Кого называют «челноками»? Является ли деятельность «челноков» предпринимательской деятельностью? На какой правовой основе действуют «челноки»?
Содержание
1. Можно ли систематизировать принципы правового регулирования предпринимательских отношений и принципы применения законодательства о предпринимательских отношениях? Предложите Ваш вариант соответствующей систематизации. Можете ли Вы привести конкретные примеры применения того или иного принципа для разрешения какого-либо спора, урегулирования разногласий, решения возникших вопросов. 3
2. Кого называют «челноками»? Является ли деятельность «челноков» предпринимательской деятельностью? На какой правовой основе действуют «челноки»? 11
3. Правовые последствия, если, например, госбюджетное учреждение или иная некоммерческая организация начнет заниматься предпринимательской деятельностью? 14
4. Вправе ли государственные предприятия сдавать в аренду: здания и сооружения, станки и оборудование, транспортные средства, земельный участок? Имеет ли значение, о какой аренде идет речь — краткосрочной или долгосрочной? 16
5. Принцип недопустимости одностороннего отказа от договора или одностороннего изменения условий договора называют одним из «китов», на которых держится правовое государство. Почему? Какие еще «основы», относящиеся к сфере договорного права, на которых держится правовое государство, Вы могли бы назвать? 18
Список литературы_ 23
1. Можно ли систематизировать принципы правового регулирования предпринимательских отношений и принципы применения законодательства о предпринимательских отношениях? Предложите Ваш вариант соответствующей систематизации. Можете ли Вы привести конкретные примеры применения того или иного принципа для разрешения какого-либо спора, урегулирования разногласий, решения возникших вопросов.
В настоящее время первыми шагами по систематизации предпринимательского законодательства логично являются консолидация и инкорпорация (подготовка свода федеральных законов) по таким направлениям как: организационно-правовые формы юридических лиц - коммерческих организаций; финансовые отношения; отношения в сфере интеллектуальной собственности; несостоятельность (банкротство); торговля; промышленная политика; строительный комплекс; аграрный комплекс; антимонопольное регулирование; внешнеэкономическая деятельность; энергетическая политика; морское дело; транспортные отношения; банковское дело; страховое дело.
Работа по систематизации законодательства о защите интеллектуальной собственности (часть IV Гражданского кодекса РФ), о строительной деятельности (Градостроительный кодекс РФ), в сфере морского права (Кодекс торгового мореплавания РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ) успешно ведется в течение последних лет.
Наиболее проблемными представляются вопросы торгового права. Учитывая факт подготовки в рамках ЕврАзЭС проекта Торгового кодекса этой международной организации, полагаем необходимым согласиться с концепцией кодификации собственно торгового законодательства с целью подготовки Свода законов о торговле.
Содержательно в Свод законов о торговле должны войти нормы законов «О товарных биржах и биржевой торговли», а также готовящийся в Правительстве Российской Федерации законопроект «О торговле» и другие аналогичные акты.
Подготовка Свода законов о торговле позволит частично унифицировать российское законодательство с законодательством большинства европейских государств и, тем самым, подтвердить желательное для России движение в сторону европейской интеграции.
Вторым крупным направлением систематизации может стать финансовая сфера. В данной сфере также необходим Свод законов о финансах юридических лиц. Данный Свод должен объединить в одном документе законодательство об аудите и бухгалтерском учете. Учитывая, что публично-правовые акты в финансовой сфере практически полностью кодифицированы (приняты Бюджетный, Налоговый, Таможенный кодексы Российской Федерации), предложенная выше систематизация представляется стратегически необходимой.
Третьим направлением систематизации должно стать в ближайшее время законодательство о техническом регулировании. Вершиной Свода законов о техническом регулировании может быть Федеральный закон «О техническом регулировании», вторым «этажом» данного Свода станут технические регламенты, принимаемые в форме федеральных законов.
Четвертым направлением систематизации предлагается страховое дело. В этой связи первым этапом могло бы стать издание Свода законов о страховании, включающего все существующие законодательные акты об обязательном и добровольном страховании. На втором этапе полагаем целесообразным внести предложение о разработке Страхового кодекса.
Пятым наиболее важным направлением систематизации представляется законодательство о банкротстве. В этой связи предлагается рассмотреть вопрос о разработке и принятии Кодекса несостоятельности (банкротства). Такой Кодекс существует, например, в Германии. Известно, что рецепция германского законодательства весьма распространена при совершенствовании правового регулирования корпоративной сферы в нашей стране.
Шестым направлением представляется целесообразным назвать банковское законодательство. В данной сфере полагаем возможным приступить сразу к стадии его кодификации. Итоговым документом может стать Банковский кодекс, объединяющий Закон «О банках и банковской деятельности», Закон «О Центральном Банке Российской Федерации» и другие законы. Банковский кодекс должен в понятийном аппарате изначально быть унифицированным со Сводом законов о финансах юридических лиц.
Седьмым направлением систематизации предпринимательского законодательства предлагаем Федеральный закон «О порядке ценообразования», в котором бы нашли отражения нормы, регулирующие тарифы на услуги естественных монополий, ЖКХ и методы определения ценовой политики в иных отраслях хозяйствования. Такой Федеральный закон позволил бы унифицировать существующие методы тарифного регулирования.
Восьмым направлением полагаем возможным предложить принятие Федерального закона «О коммерческих организациях», объединяющего законы об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, производственных кооперативах, холдингах и т.д.
Девятым направлением систематизации видится Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности», который мог бы объединить Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и нормы иных законодательных актов в части инвестиций.
Десятым направлением в перспективе может стать принятие Федерального закона «О государственном регулировании предпринимательской деятельности», который включил бы в себя нормы о государственном контроле и надзоре за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности, в том числе законодательство о лицензировании и т.д.
Указанные направления являются наиболее актуальными для предпринимательского сообщества. Разработка и принятие соответствующих нормативных правовых актов будет способствовать созданию четких правил для рыночного хозяйства Российской Федерации.
Необходимо подчеркнуть, что Торгово-промышленная палата Российской Федерации в рамках выработки предложений по систематизации предпринимательского законодательства подготовила Концепцию проекта Предпринимательского кодекса Российской Федерации, которая была представлена на Всероссийской научно-практической конференции: «Проблемы предпринимательского права в современной России», состоявшейся в июне 2006 года в Москве в Институте государства и права РАН.
Проведенный анализ выявил следующие обстоятельства возможности разработки в среднесрочной перспективе Предпринимательского кодекса Российской Федерации (далее - ПК РФ).
1. Российская правовая наука и практика в целом содержат понимание комплексности предпринимательского законодательства и формирования на его основе подотрасли предпринимательского права.
2. Изучение опыта развитых европейских государств с правовой системой, близкой к российской, показывает наличие в их структуре права как гражданского, так и торгового (коммерческого) кодексов.
3. Анализ законодательства и практики работы системы арбитражных судов Российской Федерации показывает объективное отличие предпринимательских отношений от общегражданских и доказывает наличие большого числа противоречий в предпринимательском законодательстве.
4. Экономическое законодательство в сфере предпринимательства, регулирующее частноправовые и публично-правовые отношения, может быть дифференцировано на общую и особенную части, подлежащие систематизации в форме кодификации.
5. Принятие Хозяйственного кодекса Республики Украина является в целом позитивным фактом и примером кодификации предпринимательского права государствами, возникшими на территории бывшего Союза ССР, и может служить основой для разработки в будущем ПК РФ.
В тоже время, безусловно, нельзя обойти вниманием и имеющиеся в данной области концептуальные проблемы.
Так, в отечественной законодательной практике традиционно преобладает подход, направленный на сохранение формального единства частного права.
В настоящее время авторы действующего Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и активные сторонники монизма в частном праве во многом определяют правовую политику по вопросам совершенствования и кодификации гражданского законодательства. Отрицательная позиция по вопросу разработки Предпринимательского кодекса выражена в Концепции развития гражданского законодательства, изданной Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве России в 1998 г.
За десять лет активного применения единого ГК РФ сложилась определенная система регулирования, приняты специальные законы, наработана правоприменительная практика.
В странах с исторически сложившейся дуалистической системой частного права (Франция, Германия) в настоящее время имеется тенденция к гармонизации права в рамках ЕС, в том числе путем слияния гражданского и торгового права. Так, активно разрабатывается проект Европейского Гражданского кодекса (European Civil Code), который по объему правового регулирования будет охватывать и сферу предпринимательского права.
В связи с этим, действительно, представляется не вполне целесообразной коренная ломка с трудом сложившейся законодательной системы и усложнение ее дополнительной надстройкой в виде Предпринимательского кодекса.
Вместе с тем, учитывая, что внешней формой предпринимательского права являются многочисленные корпоративные акты и корпоративные обычаи, кодифицировать которые в принципе невозможно, полагаем, что систематизация в данной отрасли права возможна и должна иметь существенные особенности.
Представляется оправданной позиция, в соответствии с которой сочетание частных и публичных начал в регулировании предпринимательских отношений обусловливает возможность наличия специфического правового регулятора как логического продолжения действующего ГК РФ.
При этом важнейшей задачей на перспективу является формирование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой концепции разработки такого акта. Необходимо единое понимание границ, которые будут проводиться между Предпринимательским кодексом, существующим ГК РФ и специальным гражданским законодательством.
Полагаем, что кодификация предпринимательского права возможна и необходима, прежде всего, для решения ряда публично-правовых вопросов государственного регулирования экономики, как, например, в Японии, где наряду с Гражданским существуют и Торговый, и Хозяйственный кодексы.
При этом Предпринимательский кодекс должен иметь комплексный, межотраслевой характер с элементами частноправового (в развитие некоторых норм ГК) регулирования, но с существенным преобладанием норм административно-правового характера.
Предметом регулирования в Общей части Кодекса может быть:
- более тщательная проработка положений, устанавливающих принципы предпринимательской деятельности;
- систематизация норм, определяющих основные принципы и порядок осуществления мер государственного регулирования экономической деятельности (в том числе о поддержке добросовестной конкуренции);
- принципы, задачи и основные направления структурной политики государства в сфере экономики, включая основы промышленной, в том числе кластерной политики;
- развитие инфраструктуры согласования интересов власти и бизнеса, поддержки и стимулирования предпринимательской деятельности (в том числе через саморегулируемые и иные предпринимательские организации - на отраслевом уровне, торгово-промышленные палаты - на межотраслевом, надотраслевом и международном уровне);
- введение института «государственного предпринимательства» (принципы и приоритеты построения государственного сектора экономики).
В Особенной части Кодекса предлагается урегулировать основы государственной политики в основополагающих отраслях экономики.
Необходимость систематизации законодательства по указанным направлениям активно обсуждается и на государственном уровне, и в экспертном сообществе. Так, например, в одном из пунктов рекомендаций заседания Экспертного совета при верхней палате Российского парламента на тему: «О законодательном обеспечении решения проблем управления государственной собственностью в оборонно-промышленном комплексе» содержится идея о разработке концепции Кодекса государственного регулирования экономики, определяющего основы государственной политики по вопросам управления и развития оборонно-промышленного комплекса, высказанная председателем Экспертного совета Председателем Совета Федерации С.М. Мироновым.
Открывая Концепцию правовой политики ТПП России разделом, который посвящен такому неоднозначно воспринимаемому вопросу, мы вовсе не собираемся «подливать масло в огонь» столетней научной дискуссии между «цивилистами» и «хозяйственниками». Мы видим нашу общую задачу в создании максимально простой и понятной правовой системы, обеспечивающей реализацию задач устойчивого развития нашей страны и конституционного закрепленных прав граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Исходя из вышеизложенного, Торгово-промышленная палата Российской Федерации полагает необходимым продолжить работу по систематизации предпринимательского законодательства и приглашает к конструктивному диалогу по данной проблеме.
К настоящему времени налицо актуальная задача систематизации законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность. Целью такой работы является создание правовыми методами более благоприятных условий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом основной задачей можно определить совершенствование механизма правового регулирования.
Как форма совершенствования законодательства, систематизация позволяет решить в совокупности несколько разнородных, но взаимосвязанных задач: применение единого понятийного аппарата, структурирование правовых норм, устранение противоречий в правовых нормах и др.
С точки зрения теории права, как известно, основными способами систематизации предпринимательского законодательства можно назвать следующие.
Инкорпорация предпринимательского законодательства, осуществляемая в целях создания свода законов по сферам правового регулирования (торговля, промышленное законодательство, техническое регулирование и проч.) посредством их объединения без изменения содержания в сборниках (сводах) или иных изданиях.
Кодификация предпринимательского законодательства на уровне отдельных отраслей и подотраслей (несостоятельность, банковская сфера, страхование, инвестиционная деятельность).
Консолидация предпринимательского законодательства, заключающаяся в укрупнении предмета правого регулирования путем объединения нескольких законов в один.
Каждый из указанных способов имеет предпосылки для применения в современных российских условиях.
Кого называют «челноками»? Является ли деятельность «челноков» предпринимательской деятельностью? На какой правовой основе действуют «челноки»?
Челнок — торговец, закупающий товары широкого потребления мелким оптом по более низким ценам, и реализующий их в розницу с наценкой.
Закупка товара, как правило, происходит на крупных оптовых рынках в стране проживания, либо в стране, где данный товар произведен (чаще всего Китай, Польша, Турция). Транспортировку товаров челноки осуществляют самостоятельно, с использованием практически всех видов транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный, авиационный). Сбыт в розницу производится либо самостоятельно, либо через реализаторов (продавцов). Товары чаще всего являлись изделиями легкой промышленности, посудой, бытовой техникой и др.
Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли, и осуществляемая лицами, зарегистрированными в установленном порядке.
Основные признаки предпринимательской деятельности.
Предпринимательская деятельность:
направлена на систематическое извлечение прибыли. Предпринимательская деятельность носит систематический характер, и зачастую служит источником средств к существованию для лиц, ее осуществляющих.
связана с риском. Этот признак включает в себя самые разные аспекты. К предпринимательскому риску относят, прежде всего, риск убытков из-за нарушения партнерами своих обязательств, риск изменения условий осуществления предпринимательской деятельности по независящим от предпринимателя обстоятельствам (например, изменение законов), риск неполучения ожидаемой прибыли, риск утраты или повреждения имущества. Кроме того, на предпринимателей распространяется принцип «незнание закона не освобождает от ответственности», что означает отсутствие обязанности органов власти информировать предпринимателей об изменившихся или возникших вновь правилах, напоминать о необходимости исполнять какие-либо обязанности (например, вовремя сдать налоговую декларацию). Таким образом, предприниматель, не знающий законов, но нарушающий их, несет риск ответственности.
осуществляется лицами, зарегистрированными в установленном порядке. Предпринимательская деятельность является законной, только если осуществляется лицами (индивидуальными предпринимателями, организациями), прошедшими процедуру государственной регистрации. В остальных случаях предпринимательская деятельность незаконна. За незаконную предпринимательскую деятельность предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Зачастую физические лица не желают регистрировать свою деятельность по различным причинам, и одной из них является нежелание платить налоги. Каковы же последствия незаконного предпринимательства?
Доказать осуществление предпринимательской деятельности возможно, а значит и привлечь к административной, налоговой и уголовной ответственности тоже.
1. Административная ответственность - штраф в размере от 500 до 2000 рублей налагается на физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в качестве предпринимателя или юридического лица без соответствующей государственной регистрации. Данная мера предусмотрена частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ.
По мнению Верховного Суда для того чтобы применить данную статью КоАП нужно проверить признаки финансовой деятельности в действиях физического лица.
Одним из признаков как указанно выше является систематическое получение прибыли от продажи товаров, имущества или оказания каких либо услуг. Для того чтобы доказать систематическое получение доходов, достаточно доказать что физическое лицо совершало какие-либо операции два и более раза в год. Если такие операции осуществлялись всего один раз, то это физическое лицо не будет расцениваться как лицо, ведущее предпринимательскую деятельность.
Подтверждениями осуществления предпринимательской деятельности, с точки зрения судей могут являться:
свидетельства лиц оплативших или заказавших товар, услугу;
документы, подтверждающие получение денежных средств;
банковские выписки по счетам физического лица, привлекаемого к административной ответственности;
публикации рекламных объявлений;
организация мест продажи с выставлением образцов товаров и заключенные договора аренды помещений.
Известно, что извлечение прибыли является целью любой предпринимательской деятельности, но не является ее обязательным результатом, следовательно, само по себе отсутствие прибыли не влияет на квалификацию правонарушений предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ.
Таким образом, на основании выше изложенного, приходим к выводу, что деятельность челноков не является предпринимательской и осуществляется неправомерно.