Предприимчивость и парапредпринимательство

На базе качеств мотивационно-волевого блока построена и одна из мо­делей, безусловно заслуживающая внимания и представляющая иной, более демократичный подход к портрету предпринимателя. Так, по мнению К.Э.Варнерида, нет двух четко разграниченных групп людей: предприни­мателей и непредпринимателей[25]. Различия между людьми заключаются в том, как много предпринимательской активности они проявляют, и в том уровне предприимчивости, которая заключена в этой активности.

Предприимчивость — это комплекс качеств, обеспечивающих спо­собность достигать конкретных целей в хозяйственной, социальной или иных сферах общественной жизни за счет своей инициативы, изобретательности, самостоятельности, находчивости, нестандартных решений, I готовности рисковать и нести ответственность за результаты.

Если занимать данную более демократичную (по сравнению с позицией психологической элитности предпринимательской деятельности) позицию, то правомерно говорить и о парапредпринимательстве как форме деятельности, которая осуществляется параллельно с бюджетной либо на ее базе. В настоящее время это явление достаточно распространено в нашей стране. С этой позиции объяснима и фигура интрапренера — чело­века, работающего в организации, но обладающего наклонностями и спо-собностями предпринимателя.

Портрет молодого российского предпринимателя

Есть ли специфические особенности в портрете российского пред­принимателя? Определение предпринимательства, приведенное в начале темы, акцентирует внимание на самостоятельности деятельности, предпо­лагающей выбор, риск, ответственность. Выполненные нами исследова­ния представителей малого и среднего бизнеса показали, что у молодых российских предпринимателей симптомокомплекс самостоятельности и автономности выражен особенно ярко[26]. Правда, высокие показатели са­мостоятельности нередко сочетаются с пониженной ответственностью.

Кросс-культурные исследования (т.е. сравнительные исследования какого-либо явления, проведенные в разных культурах, в частности, в разных странах) также показали, что российские предприниматели малого и среднего бизнеса в большей степени отчуждены от общества и психоло­гически защищены от социального неодобрения, чем немецкие. Это свя­зано с тем, что российское предпринимательство развивается в условиях несбалансированного рынка при отсутствии реальной и последовательной поддержки со стороны государства и в социо-культурной среде неодобрения, часто демонстрируя открытое противопоставление бизнеса государству и крайнее проявление индивидуализма.

Для каждого общества характерен свой психологический тип пред­принимателя, формирующийся и изменяющийся в результате приспособ­ления и отбора под воздействием факторов культуры и социальной атмо­сферы. Как подчеркивает Г.К.Гинс, этот процесс создает господствующие в данной нации или стране тип предпринимателя и формы предпринима­тельства[27].

Задание

1. Определите понятие "предприимчивость".

2. Как Вы понимаете парапредпринимательство?

БЛОК 6

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ И МЕНЕДЖЕР

Цели

В этом блоке проводится сравнительный анализ психологических портретов предпринимателя и менеджера. После его изучения Вы смо­жете:

* сравнить мотивационные и ценностные характеристики пред­принимателя и менеджера;

* описать различия, связанные с принятием риска и отношению к инновациям у предпринимателя и менеджера.

Основные различия между предпринимателем и менеджером по их ведущим психологическим качествам легко обозначить с помощью дву­мерной модели Дж.Ронена[28], иллюстрация которой приводится на рис.4. В модели представлен континуум принятия решения в условиях неопреде­ленности. На его нижней точке (экстремуме) находится рабочий, задачи которого характеризуются минимальной неопределенностью. На другом конце — инновационный предприниматель. Вдоль континуума — наибо­лее изменяющаяся характеристика— поиск новизны (novelty seeking). Другую ось составляет целеустремленность (purposefulness) деятельности предпринимателя. Очень близкие позиции на диаграмме заняли предпри­ниматели и инвенторы. Иногда эти фигуры представлены в одном лице, но чаще инвентор проявляет креативность, упорство и настойчивость в решении какой-то своей новаторской проблемы, а предприниматель— в ее продвижении, в практической реализации открытия; он основывает дело и, таким образом, доводит задумку до конца. Все это требует особой активности и целеустремленности поведения.

Как видно из рис.4, и предпринимателям, и менеджерам свойственна высокая целеустремленность деятельности, развитый мотив достижения.

"

Предприимчивость и парапредпринимательство - student2.ru

Рис.4. Двухмерная модель предпринимательства, предложенная Дж.Роненом.

Различия между предпринимателями и менеджерами могут быть ин­терпретированы следующим образом: менеджеры в большей степени опа­саются новизны, потому что их основная цель — сохранить организацию, коллектив, которым они управляют, и та предпринимательская актив­ность, которую они, несомненно, проявляют, во множестве ситуаций на­правлена на выживание кампании. Предприниматель, напротив, стремит­ся к переменам, развитию, риску. На протяжении жизненного цикла фир­мы нуждаются и в той, и в другой предпринимательской активности.

Диаграмма становится еще более приближенной к действительности с введением автором такого параметра, как принятие риска (risk taking), который возрастает с увеличением поиска новизны и с увеличением целе­устремленности деятельности.

С моделью Ронена согласуется мнение, что предприниматель— это своеобразная антитеза менеджеру, поскольку первый работает в неструкту­рированном окружении, где быстрые изменения происходят все время. Вто­рой действует в налаженной управленческой иерархии, законы функциони­рования которой всесторонне описаны в классическом менеджменте.

Согласно литературным данным, наиболее яркие различия в психо­логических портретах предпринимателя и менеджера касаются лидерства и потребности во власти. Например, Х.Хекхаузен[29] считает, что и менед­жеры, и предприниматели проявляют выраженные лидерские качества, но менеджер — лидер иерархии, а предприниматель — лидер идей.

По мнению Д.Мак-Клеланда[30], предприниматели, создающие фирмы, редко отличаются лидерскими качествами, потому что у них доминирует мотив достижения, который есть "игра одного человека", а для нее не требуется глубокого вовлечения других людей. Такая трактовка созвучна данным тех авторов, которые делают акцент на независимости личности предпринимателя.Так, например, Р.Хисрич выделяет в качестве ведущих мотивов предпринимателя стремление к независимости, свободу дейст­вий, творческой работы и создания капитала[31]. Как видно из табл.3, у ме­неджера иная мотивация.

Таблица 3. Сравнение личностных и поведенческих качеств у тради­ционных менеджеров, предпринимателей и интрапренеров

  ТРАДИЦИОННЫЕ МЕНЕДЖЕРЫ ПРЕДПРИНИ­МАТЕЛИ ИНТРАПРЕНЕРЫ
ВЕДУЩИЕ МОТИВЫ Стремление полу­чить продвижение по службе и иметь другие признаки престижа в корпора­ции, такие как собст­венный кабинет, штат, власть Стремление иметь независи­мость, свободу действий, твор­чески работать, создавать капи­тал Стремление к неза­висимости действий, приобретению пози­ций в корпорации и соответствующих вознаграждений
ВОСПРИЯ­ТИЕ ВРЕ­МЕННОЙ ПЕРСПЕК­ТИВЫ Ориентируются на короткие вре­менные горизонты: недельные, месяч­ные, квартальные и годовые планы Ориентация на 5-10-летние периоды как вехи роста сво­его бизнеса Ориентация зависит от сроков реализации поставленных перед собой задач с учетом сроков работ в корпо­рации. Обычно зани­мает среднее положе­ние между "традици­онным менеджером" и предпринимателем
ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬ­НОСТИ Больше делеги­рует свои полномо­чия подчиненным и контролирует ис­полнение, чем сам напрямую включа­ется в дело Прямая вклю­ченность в ра­боту Больше выполняет работу сам, чем пере­поручает ее кому-то
ОТНОШЕ­НИЕ К РИС­КУ Боязлив Разумно идет на риск Разумно идет на риск
ОТНОШЕ­НИЕ К СТА­ТУСУ Озабочен сим­волами собствен­ного статуса Нет озабочен­ности символами статуса Не озабочен тради­ционными символами статуса в корпорации, хочет лишь независи­мости
ОТНОШЕ­НИЕ К НЕ­УДАЧАМ И ОШИБКАМ Стремится вся­чески избегать ошибок и вообще неожиданностей Не боится ошибок, исправ­ляет их и пре­одолевает неуда­чи Стремится скрывать от окружения риско­ванные проекты, пока не готов их доказа­тельно обосновать
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ Обычно согла­шается с теми, кто выше по положе­нию Своими реше­ниями реализует свою мечту Способен убедить других помогать в реализации его мечты
КОМУ СЛУЖИТ Служит другим Служит себе и потребителю Служит себе, потре­бителю и спонсорам
ХАРАКТЕР СЕМЬИ, ИЗ КОТОРОЙ ВЫШЕЛ Старшие члены семьи работали на крупные организа­ции Из семьи мел­ких предприни­мателей, предста­вителей свобод­ных профессий или фермеров То же самое, что и у предпринимателей
ОТНОШЕ­НИЕ К ДРУ­ГИМ В основном по нормам иерархи­ческих отношений В основном де­ловые и договор­ные отношения На основе догово­ренности с иерархиче­ской структурой

С позиций инновационного менеджмента предприниматель— пре­образующий лидер в отличие от лидера нормативного или администра­тивного менеджмента.

Четких границ между предпринимателями и менеджерами порой не существует. Две эти фигуры могут быть представлены в одном лице в малом бизнесе. Кроме того есть промежуточная фигура— интрапренер или «внутренний предприниматель» — обладающий тем же комплексом качеств (см. табл. 3), что и предприниматель.

Задание

1. Каковы различия психологических портретов предпринимателя и менеджера?

2. К типичному портрету кого из них ближе Ваш портрет?

МОДУЛЬ 3

ДЕНЬГИ, ФИНАНСЫ, БИРЖИ, НАЛОГИ: ПСИХОЛО­ГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Деньги — необходимый атрибут функционирования экономики в со­временном мире. При эффективном выполнении своих основных функций (мера стоимости и средство обращения, средство накоплений и сбереже­ний и средство платежа) деньги стимулируют экономический и социаль­ный прогресс. Разносторонность денег как фактора детерминации абстра­гированных межличностных процессов экономического обмена делает их психологизированным явлением.

Экономическая природа денег очень тесно связана с психологиче­скими аспектами хозяйствования. Факторы и закономерности отношения к деньгам рассматриваются в Блоке 7.

Еще больше психологизирована сфера финансов и деятельность бирж, изучению которых посвящен Блок 8.

Финансовая система теснейшим образом связана с налоговой систе­мой. В блоке 9 уделяется внимание поведению налогоплательщика и его отношению к налоговой системе — важнейшей форме экономической власти, призванной регулировать социально-экономические процессы, контролировать доходы и перераспределять богатства.

БЛОК 7

ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ И "ДЕНЕЖНОЕ" ПОВЕДЕ­НИЕ

Цели

В этом блоке будут рассматриваться различные подходы к психо­логическим проблемам, касающимся денег, факторы и компоненты от­ношения к ним, что позволит Вам:

* познакомиться с результатами макроэкономических исследова­ний психологической стороны денег;

* изучить вклад различных психологических школ в исследова­ние данной проблемы на микроэкономическом уровне;

* описать типы акцентуированного поведения личности относи­тельно использования денег;

* учесть специфику отношения к деньгам представителей разных групп населения.

Несмотря на все большую актуальность и прикладную важность, а также "эксклюзивность" этой темы в экономической психологии, психо­логические аспекты денег до сих пор являются малоразработанными. В зарубежной психологии имеется ряд различных и не связанных между собой исследований восприятия монет и банкнот, отношения людей к деньгам, а также несколько теорий о происхождении убеждений и пове­дения, касающихся денег. Единой логически последовательной теории или исследования данной проблемы пока нет.

Наши рекомендации