Объекты авторского права. Ключом для понимания вопроса являются предписания п.1 ст.1259
Ключом для понимания вопроса являются предписания п.1 ст.1259. Объекты авторских прав – произведения науки, литературы, искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.
Объект авторского права – это произведение. Если мы поймем, что такое произведение, то мы поймем и круг возможных объектов авторского права.
Легальной дефиниции произведения никогда не было в нашем законодательстве, и не содержится и сейчас.
Однако существует это определение на догматическом уровне. Отечественная доктрина в качестве универсального определения использует определение, данное в 50-х гг. 20 века Серебровским.
Произведение – совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме.
Сегодня это определение воспринимается как общепризнанное. Это определение, за счет того, что оно перечисляет ключевые признаки произведения, приближает нас к ответу на вопрос. Если поймем эти признаки, то мы поймем, что такое произведение, а, следовательно, и что такое объект авторского права.
Признаки произведения.
Во-первых, произведение есть нематериальное благо. Как реально существующее явление выступает в виде комплекса идей, мыслей и образов. При этом нужно четко разграничивать произведение как нематериальное благо с одной стороны и форму воплощения произведения, коим может быть материальный носитель, с другой. Даже в случае неразрывной связи между соответствующими явлениями (картина и скульптура), нужно понимать, что произведение и его носитель – это различные объекты гражданских прав. Режим этих объектов так же принципиально отличается друг от друга.
Разница в этих правовых режимах двух различных объектов существенна. Картина продана. Собственник картины – покупатель. А исключительные права остались у продавца.
П.2 ст.1227 подтверждает это. Переход права собственности на вещь не влечет перехода или предоставлений прав на результат интеллектуальной деятельности, в этой вещи воплощенной.
Поэтому, если сам автор, или приобретатель, уничтожил картину, то произведение осталось, ибо оно – нематериальное право, и оно – объект авторского права.
Во-вторых, из указанного выше догматического определения можно вывести творческий характер произведения. Этот признак подтверждается и действующим российским законодательством. Например, в ст.1259 ГК в п.2 и п.7 дважды косвенно указывается на необходимость творческого характера как обязательного признака произведения, чтобы ему охрана нормами части 4 ГК РФ предоставлялась. Также ст.1228.
Под творчеством понимается деятельность человека, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.
В связи с таким признаком, как творческий характер, достаточно большой интерес представляют разъяснения п.28 ППВС и ППВАС 5/29 от 26.03.2009 (о некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой ГК). Так ВС и ВАС подтверждают наш исходный тезис о том, что творческий характер – обязательный признак произведения.
Более того, эти разъяснения решают очень важный практический вопрос. Надлежит иметь в виду, что пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности признаются имеющими творческий характер. То есть действует презумпция творческого характера произведения. Хрен знает, где они ее взяли эту презумпцию, но вот так вот.
Показателем творчества является новизна или оригинальность. Например, в виде нового содержания, новой формы, новой идеи и т.д.
Если новизна присутствует, то это означает, что произведение создано творческим путем. Однако если новизна отсутствует, то это еще не означает, что произведение не создано творческим путем и не является объектом авторского права.
ВАС и ВС в п.28 подтверждают этот тезис.
Почему так? Ну, потому что есть такие виды деятельности, где творчество минимально. Например, произведения на ниве картографического искусства.
Такой подход – продолжение 13.12.2007 Инф. Письмо №122 ВАСа. В п.1 казус с картографическими произведениями разбирается. ВАС сказал, что отсутствие новизны еще ни о чем не говорит.
Ноября 2012 года
Следующий признак произведения, названный в том догматическом определении, взятым за основу – признак, заключающийся в объективной форме выражения. Само существование признака вполне логично. До тех пор, пока они не проявились вовне, отсутствует необходимость в правовой охране. Когда произведение приобретает объективную форму, тогда оно становится объектом охраны права. П.3 ст.1259 – примерный перечень объективизации произведения (письменная форма, аудио, видео). Перечень интересный, перечень открытый. Законодатель не стремится к тому, чтобы перечислить варианты объективизации исчерпывающим образом. Смысл указаний таков: произведение только тогда получает охрану с помощью норм авторского права, когда оно выражено в форме отдельной от автора. Только тогда мы можем говорить, что перед нами произведение, и оно получает соответствующую правовую охрану.
Вот те три признака, которые хоть в законе и не указаны, но из него выводятся.
Выделяют ещё другие признаки. Например, воспроизводимость, возможность воспроизведения. Эта позиция долгое время поддерживалась, в ГК 64 года, например, это было. Сейчас это не самостоятельный признак. Это не влияет на признание соответствующих идей, мыслей и образов произведением.
На отдельных этапах отдельные авторы предлагали и иные признаки. Например, общественная полезность. Где-то в душе это стоит считать разумным, но язык не поворачивается назвать авторов божественными творцами Дарью Донцову, Кончаловского и т.д. J
Субъективные ощущения надо оставить при себе и констатировать, что с позиции современного законодательства значение и достоинство произведения не имеют значения для признания статуса произведения. Даже если ваш курсовик расценивается преподавателем как недостойный в виду того, что плохо написан, все равно можно успокоиться тем, что это произведение.
Говоря о произведении как объекта АП – не требуется оформление, регистрация и соблюдение иных формальностей. Если не успели 1 апреля зарегистрировать курсовик, правовую охрану это ваше произведение уже получило.
Момент возникновения интеллектуальных прав в действующем законодательстве связан с моментом создания произведения в окончательном виде, форме. С этого момента произведение получает правовую охрану и у автора возникают все интеллектуальные права.
Очень часто мы можем столкнуться с ситуацией, когда произведения снабжаются знаком охраны – например: (с) с указанием правообладателя и года издания. С точки зрения нашего права – этот знак имеет информационное и предупредительное значение, на условия и объем защиты это никакого влияния не оказывает. Снабжено произведение знаком охраны или нет – правовая охрана будет. Вправе – могут и не использовать, значит. Ст.1271 – Статья 1271. Знак охраны авторского права. Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов: латинской буквы "C" в окружности; имени или наименования правообладателя; года первого опубликования произведения.
Итак, объектом является произведение, соответствующее трем признакам, независимо от назначения и достоинства, независимо от регистрации и соблюдение иных формальностей.
Объектом АП является не только целое, но и его часть. При условии что часть – может быть использована самостоятельно и является объектом творческой деятельности. П.7 ст.1259 – например, название: «7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.». 29 июня 2006 года Постановление Пленума ВС РФ №15 «О вопросах… связанных с применением авторских прав и смежных прав».Постановление Пленума было до 4-ой части ГК. Касается закона «Об авторском праве и смежных правах». Постановление это не утратило силу, однако, кроме того, характер отношений сущностно кардинальных изменений не претерпел. По гамбургскому счету 4-ая часть вообще представляет компиляцию тех законов, которые существовали. Взяли соединили законы о микросхемах, патентах и т.д. В этой связи, поскольку сам характер норм не изменился, мы можем использовать объяснения Судов, принятых в актах до выхода 4-ой части ГК. Это относится к Постановлению №15 и Информационному письму ВАС РФ №122 (про произведения картографического искусства). Означает ли, что с принятием 4-ой части все постановление дезавуированы? Нет, конечно. Если нормы те же, то и все то же самое.
По интересующему нас вопросов про часть как объект АП. П.21 Пленума №15 – к объектам авторского права могут относиться названия пр-я, части и иные, если они творческие и оригинальные.
Во-первых, объект – произведение, во-вторых – части (в т.ч. название). Объектом являются и отдельные элементы произведения. Необходимо сослаться на классификацию всех элементов произведения, которая была разработана Владимиром Яковлевичем Ионесом. ВЯ предложил делить все элементы произведения на 2 большие группы: (1) неохраняемые (юридически безразличные), (2) охраняемые (юридически значимые).
(1) Неохраняемые: темы, материал, сюжет и идейное содержание. Вся совокупность указанных выше элементов определяется как содержание произведения. Все эти элементы неохраняемые. Тема относится к элементам неохраняемых. Материал также не охраняем.
(2) Охраняемые, юридически значимые – образы (внутренняя форма). Наиболее наглядным является персонаж. Кроме того, к ним относится язык или иначе – внешняя форма. Если мы теперь внимательно посмотри на соответствующую квалификацию, то увидим, что содержание – неохраняемое, охраняемое в формах. П.15 Постановление Пленума – произведение выраженное в объективной форме.
Чтобы закончить разговор по этому поводу нужно обратиться к объектам неохраняемым этим правом.
Во-первых, это те объекты, которые хотя бы без одного принципа – тут охране не принадлежит. Во-вторых, поскольку авторское право охраняет форму, а не содержание – глянем в статью, АП не распространяется. Во всех иных перечисленных. ВС перечисляет шахматную партию или методику обучения. В-третьих, это произведения, срок правовой охраны которых истек. Правовая охрана тут является срочной. С одной стороны компромисс между идеей обогащения и развития общества, а также развития интересов создателя. Это в сроках, АП охраняет предметы литературы и искусство. Срок 70 лет: в течение жизни и после смерти все пер. В-четвертых, к числу объектам неохраняемым АП ст.1259: 6. Не являются объектами авторских прав:
1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;
Пп.3.п.6 ст.1259 - 3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов. Почему так? Автор – народ, он не единоличен.
Пп.4 п.6 ст.1259 - 4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное). Почему эти объекты не являются объектами АП? Творческого замысла тут явно не существует. При этом однако мы должны понимать, что главное тут – содержание, в его рамках нельзя творческие возможности особо рассматривать, но если форма креативна, то почему бы и нет. То есть если это креативно придумать, создать оригинальную форму, признать это объектом АП.
Мы должны осознать, что круг потенциальных объектов АП достаточно велик. Возникает потребность в классификациях произведений. Очень часто в качестве первой из таких классификаций используют предписания п.1 ст.1259: «1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения: <…>». Перечень достаточно большой! Закрытый ли он? Вопрос не случаен. Классификация ведь это то, что делает предмет полностью Но это не классификация – это открытый перечень «другие произведения». И, действительно, поскольку сфера творчества безгранична, объекты творчества все расписать невозможно. Шарады, кроссворды, ребусы – ни к одной группе не могут быть отнесены, но это точно объект АП, тут воплощаются все три признака произведения.
Законодатель заколебался просто перечислять, закончил фразой «другие перечисления». Наверное, он нужен и ориентирует. Но воспринимать как классификацию не будем.
Итак, идем по классификации в законодательстве
1. Обнародованные/необнародованные
Статья 1268. Право на обнародование произведения. Обнародование - согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.
Вторая группа действует по остаточному принципу и представляет из себя необнародованному. Они тоже охраняются безо всяких изъятий. Обнародованные в отдельных случаях могут быть использованы заинтересованным лицом без согласия автора. То есть автор делает изъятие из охраны, допуская использование без согласия автора.
Наряду с этим есть несовпадающее понятие «опубликование» - «При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения». Сергеев считает, что это отдельная классификация на опубликованные/неопубликованные. Опубликованные – легальную дефиницию используем с абз.2 п.1 ст.1268. Вторая группа – по остаточному принципу – неопубликованные.
Соотношение: обнародование/опубликование – опубликование может быть одним из способов обнародования, но, может иметь и самостоятельное значение: обнародовать можно единожды, а опубликовать можно несколько раз. Кроме того, обнародование касается любых произведений и можно сделать любыми действиями, а опубликование завязано на количестве экземпляров и носителей. Аудитория не касается обнародования также. Распечатка и сдача курсовика на кафедру – обнародование, но не опубликование – количество экземпляров для удовлетворения разумных потребностей публики не достаточно. Возможна классификация как на опубликованное и неопубликованное. Но вообще опубликованное/неопубликованное не дотягивает до классификации, так как затрагивает только произведения, записанные на материальных носителях.