Незаконное производство аборта. Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью
Незаконное производство аборта (статья 123).
Потерпевшей от преступления является женщина, находившаяся в состоянии беременности. В соответствии со статьей 36 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Следовательно, она вправе и прервать беременность. Закон предусматривает, что искусственное прерывание беременности проводится в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, врачами, имеющими специальную подготовку. По общему правилу аборт производится при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям (смерть мужа, беременность в результате изнасилования и т.д.) — до 22 недель, а при наличии медицинских показаний (например, при заболевании ВИЧ-инфекцией, при активной форме туберкулеза) с согласия женщины — независимо от срока беременности.
Объект — жизнь и здоровье женщины.
Объективная сторона преступления заключается в производстве аборта ненадлежащим лицом.
Под абортом понимается искусственное прерывание беременности, которое может быть законным (правомерным) и незаконным (криминальным). Незаконный аборт — это искусственное прерывание беременности: вне специального учреждения; лицами, не имеющими надлежащей медицинской подготовки; при выходе за указанные выше сроки беременности; без согласия абортируемой.
Статья 123, хотя и именуется „Незаконное производство аборта“, объявляет преступными не все его виды, а только один — производство аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования. Иные виды не могут влечь ответственности по данной статье. Она предполагает производство указанного вида незаконного аборта по согласию женщины. Если такого согласия не было, содеянное квалифицируется не по статье 123, а исходя из последствий по статье 111 или 105. Способы незаконного аборта на квалификацию не влияют. Наиболее распространенные из них — введение в область матки каких-либо предметов, растворов, инъекции.
Состав преступления — формальный. Аборт полагается оконченным с момента удаления плода из чрева матери, его изгнания. До этого момента можно говорить лишь о покушении на производство незаконного аборта. Согласно другой точке зрения аборт считается оконченным, когда совершены действия, даже если они и не привели к плодоизгнанию. Если процесс производства аборта привел к появлению на свет живого ребенка, которого тут же лишают жизни, содеянное, как представляющее реальную совокупность преступлений, подлежит квалификации не только по статье 123, но и по статье об убийстве. Если криминальный аборт протекал с осложнениями и вызвал реальную угрозу причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшей, а виновный вследствие растерянности, испуга или по иным причинам не принимает необходимых мер (например, не вызывает врача), оставляя в опасном состоянии потерпевшую, содеянное необходимо квалифицировать по совокупности статей 123 и 125.
Субъект преступления — лицо, не имеющее высшего медицинского образования соответствующего профиля, что создает большую вероятность неблагоприятного исхода, причинения вреда абортируемой. По мнению законодателя, аборт, совершаемый непрофессионалом, составляет наиболее опасный вид незаконных абортов.
Исходя из этого не являются субъектами преступления гинекологи и хирурги-гинекологи. Все остальные лица (в том числе имеющие высшее образование), средний медицинский персонал (даже те из них, которые имеют образование соответствующего профиля — например, акушерка) могут выступать в качестве субъекта уголовно наказуемого аборта. При этом место производства незаконного аборта — специальное медицинское учреждение или иное — для ответственности значения не имеет.
Субъективная сторона выражается в прямом умысле.
Ответственность за анализируемое преступление дифференцирована. Установлена повышенная ответственность, если незаконный аборт повлек по неосторожности смерть потерпевшей либо причинение тяжкого вреда ее здоровью. Налицо пример преступления с двумя формами вины. Состав материальный. Необходимо установить причинно-следственную связь между незаконно произведенным абортом и наступившим вредом здоровью либо смертью потерпевшей.
Деяние, описанное в части 1, относится к преступлениям небольшой тяжести, а квалифицированного вида — средней тяжести.
Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью (статья 235).
В соответствии с содержанием статьи 235 преступным является занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на избранный вид деятельности, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека (часть 1) или смерти (часть 2).
Норма направлена на воспрепятствование деятельности легальных и нелегальных объединений, частных лиц, систематически оказывающих подобные услуги.
Объект преступления — здоровье людей в сфере оказания медицинских и фармацевтических услуг.
Объективная сторона состоит в незаконном занятии частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на такой вид деятельности, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью.
Занятием частной медицинской практикой признается лечение людей медицинскими работниками вне лечебных учреждений, отнесенных к государственной или муниципальной системе здравоохранения, за плату (стационарно или амбулаторно). Источник получения денежных средств: гонорар, полученный от больного, средства, перечисленные предприятиями или страховыми компаниями, — для квалификации значения не имеет.
Право на занятие частной медицинской практикой в пределах узкой специализации, предусмотренной соответствующим дипломом об окончании высшего или среднего учебного заведения или курсов переподготовки и повышения квалификации, имеют: врач, зубной врач, медицинская сестра, фельдшер, акушер и др. Конкретные функциональные и профессиональные обязанности по каждому направлению лечебной деятельности предусмотрены в соответствующих положениях, принятых Министерством здравоохранения РФ.
Кроме дипломов установленного образца право на занятие частной медицинской практикой может предоставить сертификат специалиста, а также лицензия на конкретный вид лечебной деятельности. Лицензии оформляются в местной администрации с согласия профессиональных медицинских ассоциаций. Лицензии действительны лишь на территории, подведомственной администрации, выдавшей разрешение. Упомянутые выше органы имеют право контроля за деятельностью частнопрактикующих медицинских работников.
Согласно статьям 14 и 56 Основ законодательства об охране здоровья граждан учреждениями, занимающимися частной медицинской практикой и такой же фармацевтической деятельностью, являются лечебно-профилактические, аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности. Основы предоставляют право такой деятельности частным лицам.
Частная медицинская практика заключается в систематической, на постоянной основе лечебной деятельности с целью извлечения прибыли за оказанные услуги. Конкретно она может выразиться в консультировании, диагностике, хирургических операциях, лечении, оздоровлении, производстве инъекций, внутривенных вливаний, массаже и т.п. Нельзя расценивать в качестве частной медицинской практики оказание разовых платных или бесплатных (по знакомству) услуг. Причинение вреда пациенту в подобных случаях должно квалифицироваться как преступление против личности.
Если частной медицинской практикой в целях получения вознаграждения занимается лицо, не имеющее познаний в данной области, заведомо обманывающее пациента относительно своих способностей и применяемых методов „лечения“, содеянное при наличии других признаков состава может квалифицироваться как мошенничество.
Занятием фармацевтической деятельностью признается изготовление и реализация по рецептам врачей различных лекарственных форм, используемых для лечебных процедур. Эта деятельность охватывает также контроль за технологией изготовления, хранением, качеством готовых лекарственных средств и лекарств, изготовленных в аптеках, лекарственного сырья и препаратов из него; получение, хранение, организацию доставки, отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения в аптечные или лечебно-профилактические учреждения, реализацию населению и лечебно-профилактическим учреждениям различных лекарственных средств.
Занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью — строго лицензионная форма деятельности. Поэтому факт отсутствия лицензии выступает обязательным признаком состава преступления. Отсутствие лицензии означает, что она не оформлена в соответствующих органах либо закончился срок ее действия. Наличие лицензии на близкие по характеру виды платных услуг населению, например на право оказания услуг массажиста, тренера, оздоровительных и др., не дает права на законную частную медицинскую практику и фармацевтическую деятельность. Не освобождает от ответственности и тот факт, что субъект профессионально подготовлен для лечебной и фармацевтической деятельности (имеет надлежащий диплом). Это обстоятельство может приниматься во внимание лишь при оценке уровня общественной опасности содеянного.
Обязательным признаком состава преступления является причинение вреда здоровью человека (часть 1) или смерти человека (часть 2). Поскольку закон причинение вреда здоровью не связывает с утратой трудоспособности, под ним следует понимать его утрату хотя бы на один день, а также зафиксированные в компетентных лечебных учреждениях факты резкого ухудшения состояния больного (доставление в неотложном порядке в больницу, вызов „скорой помощи“ и др.). При этом важно установить наличие причинной связи между незаконным занятием частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью и наступившими последствиями. Должно быть констатировано, что вред здоровью человека или смерть наступили из-за неквалифицированного лечения либо из-за некачественно изготовленных лекарственных форм, неверных его дозировок и т.п. Наступление вреда здоровью или смерти по иным причинам (тяжелое состояние больного, необратимые изменения в организме, вмешательство других обстоятельств и т.п.) не дает основания для установления наличия преступления.
Состав — материальный. Посягательство окончено с момента наступления последствия. Если последствий нет, то это административное правонарушение.
С субъективной стороны преступление характеризуется виной в форме легкомыслия или небрежности. Лицо, занимающееся частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью, либо предвидит возможность наступления вреда здоровью или смерти человека, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает предотвратить эти последствия, либо не предвидит наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.
Ошибочной является рекомендация оценивать содеянное как преступление, совершенное с прямым умыслом по отношению к медицинской практике или фармацевтической деятельности и неосторожностью по отношению к последствиям. Авторы такой рекомендации не учли, что само занятие незаконной (без лицензии) частной медицинской практикой или фармацевтической деятельностью не преследуется, наличие состава преступления связывается с наступлением последствий (тяжкий или вред средней тяжести здоровью, смерть). Поэтому занятие частной практикой может осознаваться человеком, но это обстоятельство нельзя оценивать как прямой умысел на совершение преступления.
Субъект преступления — лицо, достигшее 16 лет. Наличие медицинской подготовки, затяжка в оформлении лицензии, отсутствие права на ее получение значения не имеют.
Рассматриваемое преступление является частным случаем незаконного предпринимательства (статья 171 УК). Но с учетом социальной направленности деяния норма помещена в главу о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности и входит в группу преступлений против здоровья населения. Приоритетной целью анализируемой нормы признается защита населения от ненаучных методов диагностирования и лечения заболеваний, применения лекарств и препаратов, не получивших одобрения Минздрава России и не рекомендованных к применению в медицине.
Преступление относится к преступлениям средней тяжести.