Введение торгового сбора
При Правительстве Российской Федерации»
(Финансовый университет)
Кафедра «Налоги и налогообложение»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Налоги
и налоговая система Российской Федерации»
на тему:
«Считаете ли Вы, что меры налоговой поддержки малого и среднего бизнеса способствует его развитию?»
Выполнил:
Студент группы ФР3-3
Даутов Н.Е.
Научный руководитель:
Адвокатова А.С.
Москва 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1 НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.. 5
2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ.. 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 18
ВВЕДЕНИЕ
Развитие малого и среднего предпринимательства и возможность реализации частной предпринимательской инициативы являются необходимыми условиями успешного развития страны.
Какая роль отводится малым и средним предприятиям в структуре экономики?
Малое предпринимательство — это прежде всего институт, который обеспечивает занятость населения. При этом малые компании делают среду для проживания более комфортной и удобной. Со средним бизнесом связано решение задач по обеспечению экономического роста и перехода на путь инновационного развития.
Особые надежды возлагаются на малый и средний бизнес в условиях действия кризисных явлений. Малые и средние компании в силу присущей им мобильности и гибкости могут сгладить негативные процессы в сфере занятости населения, обеспечить социальную адаптацию высвобождающихся c крупных предприятий работников, а также сформировать новые рыночные ниши и точки экономического роста.
Малый и средний бизнес России — это 5,6 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых официально занят каждый четвертый работник.
Вместе c тем вклад малого и среднего бизнеса в общие экономические показатели в России существенно ниже, чем в большинстве не только развивающихся, но и развитых стран.
Доля малого и среднего бизнеса в ВВП находится на уровне 20-21%. На малые и средние компании приходится только 5-6% от общего объема основных средств и 6% от объема инвестиций в основной капитал в целом по стране. Совершенно очевидно, что Россия находится на начальной стадии формирования малого и среднего бизнеса. Приоритет на современном этапе — набор критической массы предпринимателей. Малого и среднего бизнеса должно стать больше, и он должен играть существенную роль в экономике. К настоящему времени в России созданы организационные и нормативно-правовые основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
В 2013-2014 гг. на реализацию мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства из средств федерального бюджета выделено более 135 млрд. рублей. Однако целый ряд принимаемых в 2012-2014 гг. мер шли в разрез c интересами малых и средних предприятий и вместо стимулирования предпринимательской деятельности ограничивали предпринимательскую инициативу. В качестве отдельных примеров можно привести увеличение страховых платежей, отмену льготы по налогу на имущество организаций для плательщиков специальных налоговых режимов, введение торгового сбора, предъявление новых требований по проведению специальной оценки условий труда. Разнонаправленность и рассогласованность мер в отношении малого и среднего предпринимательства снижает уровень доверия предпринимателей к государству, приводит к уходу бизнеса в нелегальное поле, формирует у предпринимателей «психологию временщиков», а также нивелирует положительные эффекты от реализации мер государственной поддержки.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Малые и средние предприятия в силу особенностей своего функционирования крайне чувствительны к любым изменениям в сфере налогообложения.
В последние годы в данной сфере были приняты различные изменения, которые оказали как положительное, так и негативное влияние на ведение предпринимательской деятельности. Рассмотрим некоторые из них.
Введение патентной системы налогообложения.
В соответствии c Федеральным законом от 25 июня 2012 г. №94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» c 1 января 2013 г. в России введен новый специальный налоговый режим, предназначенный для микробизнеса и предполагающий упрощенные процедуры налоговой отчетности, — патентная система налогообложения.
Отмена льготы по налогу на имущество для организаций, перешедших на применение упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
В 2014 г. принят Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. №52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии c которым для организаций, перешедших на применение упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, предусмотрена обязанность по уплате налога на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.
С 2014 г. такой порядок определения налоговой базы в отношении торгово-офисной недвижимости введен в 4 субъектах Российской Федерации (г. Москва, Московская область, Амурская область, Кемеровская область), а с 2015 г. — еще в 24 субъектах Российской Федерации. В сферу регулирования указанного Федерального закона попадает около 90% от числа микропредприятий в Российской Федерации.
Введение торгового сбора.
С 2015 г. в Налоговый кодекс Российской Федерации включена глава 33 «Торговый сбор», согласно которой торговый сбор может быть введен в городах федерального значения Москве, Санкт- Петербурге и Севастополе уже c 1 июля 2015 года.
Решение о введении торгового сбора c 1 июля 2015 г. на данный момент принято только в г. Москве (Закон города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62 «О торговом сборе»).
Предполагается, что торговый сбор обеспечит легализацию налоговой базы торговых предприятий и не повлечет за собой увеличения налоговой нагрузки на добросовестных налогоплательщиков в связи c тем, что суммы торгового сбора, уплаченные плательщиками, подлежат зачету в счет уплаты налога на прибыль, налога, уплачиваемого в связи c применением упрощенной системы налогообложения, налога на доходы физических лиц.
Вместе c тем разработка и последующее принятие поправок к Налоговому кодексу Российской Федерации в отношении введения торгового сбора вызвали широкий общественный резонанс и негативно восприняты предпринимательским сообществом.
4. Введение налоговых «каникул» для отдельных категорий налогоплательщиков.
Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 477- ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, введены «налоговые каникулы».
В соответствии c указанным Федеральным законом субъектам Российской Федерации предоставлено право в течение 2015-2020 годов:
• устанавливать налоговую ставку в размере 0% для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения или патентную систему налогообложения (льготная ставка может применяться в течение двух налоговых периодов со дня регистрации);
• определять виды предпринимательской деятельности в социальной, производственной и научной сферах, в отношении которых применяются «налоговые каникулы», а также дополнительные ограничения по использованию индивидуальными предпринимателями права на применение льготной налоговой ставки, в том числе в виде средней численности работников и предельного размера доходов от реализации товаров (работ, услуг);
• лишать индивидуального предпринимателя права на применение налоговой ставки в размере 0% в случае нарушения им условий применения такой налоговой ставки.
5. Введение моратория на рост налоговых ставок и ставок по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды на период до 2018 года.
Для ведения предпринимательской деятельности и, в частности, возможности эффективного планирования крайне важным фактором является стабильность законодательства в том числе в сфере налогообложения.
В этой связи введение моратория на повышение финансовой нагрузки в связи c уплатой налогов и страховых платежей в государственные внебюджетные фонды, предусмотренное перечнем поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г., представляется своевременной и целесообразной мерой.
Неизменность налогового режима сформирует в обществе соответствующие ожидания и в условиях макроэкономической нестабильности сможет поддержать предпринимательскую и инвестиционную активность.