К>1 концентрация отсутствует, рынок является конкурентным. При К≤1 на рынке наблюдается высокая степень концентрации, рыночная власть предприятий велика.
3)индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана HHI - сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:
(3),
где si – доля i-ой фирмы на рынке; n – общее число фирм на рынке.
Чем меньше HHI,тем меньше концентрация и слабее рыночная власть отдельных фирм на рынке. В соответствии с различными значениями коэффициентов Герфиндаля-Гиршмана выделяются три типа рынков по степени концентрации, приведены в таблице 8.
Таблица 8 - Типы товарных рынков по степени концентрации
Высоко концентрированный рынок | 70%<CR3<100% 2000< HHI <10000 | 80%<CR4<100% 1800< HHI <10000 |
Умеренно концентрированный рынок | 45%<CR3<70% 1000< HHI <2000 | 45%<CR4<80% 1000< HHI <1800 |
Низко концентрированный рынок | CR3<45% HHI <1000 | CR4<45% HHI <1000 |
Рассчитаем значение коэффициентов рыночной концентрации CR-3 и CR-4 на товарном рынке бензина марки АИ-92, основываясь на данных таблицы 4:
CR-3 = 37,2 + 18,6 + 10,2 = 66,0%
CR-4 = 37,2 + 18,6 + 10,2 + 9,8 = 75,8%
Произведем расчет коэффициента относительной концентрации для 8 крупнейших представителей рынка на основании следующих данных.
При изучении розничного рынка нефтепродуктов Владимирской области было выявлено 329 АЗС, осуществляющих розничную реализацию бензинов автомобильных и дизельного топлива. Из них 156 принадлежат 8 крупнейшим предприятиям.
Доля числа 8 крупнейших предприятий рынка в общей численности предприятий (β) составляет 38,1% (см. таблица 9).
Таблица 9 – Доля числа 8 крупнейших предприятий рынка в общей численности предприятий, осуществляющих розничную реализацию бензина марки АИ-92
№ | Наименование | Кол-во предприятий | Доля в общем объеме % | Объем продаж, тыс. руб. | Доля в общем объеме % |
Предприятия, принадлежащие 8 крупнейшим хозяйственным субъектам | 2 069 101 | ||||
Предприятия, принадлежащие трем ведущим рыночным игрокам | 30,0 | 1 365 606 | 66,0 |
Доля продаж 8 крупнейших предприятий в общем объёме реализуемой продукции (α) составляет 87,5 %.
К = (20 + 3*30,0) / 66,0 = 1,6
Полученное значение свидетельствует об умеренной концентрации на рынке бензина марки АИ-92.
Индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (HHI):
37,22 + 9,72 + 10,22 + 9,82 + 18,62 + 4,62 + 6,72 + 3,22 = 1383,8 + 94,09 + 104,0 + 96,0 + 345,9 + 21,16 + 44,9 +10,24 = 2100,09
Таблица 10 – Значения показателей концентрации на товарном рынке бензина марки АИ-92
Показатели | Значение показателя |
Коэффициент рыночной концентрации (CR-3) | 66% |
Коэффициент рыночной концентрации (CR-4) | 75,8% |
Коэффициент относительной концентрации (К) | 1,6 |
Индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (HHI) | 2100,09 |
Количественные показатели рыночной концентрации свидетельствуют о том, что во Владимирской области розничный рынок высокооктановых автомобильных бензинов марки АИ-92 характеризуется как умеренно концентрированный с недостаточно развитой конкуренцией.