Государственная поддержка предпринимательства в туризме, на национальном, региональном и районном уровнях
B качестве одной из широко используемых форм государственной поддержки предпринимателей необходимо выделить формирование и реализацию государственных программ социально-экономического развития поддержки малого предпринимательства как на национальном, так и на региональном уровне. Национальные и региональные целевые программы предусматривают меры по финансовой, инвестиционной, кредитной, информационной поддержке предпринимательства, меры по развитию инфраструктуры, кадрового обеспечения в малом предпринимательстве.Многие экономисты и сами предприниматели отмечают существенные недостатки существующих программ, которые состоят в следующем: - рассогласованность, ''нестыковка" элементов программ, в частности аналитических разделов и блока основных мероприятий; - декларативность, неконкретность поставленных задач; - слишком широкий диапазон планируемых мероприятий, ведущий к распылению выделяемых средств; - несвоевременное финансирование; - рассогласованность национальных и региональных программных мероприятий; - и, как следствие всего вышесказанного, - нереалистичность, необоснованность ожидаемых конечных результатов. Одним из важных механизмов поддержки субъектов малого предпринимательства является финансово-кредитный механизм. Трудности в финансировании инвестиционных проектов, с привлечением финансовых ресурсов, кредитованием оборотных средств негативно сказываются на деятельности малых предприятий. К основным направлениям кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки малого предпринимательства относится: банковское финансирование, а также освоение новых механизмов финансово-кредитной поддержки малых предприятий, включающих создание межрегиональных и региональных гарантийных фондов, развитие лизинга, франчайзинга, страховой деятельности, обществ взаимного кредитования, кредитных союзов.Сегодня, когда уже в основном сформирована правовая база поддержки и развития предпринимательства, необходимо помочь начинающим предпринимателям организовать свой бизнес. Если на начальных этапах развития предпринимательства основную роль играло создание самой законодательной базы о предпринимательстве, то сейчас актуально довести до казахстанцев то, что разработано в области права. Как видим, можно говорить о предпринимательстве в малых размерах, а также о бизнесе более серьезном. Начало бизнеса всегда связано с риском, поэтому большинство граждан, желающих стать предпринимателями, начинают с малого. Субъектами малого предпринимательства являются физические лица без образования юридического лица и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и общей стоимостью активов за год не свыше 60.000 кратного месячного расчетного показателя.В случае превышения одного из условий, установленных законодательством, субъекты малого предпринимательства относятся к субъектам среднего предпринимательства, соответственно субъекты среднего предпринимательства к субъектам крупного бизнеса.
Субъектами малого предпринимательства признаются:– физические лица без образования юридического лица, то есть индивидуальные предприниматели;– юридические лица (только те, что перечислены ниже): полное товарищество, коммандитное товарищество, товарищество с ограниченной ответственностью, товарищество с дополнительной ответственностью, производственный кооператив. Самыми многочисленными субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели.Формы ведения малого бизнеса теперь установлены гражданским законодательством Республики Казахстан, а будущему предпринимателю остается только выбрать то, что ему приемлемо.
Вопросы для самоконтроля:
1. Условия развития предпринимательской деятельности
2. Объективные и субъективные факторы предпринимательства
3. Основная цель предпринимательства
4. Система целей, их единство
5. Предпринимательская сверхприбыль
Рекомендуемая литература:
1) Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 304 с.
2) Жизнин С., Крупнов В. Как стать бизнесменом. Минск: Предприниматель, 2010
3) Хоскинг А. Курс предпринимательства. М., 2007.
4) Ф.Котлер, Д.Боуэн, Д.Мейкенз. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов/М.: Юнити-Дана. 2007.-787с.
5) http://tourlib.net/books_tourism/kozyreva.htm
Лекция 2. Формы финансовой поддержки малого предпринимательства
Цель лекции:узнать основные принципы государственной поддержки малого предпринимательства
Основные понятия:бизнес, малый бизнес, реализация продукции, услуги, устав предприятия, субъекты малого предпринимательства
План лекции:
5. Законы, регулирующие частное предпринимательство в Казахстане
6. Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу
7. Основные принципы государственной поддержки малого предпринимательства