Доминирующее положение

МОНОПОЛИИ.

Экономическая категория, правовой не станет никогда.

С точки зрения правового регулирования, это некое благо, которое предоставляется одному субъекту и не предоставляется больше никому.

Истоки монополизма шли от государства, когда оно давало привилегию какому-то придворному субъекту на поставку или реализацию какого-то товара.

Термин «монополия» в его правовом толковании не всегда соотносится с экономическим содержанием. Экономическое содержание – «продаю один». Это структура рынка, характеризующаяся преобладанием единоличного хозяйствующего субъекта (продавца или покупателя), который продает или приобретает товар, на который не имеется близких заменителей. Такая структура рынка характеризуется как абсолютная монополия.

Джоан Робинсон – термин «несовершенная конкуренция». Она складывается между монополизированными субъектами. Она несовершенна, так как совершенная – это идеальная модель, являющаяся антиподом чистой монополии. Хотя, обе крайние ситуации тоже существуют.

Несовершенная конкуренция – это все, что начинается с олигополии и заканчивается совершенной конкуренцией.

С точки зрения права виды монополий (олигополия, монополия, монопсония и т.п.) не имеют большого значения. Потому что в праве существует термин «доминирующее положение» - сюда включаются и абсолютные монополии, и другие ее виды.

Типология монополий.Правовые классификации с экономическими не очень соотносятся.

С точки зрения права, есть две классификации. 1) По степени участия государства: государственные и рыночные.

2) Закрытые и открытые монополии. Закрытые – защищенные от конкуренции на законном основании. Их существование не является противоправным, в данной сфере конкуренция невозможна либо ограниченна по причинам ее экономической нецелесообразности. Сюда относятся монополии государственные, естественные и монополии обладателей исключительных прав.

Открытые – все остальные. Создание препятствий для конкуренции является противоправным.

Гос. монополии. Монополия, которая создается государством. Государство разрешает государственному унитарному предприятию осуществлять деятельность. Вот это предприятие, являясь хозяйствующим субъектом, является субъектом гос. монополии. Государство предоставляет право одному субъекту осуществлять какую-то деятельность. Как правило, это продукция, изъятая из оборота или ограниченная в обороте.

Естественные монополии. Можно обнаружить разные цели: установление баланса интересов между производителями продукции и потребителями, например. Плюс есть естественные причины: например, невзаимозаменяемые товары; спрос не изменится от установления цены; один субъект будет лучше снабжать рынок и издержек будет меньше. Определение – экономический характер, ст. 3 ФЗ «О естественных монополиях». Это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее при отсутствии конкуренции. Само государство определяет приоритеты на то, что естественная монополия – это закрытая монополия, она защищена от конкуренции. Перечень естественных монополий ограничен (ст. 4 ФЗ). Органы регулирования естественных монополий – ФАС РФ, а в части ценообразования – Федеральная Служба по тарифам.

Два метода регулирования: ценовой и определение потребителей, подлежащих обязательному обеспечению услугами естественных монополий в случае невозможности удовлетворения в полном объеме (т.е. кого нельзя отключить от услуг естественных монополий).

Новеллы 3-его антимонопольного пакета в отношении предостережения.

Введение института предостережения. ст. 23 п. 4.1 – антимонопольный орган направляет предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного зак-ва. Содержание предостережения содержится в ст. 25.7. Делается это в целях превенции. Основание для направления предостережения – публичное заявление должностного лица хоз. субъекта о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного зак-ва. Но если такое заявление дает основания для возбуждения дела, то, конечно же, возбуждается дело, а не направляется предостережение. Механизм еще не сформирован – не утверждена форма предостережения.

Доминирующее положение.

Правовая категория, и ее применение способно установить, обладает ли субъект определенной рыночной властью.

Учитываются все типы рынка от монополии до монополистической конкуренции.

Доминирующее положение -положение хоз. субъекта или группы лиц на определенном рынке, дающее такому хоз. субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, либо устранять с этого товарного рынка иных хоз. субъектов, либо затруднять доступ на этот рынок другим хоз. субъектам (ст. 5 ФЗ).

Общие условия – цена и иные условия заключения сделок.

Два критерия определения доминирующего положения. 1) Качественный (сущностный) – самый важный критерий. Позволяет установить то, что является доминирующим положением.

2) Количественный – вспомогательный. Позволяет установить долю рынка, которую необходимо занимать, чтобы обладать доминирующим положением. Существует подход к индивидуальному доминированию и к коллективному доминированию. Индивидуальное предполагает доминирование одного субъекта или группы лиц. Доминирующим признается (и презюмируется) положение субъекта, когда он занимает 50%. Если менее 50%, то доказывать должен антимонопольный орган. Субъект не может быть признан доминирующим, если он занимает менее 35%, если иное не предусмотрено ФЗ. Коллективное – устанавливается доминирующее положение каждого субъекта из нескольких субъектов. Коллективное доминирование есть, если 1) совокупная доля не более чем 3 субъектов превышает 50%, совокупная доля не более чем 5 субъектов превышает 70%, но если доля хотя бы одного из данных субъектов не превышает 8%, то данная норма не применяется (мы его исключаем, а значит не выделяем коллективное).

2) В течение не менее 1 года относительные размеры долей хоз. субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, и доступ на соответствующий товарный рынок конкурентам затруднен. 3) Реализуемый или приобретаемый хоз. субъектами товар не может быть заменен другими, рост цены товара не обуславливает снижения спроса на этот товар, но при этом информация о цене и условиях реализации товара доступна неопределенному кругу лиц.

Наши рекомендации