Показатели для выбора сферы предпринимательской деятельности

Для того чтобы правильно выбрать определенную сферу предпринимательской деятельности, не обходима новая предпринимательская идея, а лучше банк идей, из которого на основе их оценки можно выбрать наилучшую (см. п.1). Существуют различные показатели для оценки различных идей и выбора наиболее перспективной (табл. 1), каждый из которых имеет свою определенную стратегическую важность. Входные стратегические барьеры более подробно рассмотрены в таблице 2.

Таблица 1. Показатели оценки привлекательности сфер предпринимательской деятельности

Показатель Значение показателя, ед. изм. Стратегическая важность показателя Условия выбора
Размер рынка/сегмента рынка Руб./шт. Малые рынки / сегменты рынка не привлекают новых крупных конкурентов; большие рынки часто притягивают внимание корпораций с сильными конкурентными позициями, предпринимателю сложнее будет выйти и удержаться на рынке Если объемы рынка / сегмента рынка не очень большие, но достаточно значимые для получения предпринимателем прибыли
Масштаб конкуренции Местная конкуренция, региональная, национальная, международная Чем больше масштаб конкуренции, тем сильнее конкурентные позиции компаний, тем сложнее выйти на рынок предпринимателю Если конкуренция местная
Стадия развития рынка/продукта (на основе динамики объемов рынка или темпов роста рынка) Зарождение, рост, насыщение, спад На разных стадиях различен спрос и различны условия конкуренции, различается и привлекательность вхождения на рынок для предпринимателя Если рынок находится на стадии зарождения, роста
Количество конкурентов и их размеры Малые, средние, большие компании, шт. В зависимости от размера предприятия различаются конкурентные возможности, предприниматель с малым бизнесом не сможет успешно конкурировать со средними и крупными компаниями Если на рынке существуют малые компании
Степень дифференциации продукции/ услуг Высокая, средняя, низкая Дифференциация – одно из базовых конкурентных преимуществ, если высокая степень дифференциации и компания не может производить дифференцированную продукцию/услуги, то попадает в невыгодное конкурентное положение Если низкая степень дифференциации, или предприниматель может предложить уникальную продукцию/услуги на рынке
Тип рынка по уровню конкуренции (определяется на основе 4 и 5 показателя) Чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия На различных типах рынка различается условия конкуренции и привлекательность для вхождения предпринимателя Если чистая конкуренция
Тип рынка по уровню взаимодействия спроса и предложения (связан с 3 показателем) Рынок продавца, рынок покупателя На различных типах рынка различается условия конкуренции и привлекательность для вхождения предпринимателя Если рынок продавца
Количество покупателей и их финансовые возможности (связан с 1 показателем) Крупные, средние, малые компании/физ. лица, шт./чел. Имеется определенная специфика работы с различными типами покупателей Выбор в сравнении с др. сферами, предпочтениями и возможностями предпринимателя
Наличие интеграции Полная интеграция, частичная интеграция (вперед к клиенту, назад к поставщику) Вертикально интегрированные компании имеют более сильные конкурентные позиции, предприниматель с не интегрированной компанией уступает в конкурентной борьбе Если отсутствует интеграция
Окончание табл. 1
Показатель Значение показателя, ед. изм. Стратегическая важность показателя Условия выбора
Входные и выходные стратегические барьеры   Высокие барьеры защищают позиции фирм, уже действующих на рынке, низкие – делают их позиции уязвимыми для потенциальных конкурентов  
Коммерческий риск (связан с 12) Высокий, средний, низкий В сферах с высоким риском высока вероятность банкротства Если низкий (может средний)
Средняя рентабельность предприятий, работающих в данной сфере (в динамике и по сравнению с др. сферами) % Высокая рентабельность говорит привлекательности данной сферы и низкой интенсивности конкуренции, низкая рентабельность – наоборот. Если рентабельность уменьшается – возрастает интенсивность конкуренции. Если больше, чем в других сферах


Таблица 2. Показатели входных стратегических барьеров

Показатель Значение показателя ед. изм. Условия выбора
Необходимый размер инвестиций для открытия бизнеса Руб. Если имеются определенные собственные средства и доступны привлечения заемных средств в необходимом размере
Срок окупаемости инвестиций (связан с показателем 10.1, 11, 12) Быстрый, средний, долгий, г. Если быстрый
Необходимость получения лицензии Да/нет Если нет (если да – то стоимость, сложность, длительность)
Необходимость владения сложными, уникальными, наукоемкими, дорогостоящими технологиями Да/нет Если нет (если да – то возможность ее получения)
Наличие необходимого персонала определенной квалификации в регионе Да/нет Если да (если нет – то возможность его привлечения, стоимость)
Наличие необходимого сырья в регионе Да/нет Если да (если нет – то возможность его транспортировки, стоимость)
Имеются ли у предприятий в данной сфере конкурентные преимущество в экономии издержек за счет масштабов производства, транспортировки, маркетинга, опыта Да/нет Если нет

Использование всех показателей при оценке и выборе наиболее перспективной предпринимательской идеи может усложнить процедуру выбора. В данном случае можно использовать некоторые наиболее важные, или применить метод взвешенной экспертной оценки, присвоив каждому показателю весовые коэффициенты и разработав шкалу оценки в зависимости от значения показателя.

Наши рекомендации