Лекция 5. Управление предпринимательскими структурами
Цель лекции: уточнить понятия разработки и системы управления, принятия управленческих решений, необходимых для обоснования стратегических положений и критериев совершенствования процесса управления предпринимательскими структурами в условиях неопределенности внешней среды, сформировать критерии качества разработки и принятия управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности предпринимательских структур.
Основные понятия:управление, система управления, ресторанный и гостиничный бизнес, менеджер, обогащение труда
План лекции:
1. Сущность и содержание системы управления. Особенности управления рестораном и гостиничным комплексом
2. Методы и принципы управления
3. Смена управленческих парадигм.
4. Особенности управления рестораном и гостиничным комплексом
1. Сущность и содержание системы управления
Управление –это процесс планирования организации, мотивации и контроля необходимый для того, чтобы сформировать и достичь цели организации.
Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека с помощью, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды общества, техники и живой природы. Управление должно быть направленно на успех и выживание.
В управлении всегда есть:
субъект – тот, кто осуществляет управление и объект –тот, кем управляют действия субъекта управления, т.о. основная задача управления организовать работу других людей, при этом высшей формой искусством управления является такая организация, при которой у объекта управления создается ощущение, что ни кто им не управляет.
Различают управление техническими системами, экономическое управление, а также социальное, в ходе которого регулируются различные отношения между людьми.
Цель управления –это желаемое, возможное и не обходимое состояние производство, дела, проблемы, которые обязательно должны быть достигнуты.
Орудие управленческого трудавключает: оргтехнику, вычислительную технику, обеспечивающие механизм и автоматизацию управленческого труда.
Предметом управленческого трудаявляются люди, отношения между ними, которые касаются данного производства.
Продукт управленческого труда является управленческое решение. Цена решения определяется себестоимостью и прибылью. Побочным продуктом в управленческой деятельности является: система управления, психологический климат.
Объектом профессиональной деятельности являются финансово-хозяйственная деятельность предприятия, материальные трудовые ресурсы, нормативная и учетно-распределительная документация.
Предпринимательство – означает осуществление новых комбинаций в производстве, движение на новые рынки, создание новых продуктов связанные с риском.
Бизнес –это предпринимательская деятельность, дело, занятие в целях получения прибыли в определенной сфере общественного производства.
Бизнес –делание денег из денег, но обязательно по средствам полезной производительной деятельности изготовление продукта или оказания услуги.
Управление бизнеса –это управление коммерческими, хозяйственными организациями.
Бизнесмен – это человек делающий деньги владелец капитала находящего в обороте и приносящего доход и может быть деловой человек подчинения которого никто не находится или крупный собственник, который не занимает никакой настоящей должности в организации, но является владельцем ее акций и не может состоять членом его правления.
Менеджер – обязательно занимает постоянную должность, в его подчинение находятся люди.
Элементы системы управления. Механизм управления включает в себя: цели, миссии, функции, принципы, методы управления.
Организационная структура управленияопределяется целями, функциями, продуктом предпринимательской деятельности.
Процесс управлениятехнологии принятия управленческих решений и организация их реализаций.
Функции управления
Управленческое решение Координация
регулирование регулирование
Принцип управленияправила, нормы, которыми следует руководить в своей деятельности в ходе решения задач, стоящих перед фирмой, предприятием:
1. Определение целей и задач управления;
2. Разработка конкретных мероприятий по их достижению;
3. Разделение задач на отдельные виды работ;
4. Координации взаимодействий различных подразделений внутри организации;
5. Формирование иерархической структуры;
6. Оптимизация принятия решений;
7. Мотивация, стимулирование эффектной работы.
Методы и принципы управления
Методы управления –способы, формы воздействия руководителя на подчиненных:
1. организационно-распорядительные (инструкции, контроль исполнения)
2. экономические (хозяйственный расчет)
3. социально-психологические (учет психологии личности, коллектива)