Реализация бизнес-проекта

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области

ЧОУ ВО «ЮЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ИУБиП)»

(г. Ростов-на-Дону)

«БИЗНЕС-ШКОЛА МОЛОДОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ»

БИЗНЕС-ШКОЛА МОЛОДОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Учебно-методический комплекс

Дистанционного обучения

Ростов-на-Дону

Координаторы проекта:

Департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области

Авторский коллектив МШБ ЧОУ ВО «ЮЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ИУБиП)»

(г. Ростов-на-Дону)

под руководством Акперова Имрана Гурру оглы, ректора ЧОУ ВО «ЮЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ИУБиП)»(г. Ростов-на-Дону)

, д.э.н., профессора:

Пивоваров Игорь Владимирович

руководитель образовательного проекта «Менеджмент», заведующий кафедрой «Менеджмент и маркетинг» ЧОУ ВО «ЮЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ИУБиП)», к.э.н., доцент

Мурзаев Аркадий Николаевич

директор международной школы бизнеса ЧОУ ВО «ЮЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ИУБиП)»,MBA
эксперт НАСДОБР

Киянова Лилия Дмитриевна

руководитель образовательного проекта «Экономика», заведующая кафедрой «Мировая экономика» ЧОУ ВО «ЮЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ИУБиП)», к.э.н., доцент

Сущенко Оксана Владимировна

соучредитель юридической фирмы, частнопрактикующий юрист

Дойчева Анна Владимировна

сотрудник отдела досудебного аудита Управления Федеральной налоговой службы России по Ростовской области, к.э.н.

Елагина Наталья Владимировна

преподаватель кафедры «Экономика и управление проектами» ИППС РГСУ

Тарасова Людмила Валерьевна

зам.исп директора НКО "Гарантийный фонд РО

Рецензент:

Елецкий Николай Дмитриевич

заведующий кафедрой «Мировая экономика и международные экономические отношения» ДГТУ, д.э.н., профессор

Б
Бизнес-школа молодого предпринимателя/ Под общей редакцией И.Г. Акперова. – Ростов-на-Дону, 2015. – 352 с.

ISBN

© Акперов И.Г., 2015

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Вы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хотите стать предпринимателем в наше время и в нашей стране?

А знаете ли Вы:

Ø что работать придётся много более 8 часов в сутки;

Ø что ежегодный обязательный отпуск может быть далеко необязательным;

Ø что хвалёная технология «одного окна» работает далеко не всегда, в отличие от возможных штрафных санкций, которые всегда работают;

Ø что Вас ждет стояние и сидение в огромных очередях даже там, где их не должно быть;

Ø что Вас ждёт не всегда приятное знакомство с контролёрами, которые будут проверять всё, что только можно проверить (что нельзя проверить, они будут проверять тоже);

Ø что обещанные всем различные льготы предоставляются далеко не всегда и далеко не всем;

Ø что запланированный Вами отдых на Канарах может состояться весьма не скоро, или вообще не состоятся …

А тут ещё кризисные явления в экономике…

Но зато Вы будете хозяином:

Ø своего времени;

Ø своих денег;

Ø своих идей.

ЕСЛИ ЭТИ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ВАС ОЧЕНЬ ВАЖНЫ,
А ПРИВЕДЕННЫЕ ВЫШЕ ТРУДНОСТИ ВАС НЕ ПУГАЮТ,
ТО МЫ ГОТОВЫ ПОМОЧЬ ВАМ!

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В НАШУ БИЗНЕС-ШКОЛУ!

На пороге нашей бизнес – школы мы видим двух молодых людей. Один из них уже прошел обучение по программе «Бизнес-школа молодого предпринимателя» и открыл свое дело, а второй – пока сомневается. Давайте послушаем их диалог.

    Реализация бизнес-проекта - student2.ru  
  Реализация бизнес-проекта - student2.ru   Реализация бизнес-проекта - student2.ru
Реализация бизнес-проекта - student2.ru   Реализация бизнес-проекта - student2.ru  
  Реализация бизнес-проекта - student2.ru   Реализация бизнес-проекта - student2.ru
Реализация бизнес-проекта - student2.ru      

В идее должно отражаться, какой товар или услуга будет производиться, и какаяпотребность клиента, на какомрынке будет удовлетворяться.

Предпринимательская идея – понимание присущего потребителю желания иметь тот или иной товар, четкое представление о том, как может быть удовлетворена потребность потенциального покупателя, путем каких конкретных действий.

Реализация бизнес-проекта - student2.ru Ну, набрал я мешок идей, а дальше? Реализация бизнес-проекта - student2.ru
Дальше проводят их сравнительный анализ. Но об этом тебе лучше почитать во втором параграфе ВВОДНОГО РАЗДЕЛА >>
Реализация бизнес-проекта - student2.ru Ну, хорошо. Отобрал я самую лучшую идею, и вперёд – воплощать? Реализация бизнес-проекта - student2.ru
Нет, пока рано. Нужно теперь заняться тем, чем не любят заниматься многие предприниматели – деловым планированием.

Деловое планирование

В деловом планировании можно выделить два этапа:

1. Предварительная оценка вариантов.

2. Детальное бизнес-планирование.

Основной целью первого этапа, который далеко не всегда выделяют, является исключение из дальнейшего рассмотрения заведомо проигрышных вариантов. На этом этапе для хозяйствующего субъекта, в рамках которого будут реализованы отобранные бизнес-идеи, выбирается форма собственности, организационно-правовая форма, налоговый режим (если он не определён автоматически в соответствии с выбранным видом деятельности). Затем определяются затраты, которые необходимо произвести для открытия дела, и возможный объём прибыли, определяемый с учётом статистических данных о рентабельности и сроках окупаемости выбранного вида деятельности и маркетинговой оценки возможного рынка с учётом наличия конкурентов. На этом этапе также целесообразно ознакомиться с возможной государственной поддержкой выбранной деятельности и возможным привлечением кредита или лизинга.

Последовательность шагов по предварительной оценке вариантов и указание соответствующих разделов учебника приведены ниже.

Наименование Место в учебнике
Выбор формы собственности § 3 ТЕМЫ 5.1 >>
Выбор ОПФ §§ 4–5 ТЕМЫ 5.1 >>
Определение налогового режима §§ 1–3 ТЕМЫ 8.3 >>
Определение ёмкости рынка §§ 1–3 ТЕМЫ 4.3 >>
Конкурентный анализ §§ 2–3 ТЕМЫ 4.8 >>
Анализ государственной поддержки ТЕМЫ 11.1, 11.2 >>
Кредит, лизинг, аренда ТЕМЫ 7.1, 7.3, 7.4 >>

Следует заметить, что расчёты на данном этапе выполняются приближённо без подробной детализации.

В отличие от первого этапа делового планирования бизнес-планирование выполняется с учётом всех подробностей, связанных с планируемой деятельностью.

Реализация бизнес-проекта - student2.ru А для кого создаётся этот самый бизнес-план? Реализация бизнес-проекта - student2.ru
Различают два вида бизнес-плана: внешний – для привлечения инвесторов, и внутренний – для убеждения и мотивирования партнёров и коллег.

Разработка бизнес-плана дает следующие преимущества:

Ø дает возможность четко обдумать и оформить свои идеи, проверить их жизнеспособность на бумаге расчетным путем;

Ø такой бумажный (виртуальный) вариант проверки идеи в конечном счете убережет предпринимателя от множества ошибок и ненужных затрат, сэкономит деньги, время и нервы;

Ø позволяет предпринимателю гораздо лучше понять механизм работы предприятия и действовать в рыночной среде намного эффективнее;

Ø когда Вы завершите процесс написания бизнес-плана, он будет служить Вам, как схема или карта, точное следование которой позволит с большей вероятностью достигнуть намеченной цели.

Реализация бизнес-проекта - student2.ru А какие разделы обычно включают в бизнес-план? Реализация бизнес-проекта - student2.ru
Структура бизнес-плана варьируется в зависимости от целей его создания. Я перечислю самые важные, на мой взгляд.

1. Резюме проекта – представляет собой основные положения, суть, «выжимки» из проекта, его основные выводы. Цель резюме – заинтересовать инвестора и заставить его подробнее ознакомиться с содержанием бизнес-плана.

2. Описание компании – содержит основную информацию о компании, которая предлагает данный инвестиционный проект, ее полные реквизиты, информацию об учредителях и их реквизиты, цели компании, сведения о руководстве, историю компании, достижения, организационную структуру, основные продукты, и место компании на рынке.

3. Описание продукта или услуги – включает информацию о продукте или услуге, его основных характеристиках, основных потребителях, потребительских свойствах товара, отличиях от существующих аналогов, информацию патентах и лицензиях.

4. Маркетинговый анализ – содержит информацию об имеющихся на рынке товарах, продукции конкурентов, сравнение характеристик и потребительских качеств товаров конкурентов и предлагаемого продукта, информацию о наименовании конкурентов и их реквизиты, цены конкурентов и их стратегию продвижения товаров (§§ 1–3 ТЕМЫ 4.2 >>).

5. Стратегия продвижения товара – здесь основным является определение рыночной ниши, т.е. того, какой именно и для каких категорий потребителей предназначен товар, количественный и качественный анализ потребителей, где они расположены, какими именно методами и каналами сбыта предлагается реализовывать товар или услугу. Приводится информация о стратегии рекламирования продукта или услуги, затратах на маркетинг, ценообразовании, политике при работе с покупателями (§§ 1–6 ТЕМЫ 4.7 >>).

6. Производство – в случае, если это производственное предприятие, данный раздел бизнес-плана включает информацию о выбранной технологии производства, мотивации ее выбора, описание основных технологических процессов предприятия, схему его работы, расстановку оборудования. Если предполагается реконструкция или строительство, то приводится описание технических решений, их технико-экономическое обоснование и расчеты затрат на реконструкцию или строительство.

В разделе приводятся расчеты потребности в материалах и сырье на производство продукции, затраты на их закупку, динамика цен, анализ поставщиков, затраты на обслуживание и плановые ремонты оборудования. В случае, если специфика производства того требует, приводится информация о необходимости приобретения лицензий и прочих разрешений и согласований, требования по технике безопасности труда.

В случае если разрабатывается инвестиционный проект торгового или обслуживающего предприятия, этот раздел бизнес-плана делается более подробным. Он включает значительно больший объем информации о поставщиках, их оценке и выборе, потребностях в конкретных товарах и их группах, методах закупки, потребностях в складских и торговых помещениях, их географическом местоположении и наличии спроса на предлагаемые товары в каждой торговой точке и по каждому товару. По поставщикам также приводится информация об их местонахождении, дается их краткая характеристика и приводятся реквизиты.

В случае если это строительное или сервисное предприятие отражается также информация о подрядчиках, дается их характеристика и реквизиты.

7. План по персоналу – в этом разделе бизнес-плана приводится информация о потребности в персонале, его количестве и квалификации, анализ рынка труда по каждой позиции работников, приводятся расчеты затрат на оплату труда персонала, его социальное обеспечение, методы стимулирования и обучение (§§ 1–3 ТЕМЫ 3.2 >>).

8. Организационная структура и управление – содержит схему организационной структуры управления предприятием, информацию о количественном и качественном составе подразделений предприятия, требования к его квалификации, расчет затрат на оплату труда, социальное обеспечение и стимулирование труда управляющего персонала (§§ 1,2 ТЕМЫ 2.8 >>).

9. Финансовый план – самая интересная часть бизнес-плана с практической точки зрения, он показывает, какие финансовые ресурсы потребуются для реализации инвестиционного проекта и в какие периоды времени, а также отдачу от проекта при заданных исходных данных и верности выводов маркетингового исследования. В финансовом плане приводятся или рассчитываются все денежные потоки предприятия – затраты, выручка от реализации, налоги и прибыль (§§ 1–3 ТЕМЫ 6.4 >>).

Подробное описание состава и принципов разработки бизнес-плана дано в разделе 10 учебника.

Реализация бизнес-проекта - student2.ru Вот теперь, когда всё посчитано и спланировано, можно приступать к реализации бизнес-проекта. Реализация бизнес-проекта - student2.ru
А её-то с чего начинать?
С регистрации индивидуального предпринимателя или предпринимательской организации.

Реализация бизнес-проекта

Регистрация субъекта предпринимательской деятельности.

1. Государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности (за исключением некоммерческих организаций), осуществляют территориальные налоговые органы.

2. При регистрации ООО (иной коммерческой организации) необходимо обратиться в налоговый орган по месту нахождения нежилого помещения (юридического адреса ООО). При регистрации ИП – по месту жительства физического лица, желающего приобрести статус ИП.

3. За государственную регистрацию взимается государственная пошлина.

Порядок государственной регистрации, обязательной постановки на учёт в различных организациях, необходимые для этого документы и требуемые при этом суммы финансовых затрат подробно рассмотрены в §§ 1–5 ТЕМЫ 5.2.>>

Реализация бизнес-проекта - student2.ru Поздравляю: теперь ты стал субъектом предпринимательской деятельности и имеешь полное право взвалить на свои плечи этот тяжёлый груз. Реализация бизнес-проекта - student2.ru
И что, помочь совсем некому?

Стоит познакомиться с возможностями господдержки в разделе 11.

Государственная поддержка предпринимательской деятельности

Правовое обеспечение государственной поддержки предпринимательской деятельности выполняется рядом федеральных законов и других нормативных правовых документов, как федерального, так и регионального уровня (§§1–5 ТЕМЫ 11.1 >>).

С формами и видами государственной поддержки предпринимательской деятельности и с механизмами их реализации в Ростовской области можно познакомиться в §§ 1–5 ТЕМЫ 11.2 >>.

Реализация бизнес-проекта - student2.ru Ну что, полегчало? Реализация бизнес-проекта - student2.ru
Немного. А если всё равно не хватает средств?
Почитай РАЗДЕЛ 7 >>.

Источники и формы финансирования бизнес-проектов

ЛИЗИНГ – это «…вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем» Федеральный закон «О лизинге» от 29.10.98 №164-ФЗ (ТЕМА 7.1 >>).

инвестиции – это денежные средства, банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности или других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта (ТЕМА 7.21 >>).

Кредит– это разновидность экономической сделки, договор между юридическими и/или физическими лицами о займе или ссуде. Кредитор предоставляет заемщику деньги или имущество на определенный срок с условием возврата эквивалентной стоимости и, как правило, с оплатой этой услуги в виде процента (ТЕМА 7.3 >>).

АРЕ́НДА – форма имущественного договора, при которой собственность передаётся во временное владение и пользование или во временное пользование арендатору за арендную плату (ТЕМА 7.4 >>).

Наши рекомендации