Организация привлечения инвестиционных средств для особо важных проектов и объектов

В данной главе представлена организационная схема привлечения инвестиционных средств, рассчитанная в основ­ном на активность населения России и его желание принять участие в хозяйственной и социальной жизни нашей страны. Данная схема построена на основе организационно-правовой формы потребительской кооперации и предназначена для ис­пользования при привлечении инвестиций в реализацию ин­новационных проектов, в развитие существующих выгодных производственных структур, а также в социальную сферу, спорт и освоение природных ресурсов России. Одной из ос­новных целей данной программы является разработка мето­дики создания, так называемых, «народных предприятий», в которых основным владельцем и инвестором являются на­родные массы, а не отдельно взятые олигархи.

Негативный опыт массового привлечения средств от на­селения и юридических лиц в стране связан с финансовыми «пирамидами», такими как: МММ, «Властелина», «Русский Дом Селенга» и др. Предлагаемая технология привлечения на­родных средств существенно отличается от технологии выше­перечисленных «пирамид» мотивацией, юридическим и орга­низационным подходом. Так, для привлечения народных де­нежных средств криминальными «пирамидами» основным мо­тивом было получение огромных доходов, которые просто бы­ли описаны в рекламной акции. Инвестиционный процесс не предусматривал роста реальной стоимости активов «компа­ний-пирамид». Если рассматривать аспекты осуществления хозяйственной деятельности финансовых «пирамид», то мож­но отметить несоответствие их действий законодательной базе и отсутствие законодательной подоплеки, непрофессионализм организаторов, граничащий с дилетантством; отсутствие ка­ких-либо гарантий, отсутствие поддержки органов государст­венной власти и общественных организаций, абсолютные и не­оправданные предпринимательские риски, отсутствие контроля со стороны вкладчиков и независимых экспертов, невозмож­ность реализации контролирующей функции на законодатель­ном уровне и отсутствие раскрытия информации об изменении стоимости активов объектов инвестирования. Не была выпол­нена основная задача - гарантирование возврата вкладов и до­ходов по вкладам путем их узаконивания, страхования и созда­ния имущественных гарантийных фондов.

Отличие предлагаемой модели привлечения инвестици­онных ресурсов - это внедрение гарантийной и регулирующей функции в данный механизм: повышение роли гарантии воз­врата вкладов, доходов по ним, а также возможность много­стороннего контроля деятельности компании, привлекающей инвестиции (в основном гражданские инвестиции) и управ­ляющей инвестиционным фондом.

Предлагается следующий спектр гарантийных процедур:

• страхование вкладов в паевой фонд аккредитованными страховыми компаниями;

• формирование гарантийного фонда из нематериальных активов (патентов, авторских прав, свидетельств) про­шедших правовую экспертизу и оценку стоимости, и внесения их в паевой фонд (складочный капитал) потребительского кооператива;

• создание гарантийного фонда из материальных активов путем приобретения имущественных комплексов. При­влечение институциональных инвестиций путем эмиссии ценных бумаг компаниями, созданными потребитель­скими обществами, и их оборота на свободном рынке;

• применение организационных схем по легализации обо­рота средств, оптимизации налогообложения, оформлению вкладов инвесторов строго на основании ГК РФ и прочего законодательства;

• организация органов внутреннего контроля, сформиро­ванных из числа пайщиков (инвесторов);

• организация попечительского совета и экспертных групп из числа известных авторитетных личностей в целях усиления контроля и минимизации предпринимательских рисков;

• организация информационного обеспечения вкладчиков о состоянии фондов, получении доходов от инвестици­онной деятельности, о юридических и организационных аспектах реализации проекта.

Преимуществами данной схемы привлечения средств граждан являются:

простая технология привлечения средств за счет отсутст­вия ряда бюрократических барьеров, характерных для ор­ганизации инвестиций (лицензирование, регулирование со стороны ФКЦБ и пр.);

создание гарантийной системы;

доступность информации об обороте средств для каждого вкладчика.

Осуществление данной схемы предлагается на основе соз­дания потребительских обществ (потребительских кооперати­вов, потребительских союзов) с условием вступления в них собственников материальных и нематериальных активов и ин­весторов (вкладчиков) с целью объединения их имуществен­ных вкладов для реализации проектов этих собственников.

Процесс привлечения инвестиций разбивается на несколь­ко этапов:

I этап.

Выбор проектов, техническая и юридическая экспертиза, бизнеспланирование, разработка схем реализации проектов.

II этап.

Создание потребительского общества соответствующего тре­бованиям выбранного проекта. Заключение договоров о распре­делении функций между ПО, банком и страховой компанией:

банк является финансовым оператором проекта и пове­ренным страховой компании;

страховая компания страхует риски связанные с возвратом паевого взноса;

ПО формирует паевой и целевые фонды из взносов инве­сторов и подотчетно страховой компании на время действия страховки.

III этап.

Организация публичных рекламных акций инновационных или любых новых коммерческих проектов с целью привлече­ния инвестиционных средств в основном от населения для реа­лизации этого проекта.

IV этап.

Организация привлечения инвестиционных средств для особо важных проектов и объектов - student2.ru

V этап.

Вариант А

Организация привлечения инвестиционных средств для особо важных проектов и объектов - student2.ru

В данном варианте потребительское общество создает коммерческие организации необходимые для реализации про­екта, которые, при необходимости, выпускают ценные бумаги, котируют и оборачивают их на свободном рынке России, а по­сле успешной работы и на зарубежных рынках.

Вариант Б

Организация привлечения инвестиционных средств для особо важных проектов и объектов - student2.ru

В данном варианте потребительское общество самостоя­тельно ведет коммерческую и некоммерческую деятельность для реализации проекта. При этом общество может принимать в виде паевого взноса ценные бумаги, материальные и немате­риальные активы собственника и инициатора проекта, а в дальнейшем перераспределять их между пайщиками.

VI этап.

Вариант А.

Организация привлечения инвестиционных средств для особо важных проектов и объектов - student2.ru

В данном варианте предусматривается получение инвесто­ром дивидендов и прочих доходов по вкладу от акций, долей в уставном капитале в созданных потребительским обществом коммерческих предприятиях.

Вариант Б.

Организация привлечения инвестиционных средств для особо важных проектов и объектов - student2.ru

В данном варианте вкладчик получает все доходы и прочие блага как пайщик потребительского общества.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ УЧАСТНИКИ:

1) Правообладатели (собственники) на материальные и не­материальные активы.

2) Телевидение, радио, пресса и другие средства массовой информации для реализации рекламной функции и функ­ции публичного раскрытия информации.

3) Попечительский (Наблюдательный совет), состоящий из авторитетных и публичных людей.

4) Уполномоченные банки.

5) Страховые компании.

6) Группы технических, экономических, социальных и юри­дических экспертов.

7) Представители государственных и общественных органи­заций.

8) Инвесторы: физические и юридические лица.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выше нами перечислены далеко не все возможности, которые предоставляет организационно-правовая форма потребительского общества для повышения эффективности хозяйственной деятельности юридических лиц и повышения благосостояния граждан. Кроме того, в ходе практической реализации приведенных рекомендаций возникают новые программы, основанные на правовой базе ПО. За потребительской кооперацией в нашей стране безусловно большое будущее. Однако в заключение хотелось бы предостеречь читателя от излишней эйфории по поводу легкости использования возможностей ПО. Для их использования необходимо иметь хорошо проработанную систему документации, которую могут создать только специалисты. Некомпетентные попытки самостоятельно внедрить описанные выше рекомендации могут привести к дискредитации этих идей, поскольку практическое их использование имеет множество нюансов, которые невозможно было изложить в рамках настоящей книги. В каждом конкретном случае внедрения этих рекомендаций приходится решать творческую задачу, требующую индивидуального подхода к той или иной производственной ситуации.

ПРИЛОЖЕНИЯ

П.1. Перечень нормативных документов по потребитель­ской кооперации

1. Гражданский кодекс РФ: статьи 48,50,116,410,413,414.

2. Закон РФ от 19 июня 1992г. № 3085-1: «О потребитель­ской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

3. Налоговый кодекс РФ: главы 21, 23, 24, 25.

4. Постановление правительства РФ от 24.01.94г. № 24: "Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации";

5. " Положение о фонде развития потребительской коопе­рации РФ".

6. Письмо Минфина РФ от 8.02.95г. № ПО и ГНС РФ от 8.02.95г. № НП-6-01/61 (в настоящее время не действует и приведено для определения понятия о фонде).

Наши рекомендации