Сущность налогового контроля
Налоговый контроль – вид деятельности уполномоченных органов налоговой администрации, реализуемый в различных формах с целью получения информации о соблюдении норм налогового законодательства и проверки полноты и своевременности исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками и иными обязанными лицами.
Можно выделить четыре формы налогового контроля:
– государственный налоговый учет;
– мониторинг и оперативный налоговый контроль;
– камеральный и выездной налоговый контроль;
– административно-налоговый контроль.
Основная нагрузка по проведению каждой из указанных форм налогового контроля в России приходится на налоговые органы.
Государственный налоговый учет как форма налогового контроля направлен на решение задач, связанных с учетом лиц, на которых могут возлагаться налоговые обязательства, а также иных, значимых для целей налогообложения элементов (например, учет объектов налогообложения).
Основной задачей мониторинга и оперативного налогового контроля является получение объективной информации о текущей деятельности налогоплательщиков, в том числе контроль налоговых поступлений.
Задачей камерального и выездного налогового контроля является контроль исполнения налоговых обязательств. Основным способом осуществления камерального и выездного налогового контроля является проведение налоговых проверок.
Задачей административно-налогового контроля является контроль за участниками налоговых отношений, наделенных вспомогательными полномочиями в области налогового администрирования. Например, контроль исполнения своих обязанностей сборщиками налогов.
9.2. Государственный налоговый учет
Основными методами государственного налогового учета являются: постановка на учет; внесение изменений в учетные данные; снятие с учета.
В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК.
Таким образом, государственный налоговый учет в России осуществляется путем:
– учета лиц, на которых могут возлагаться налоговые обязательства;
– учет объектов налогообложения.
Ведение учета возлагается на налоговые органы.
Законодатель предусмотрел учет только налогоплательщиков, но не плательщиков сборов.
Отличительными особенностями учета налогоплательщиков как формы налогового контроля являются постоянность, непрерывность, всеобщность, императивность процедурного обеспечения. Учет налогоплательщиков относят к числу пассивных форм налогового контроля.
Результатом учета налогоплательщиков является получение следующих категорий информации, которые в дальнейшем могут быть использованы при проведении иных форм налогового контроля:
1) количество и виды налогоплательщиков на определенной территории;
2) точное место их нахождения, в том числе фактический и юридический адреса;
3) иная финансово-учетная информация, например номер расчетного счета в банке;
4) виды осуществляемой ими деятельности и территориальные пределы ее осуществления;
5) размер имущественных активов, находящихся у налогоплательщика;
6) характер связей с другими налоговыми субъектами, например наличие филиалов и представительств;
7) иная значимая для решения задач налогового контроля информация.
Для налогоплательщика необходимость встать на учет в налоговом органе, как правило, возникает с момента возникновения у него обязанности впервые уплачивать налоговые платежи. Однако обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей по постановке на учет в налоговом органе возникает независимо от наличия обстоятельств, с которыми налоговое законодательство связывает возникновение обязанностей по уплате налогов или сборов.
НК предполагает возможность проведения учета налогоплательщиков в инициативном или заявительном порядке.
Инициативная процедура постановки на учет означает, что налоговый орган на основе данных и сведений о налогоплательщике самостоятельно принимает меры к постановке налогоплательщиков на учет в налоговых органах. Инициативная постановка на учет может быть произведена до подачи заявления налогоплательщиком. Ранее данная процедура учета была предусмотрена НК только для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а для остальных категорий налогоплательщиков имела рекомендательный характер, в настоящее время производится в отношении большинства категорий налогоплательщиков.
Заявительная процедура постановки на учет предусматривает постановку налогоплательщика на учет только после направления им в адрес налогового органа письменного заявления с просьбой поставить его на учет. Ранее такая процедура была предусмотрена НК для всех категорий налогоплательщиков за исключением физических лиц, в настоящее время – только при постановке на учет.
15. Права и обязанности налоговых органов.
В соответствии со ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ.
Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 4 ст. 30 НК РФ).
Налоговые органы вправе:
1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов;
2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;
3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
5) в порядке, предусмотренном ст. 92 НК РФ, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от их местонахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов РФ (ст. 31 НК РФ).
В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговые органы имеют право осуществлять следующие действия:
1.Требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов. Следует обратить внимание на то, что право требования распространяется не на любые документы, а только на те, которые ведутся по установленным формам. Требовать документы, для которых форма не установлена налоговые органы не вправе.
2.Проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ (порядок установлен статьями 87, 88, 89, главой 26.4).
3.Производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены. НК РФ не ограничивает перечень документов, которые могут быть изъяты при выемке, но они должны иметь отношение к предмету проверки. Порядок выемки документов установлен ст.94 НК РФ.
4.Вызывать на основании письменного уведомления налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах. Можно отметить, что это право налоговых органов не подкреплено соответствующей обязанностью налогоплательщиков. В ст. 23 НК РФ говорится только об обязанности предоставлять информацию, но вызов и предоставление информации – это разные формы налогового контроля.
5.Приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном ст.76 и ст.77 НК РФ.
Решение о приостановлении операций налогоплательщика по счетам в банке принимается руководителем (его заместителем) налогового органа. Приостановление операций по счетам в банке означает прекращение банком всех расходных операций по счёту, за исключением платежей, очерёдность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов. При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета. Решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков-организаций принимается в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налогов. Данное решение принимается только одновременно с вынесением решения о взыскании налога.
Другим основанием для вынесения решения является непредставление налогоплательщиком-организацией и налогоплательщиком-индивидуальным предпринимателем налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления декларации, а также отказ от представления налоговой декларации налогоплательщиком-организацией и налогоплательщиком-индивидуальным предпринимателем.
Решение о приостановлении операций налогоплательщика организации по его счетам в банке направляется налоговым органом банку с одновременным уведомлением налогоплательщика. Данное решение подлежит безусловному исполнению банком.
Приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днём представления налогоплательщиком налоговой декларации или документов, подтверждающих выполнение решения о взыскании налога.
Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией, плательщиком сбора-организацией, налоговым агентом-организацией в установленные сроки обязанности по уплате (перечислению) налога (сбора) и при наличии у налоговых органов достаточных оснований полагать, что указанные лица предпримут меры, чтобы скрыться либо скрыть своё имущество. Арест имуществапредставляет собой действие налогового органа по ограничению права собственности налогоплательщика в отношении его имущества. Степень ограничения права собственности может быть различной, поэтому предусмотрено два вида ареста: полный и частичный. Полный арест – это такое ограничение прав налогоплательщика в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляется с разрешения и под контролем налогового органа. Частичный арест – это такое ограничение прав налогоплательщика в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляется с разрешения и под контролем налогового органа.
Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика принимается руководителем налогового органа в форме постановления, а арест производится с санкции прокурора.
6.Осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.
Порядок доступа должностных лиц налоговых органов на территорию и в помещения налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента установлен ст. 91 НК РФ, а осмотр помещений, территорий осуществляется в соответствии со ст. 92 НК РФ. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов РФ.
7.Определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет расчётным путем, на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчёта налогов документов, отсутствия учёта доходов и расходов, учёта объекта налогообложения или ведения учёта с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
8.Требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.
9.Взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ.
Порядок взыскания недоимки по налогам и сборам установлен ст. 45 НК РФ, а пени – ст.75 НК РФ. Недоимка – сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Пеня – денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
10.Требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платёжных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов, пеней и штрафов.
11.Привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков.
Порядок привлечения специалиста установлен ст. 96 НК РФ, статус эксперта – ст. 95 НК РФ, участие переводчика регулируется ст. 97 НК РФ.
12.Вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.
Порядок дачи показаний свидетелем определён ст. 90 НК РФ.
13.Заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определённых видов деятельности.
14.Предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
- о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;
- о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ;
- о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите;
- о взыскании задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трёх месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий);
- в иных случаях, предусмотренных НК РФ.
Налоговые органы несут также иные права, предусмотренные НК РФ.
Обязанности налоговых органов установлены ст. 32 НК РФ. Налоговые органы обязаны:
1.Соблюдать законодательство о налогах и сборах;
2.Осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
3.Вести в установленном порядке учёт организаций и физических лиц;
4.Бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчётности и разъяснять порядок их заполнения;
5.Осуществлять возврат или зачёт излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ;
6.Соблюдать налоговую тайну.Налоговая тайна – любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
- разглашённых налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
- об идентификационном номере налогоплательщика;
- о нарушениях законодательства о налогах и сборах;
- предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами.
7.Направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и требование об уплате налога;
8.При выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные НК и иными федеральными законами. Так, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта (ст.78 НК); не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления (ст.80 НК); незамедлительно уведомить физическое лицо о постановке его на учет (ст.83 НК); осуществить поставку налогоплательщика на учет в течение 5 дней со дня представления им всех необходимых документов и в тот же срок выдать соответствующее свидетельство или уведомление о постановке на учёт (ст.84 НК).
Права и обязанности налоговых органов осуществляются через права и обязанности должностных лиц. Должностными лицами налоговых органов являются руководящие работники и специалисты, которым в зависимости от занимаемой должности, квалификации и стажа работы в соответствии с действующим законодательством присваиваются классные чины.
В соответствии со ст. 33 НК права и обязанности налоговых органов должны реализовывать в пределах своей компетенции должностные лица налоговых органов. Должностные лица обязаны действовать в строгом соответствии с НК и иными федеральными законами, а также корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.
В соответствии с законом «О налоговых органах Российской Федерации» должностные лица налогового органа обязаны сохранять в тайне сведения о вкладах граждан и организаций.