Квалифицирующие кражу обстоятельства
Кража часто совершается группой лиц по предварительному сговору. Чтобы ее вменить, нужно установить, что ее совершают 2 и более лиц, отвечающих субъектам кражи. Во-вторых, надо установить, что у них сговор сформировался на кражу до начала совершения объективной стороны. Время между появлением сговора и началом выполнения объективной стороны не важно. В-третьих, каждый из соучастников групповой кражи по предварительному сговору, должен быть признан соисполнителем кражи. Это 2 и более лиц, которые совместно совершают изъятие чужого имущества, либо соисполнителями признаются и другие лица, которые не принимали участия в изъятии чужого имущества, но в процессе совершения совместного преступления, оказывали помощь либо в обеспечение тайности изъятия имущества («на шухере»), либо оказывали помощь по обращению изъятого имущества в незаконное владение (находились на месте преступления, принимали похищенное и с ним скрывались).
Лица, которые непосредственно не участвовали в изъятии чужого имущества, но оказывали помощь соисполнителям в виде предоставления информации, орудий или средств совершения преступления, либо уговорили исполнителя хищения к его совершению, не рассматриваются как соисполнители. Отсюда, сочетание такого лица и одного исполнителя не образует группу лиц по предварительному сговору. Их деяния квалифицируются со ссылкой на ст.33.
Бывает, что кража совершается двумя и более лицами без предварительного сговора. Это простая кража (по ч.1 ст.158), ибо группа лиц – не квалифицирующий признак кражи (с 2003 года). Групповая кража без предварительного сговора будет просто отягчающим наказание обстоятельством.
В тех случаях, когда лицо, достигшее возраста уголовной ответственности подстрекает к совершению преступления другое лицо, не являющееся субъектом уголовной ответственности, то первое лицо признается посредственным исполнителем, а второе лицо не отвечает, ибо ненадлежащий субъект. Группы лиц в таком случае нет.
Следующий квалифицирующий признак – незаконное проникновение в помещение или хранилище (ч.2 ст.158), либо в жилище (ч.3 ст.158). Понятие помещения, иного хранилища или жилища содержится в УК. Помещение и хранилище – примечание к ст.158, а жилище – примечание к ст.139 (мы его уже разбирали).
Во-первых, по поводу помещения или хранилища (место совершения преступления). Под помещением понимается строение или сооружение, предназначенное для временного размещения людей и материальных ценностей. Под хранилищем понимается хозяйственное помещение, обособленные от жилых построек, а также участок территорий, трубопроводы и иные сооружения, предназначенные для постоянного или временного хранения материальных ценностей (ангары, склады, амбары и т.д.).
Исходя из такого понимания помещения или иного хранилища, не находит места в характеристике предусмотренных мест совершения кражи КРАЖА ИЗ СЕЙФА. Сейф сегодня – это не хранилище. Это простая кража, если других квалифицирующих признаков.
ВАЖНО: незаконное проникновение!!! Под проникновением нужно понимать как незаконное вторжение в помещение, хранилище или жилище, так и извлечение имущества без непосредственного вхождения в них.
Проникновение должно быть незаконным! Незаконность проникновения определяется в зависимости от той цели, которую преследует лицо, осуществляющее проникновение. Например, если лицо в рабочее время проходит в помещение магазина, а затем тайно в этом помещении совершает кражу, то тут нет незаконного проникновения в помещение. Либо нам нужно учитывать, в какой момент сформировался умысел на хищение, сопряженное с вторжением в помещение, хранилище или жилище. Например, если лицо по согласию собственника оказывается в помещении, хранилище или жилище, а затем у него умысел на кражу формируется, то незаконное проникновение нельзя вменить. Если умысел возник до получения согласия на проникновения, а проникает в помещение путем обмана, то тогда незаконное проникновение.
Когда речь идет о краже с незаконным проникновением в жилище, то особенность этого преступления – это не только место, но и объект посягательства – неприкосновенность жилища – дополнительный объект.
КОРЫСТНО-НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ.
ГРАБЕЖ (СТ.161).
Грабеж – открытое хищение чужого имущества.
Применение насилия – в ч.2 – неопасное для жизни и здоровья (дополнительный объект – здоровье). Незаконное проникновение в жилище – дополнительный объект (конституционные права и свободы).
Дополнительной квалификации при насилии, как правило, не нужно. Того же не требуется и для проникновения в жилища.
В отличие от кражи, грабеж – открытое хищение. Открытость – это способ. Открытость – это в присутствии собственника, иного владельца или третьих лиц. При этом эти лица понимают противоправный характер действий, направленные на завладение чужим имуществом. Это объективный критерий открытость.
Но есть еще и субъективный критерий (если один из критериев отсутствует, то смотрим по направленности умысла, т.е. по субъективному критерию). Виновный осознает, что он открыто совершает такое действие, предвидит, что в результате такого хищения будет причинен имущественный ущерб, и желает совершить действия, направленные на причинение имущественного ущерба.
Если во время хищения присутствуют близкие родственники (!) виновного и не высказывают виновному упреки о незаконности его действий, то такие действия нужно рассматривать как грабеж.
На практике есть один проблемный вопрос. Он связан с правовой оценкой завладения чужим имуществом с помощью «рывка». Как оценивать такие действия: как простой грабеж без насилия или как грабеж с неопасным или опасным насилием? Тут нужно правильно понимать, какую роль выполняет рывок в процессе завладения чужим имуществом. Рывок – усилие, которое виновный прилагает к похищаемому предмету (!) для того, чтобы изъять этот предмет. Насилие применяется к потерпевшему, чтобы сломить его сопротивление. Поэтому грабеж с помощью рывка и в теории, и на практике квалифицируется как простой грабеж. В том случае, если этот рывок причинит вредные последствия в виде вреда здоровья, то тогда содеянное нужно квалифицировать по совокупности двух преступлений: простой грабеж и причинение вреда здоровью соответствующей тяжести.
Момент окончания грабежа.
Если открытое хищение осуществляется на глазах собственника, владельца или очевидцев, то для признания такого хищения оконченным, виновный должен скрыться. Это как бы является реальной возможностью распорядиться похищенным по своему усмотрению.
Если же потерпевший не пытается оказать сопротивления виновному, то в этот момент можно считать, что грабеж окончен. Тогда очевидцев нет, виновному скрываться не надо, а потерпевший признает поражение.
На практике можно встретить ситуацию, когда грабеж соприкасается с хулиганскими действиями. При этом сначала совершается хулиганство, а затем виновный завладевает имуществом, которое находилось у потерпевшего. Тут реальная совокупность преступлений.