Мониторинг малого и среднего бизнеса в больших городах России
Мониторинг предпринимательской среды осуществлен в 40 субъектах Федерации из 83 и в мегаполисах с численностью населения более миллиона человек. Тем не менее исследование дает возможность оценить самочувствие малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании или в регионе. Остановимся на местном уровне, предпринимательский климат которого представлен в исследовании городами-миллионниками.
Рейтинг по сумме разных индексов представлен в таблице 1. Первое место занимает Челябинск. Он лидер по основному фактору «Недвижимость и инфраструктура», входит в первую тройку по двум другим слагаемым индекса и ни по одному из показателей не опускается ниже седьмого места. На его воображаемом светофоре перед малым и средним бизнесом горит зеленый свет. У Москвы — желтый фонарь, у Санкт-Петербурга — вовсе красный. Властям городов со статусом субъекта РФ придется решать, быть или не быть малому бизнесу в двух российских столицах, считают авторы исследования. На их светофоре под названием «Индекс условий для развития малого и среднего бизнеса» красный свет перед местным предпринимательством горит помимо Северной столицы в Ростове-на-Дону и Нижнем Новгороде. Нейтральный желтый фонарь светит наряду с Москвой в Казани, Уфе, Омске и Новосибирске. Зеленый свет горит не только Челябинску, но и Екатеринбургу и Самаре. Примечательно, что Екатеринбург занимает высокое место в рейтинге, в то время как Свердловская область находится в аналогичном рейтинге топ-40 на 29-й строчке.
Индекс делового климата соответствует оценке ситуации самими предпринимателями. Так, лишь 2% опрошенных в Москве представителей малого и среднего бизнеса отметили, что развитие частного предпринимательства в городе является приоритетом для мэрии. В Челябинске таких на 5% больше. В Москве 57% предпринимателей считают, что правительство столицы мало внимания уделяет развитию малого и среднего бизнеса в мегаполисе. В Челябинске такого же мнения о городских властях придерживаются только 37% опрошенных предпринимателей.
78% челябинских бизнесменов знают о программах поддержки малого и среднего бизнеса в городе и 8% участвуют в реализации муниципальных программ. В Москве эти показатели равны соответственно 49% и 10%.
В целом по всем городам-миллионникам участие в муниципальных программах развития малого и среднего бизнеса принимают 7% компаний. 71% участников таких мероприятий положительно отзываются об эффективности местных программ, 5% отказались дать оценку, 14% дали нулевую оценку, 10% посчитали эффективность низкой.
Еще один статистический показатель не в пользу столицы. На 1000 москвичей приходится 19,7 малых предприятий, в Челябинске — 59.
Любопытно, что 52% челябинских предпринимателей не практикуют решение проблем с помощью подкупа, а в Москве принципиальных противников взяток — 32%. Но в Челябинске никто не признался во взяткодательстве, а в столице 15% опрошенных честно ответили, что давали взятки. При этом 53% московских респондентов отказались отвечать на вопрос о взятках, а в Челябинске — 48%.
Во всех российских городах-миллиониках считают, что ситуация по муниципальной поддержке малого и среднего бизнеса ухудшилась по сравнению с докризисными годами. В частности, стало сложнее открыть новое дело.
Большие проблемы для всего российского малого и среднего бизнеса сосредоточены в кадровой сфере. Рынок труда не способен удовлетворить потребности компаний ни в инженерах и технических специалистах, ни в квалифицированных рабочих. Исследование «ОПОРЫ России» показало, что даже подбор работников для непроизводственных подразделений сопряжен со значительными трудностями. 56% участников исследования признаются, что очень сложно найти нужного работника, и только 23% опрошенных руководителей малых и средних предприятий утверждают, что не испытывают дефицита профессиональных кадров.
Но и малый бизнес предлагает невысокое качество рабочих мест, когда низкая производительность труда не обеспечивает достойный заработок.
Получается замкнутый круг: предпринимателям нужны подготовленные кадры, но они не в состоянии дать профессионалам квалифицированное рабочее место.
Такое кадровое обеспечение малого и среднего бизнеса выглядит особенно удручающей в сравнении с европейскими странами. К примеру, в Болгарии, Венгрии и Дании более половины малых и средних компаний не испытывают ни малейших сложностей при подборе сотрудников. Средний показатель кадрового обеспечения малого предпринимательства в Европе составляет 47%. Россия в этом рейтинге занимает 29-е место — позади нас только Эстония и Литва.
В отсутствие государственной программы подготовки профессиональных кадров решение проблемы видится в межмуниципальной кооперации, которая находится на грани нестыковок налогового и бюджетного законодательства с законом о местном самоуправлении, о чем постоянно пишет «ЭЖ».
Таблица 1-Рейтинг городов-миллионников России по условиям для развития малого и среднего бизнеса в 2011г. [1]
Города | Недвижимость | Доступность людских ресурсов | Доступность финансовых ресурсов | Административный климат и безопасность | Система поставщиков |
Индексы по пятибалльной шкале | |||||
Челябинск | 3,03 | 2,77 | 2,40 | 3,56 | 3,21 |
Екатеринбург | 2,62 | 3,00 | 2,48 | 3,62 | 3,23 |
Самара | 2,75 | 2,77 | 2,61 | 3,40 | 3,28 |
Казань | 2,67 | 2,79 | 2,60 | 3,39 | 3,20 |
Уфа | 2,78 | 2,46 | 2,39 | 3,49 | 3,45 |
Омск | 2,64 | 2,64 | 2,16 | 3,54 | 3,46 |
Москва | 2,64 | 2,50 | 2,31 | 3,38 | 3,22 |
Новосибирск | 2,60 | 2,50 | 2,43 | 3,33 | 3,12 |
Санкт-Петербург | 2,61 | 2,50 | 2,09 | 3,27 | 3,19 |
Нижний Новгород | 2,41 | 2,24 | 2,23 | 3,41 | 3,22 |
Ростов-на-Дону | 2,36 | 2,54 | 1,88 | 3,05 | 2,69 |
Источник: «ОПОРА России»
Таблица 2-Индекс условий для развития малого и среднего бизнеса в 2011г.
Недвижимость и инфраструктура | Людские ресурсы | Финансовые ресурсы | Административный климат и безопасность | Система поставщиков |
Индикаторы | ||||
Доступность земельных участков | Доступность квалифицированных инженеров и техников | Доступность финансовых ресурсов на срок до 1 года | Доля незаконных выплат чиновникам в выручке компаний | Доступность поставщиков, машин и оборудования |
Доступность производственной недвижимости | Доступность квалифицированных рабочих | Доступность финансовых ресурсов на срок от 1 года до 3 лет | Свобода от давления со стороны проверяющих инстанций | Доступность поставщиков комплектующих |
Доступность офисных помещений | Доступность специалистов для непроизводственных подразделений | Доступность финансовых ресурсов на срок свыше 3 лет | Свобода от давления со стороны правоохранительных органов | Доступность поставщиков бизнес-услуг |
Качество транспортной инфраструктуры | Свобода от давления со стороны криминала | |||
Качество логистической инфраструктуры | ||||
Доступность новых энергетических мощностей | ||||
Доступность тарифов на электроэнергию |