Методические рекомендации по решению задач практикума

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА

УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель начальника

Московского университета МВД России

Генерал-майор полиции

С.С.Жевлакович

«____»_______________ 2012г

П Р А К Т И К У М

ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ

для факультетов подготовки следователей, оперативных сотрудников полиции, иностранных специалистов, специалистов полиции по охране общественного порядка.

Москва 2012

Практикум по уголовному праву.Учебное пособие. 2012

Учебное пособие рассчитано на курсантов и слушателей учебных заведений юридического профиля и предназначено для использования при закреплении и проверке знаний Общей части уголовного права, а также тем «Преступления против личности», «Преступления в сфере экономики».

Авторский коллектив:

Бокша Ирина Васильевна, кандидат юридических наук

Миловидова Светлана Федоровна, кандидат юридических наук

Рецензенты:

Грибакин В.В. - начальник управления по взаимодействию институтами гражданского общества и средствами массовой информации МВД России , к.п.н., генерал-майор внутренней службы

Литвинова И.В. – преподаватель кафедры уголовного права, к.ю.н., подполковник полиции

© Коллектив авторов, 2012

Обсужден и одобрен на заседании кафедры уголовного права Московского университета МВД России «31» мая 2012 г. Протокол № 10.

Утвержден на Методическом совете Московского университета МВД России «___»________________ 2012 г. Протокол № ___

ОГЛАВЛЕНИЕ

График учета выполнения заданий практикума ………………….. …….............4

Методические указания по выполнению практикума …………………………...5

Задания практикума ……………………………………………………………….10

Вариант 1 …………………………………………………………………………...10

Вариант 2 …………………………………………………………………………...11

Вариант 3 ………………………………………………………………………….. 12

Вариант 4 ……………………………………………………………… …………..13

Вариант 5 ……………………………………………………………… …………..14

Вариант 6 ……………………………………………………………… …………..15

Вариант 7 ………………………………………………………………………….. 16

Вариант 8 ………………………………………………………………………….. 17

Вариант 9 ………………………………………………………………………….. 18

Вариант 10 ..……………………………………………………………………….. 19

Приложение 1……………………………………………………………………….20

Приложение 2……………………………………………………………………….21

Рекомендуемая литература ………………………………………………………. 25

ГРАФИК УЧЕТА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ПРАКТИКУМА

Обучающиеся, выполняющие нечетные номера вариантов (1,3,5,7,9):

№ п/п Уч. взвод Тема Дата проверки Замечания Оценка Подпись преподавателя
      Задание        
      Задание        
      Задание        

Обучающиеся, выполняющие четные номера вариантов (2,4,6,8,10):

№ п/п Уч. взвод Тема Дата проверки Замечания Оценка Подпись преподавателя
      Задание        
        Задание        
  Задание        

Методические рекомендации по решению задач практикума

Предлагается использовать данный практикум после окончания изучения Общей части уголовного права и тем Особенной части: «Научные основы квалификации преступлений», «Преступления против личности», «Преступления в сфере экономики». Это позволит закрепить и углубить уже полученные знания и подготовиться к наилучшему изучению последующих тем Особенной части уголовного права.

Каждый предлагаемый вариант состоит из трех вопросов. При рассмотрениипервого необходимо вспомнить и изложить теоретические основы какого-либо вопроса Общей части уголовного права, причем, как правило, необходимо еще осветить преломление какой-либо проблемы Общей части применительно к квалификации преступлений против личности или преступлений в сфере экономики.

Ответ на этот вопрос преследует цель выработки навыка самостоятельной научно-исследовательской работы, использования учебной и научной литературы, анализа и обобщения материалов деятельности органов внутренних дел, других правоохранительных органов, судебной практики, правильного использования научной информации. Подготовка развернутого ответа на первый вопрос должна помочь слушателям в дальнейшем юридически грамотно составлять служебные документы, содержащие обоснованное, убедительное и верное толкование уголовного закона или нормативного акта.

Вначале необходимо ознакомиться с учебной и научной литературой по рассматриваемому вопросу, предлагаемой в пособии (см. список литературы - приложение 2), по желанию слушателя можно составить свою библиографию, затем собрать соответствующие материалы судебной практики и деятельности правоохранительных органов.

После того, как изучен нормативный и фактический материал, литература по заданному вопросу, нужно приступить к составлению плана ответа на первый вопрос, в котором необходимо выделить три основных раздела: введение, основное содержание и заключение. Во введении обосновывается важность и актуальность предложенной для исследования темы, определяются основные цели и задачи, стоящие перед слушателем при рассмотрении указанной проблемы. Основное содержание включает в себя подробное, развернутое изложение вопросов темы с обобщениями и выводами автора. Отдельный параграф должен быть посвящен рассмотрению подвопроса относительно той или иной проблемы Общей части уголовного права применительно к квалификации преступлений против личности или преступлений против собственности. В заключении в концентрированной лаконичной форме слушателем должны быть сформулированы итоги его самостоятельного исследования.

Содержание ответа на первый вопрос должно соответствовать плану. Излагая содержание ответа, необходимо избегать общих фраз и дословного заимствования текста из используемых источников. Не следует чрезмерно увлекаться цитированием. Цитирование наиболее важных положений источников является уместным лишь в случае, когда слушатель стремится таким образом обосновать свои суждения. Если необходимо привести какие-то выдержки из той или иной работы, то эти слова заключаются в кавычки и в ссылке указывается название книги (статьи), год и место ее издания (название журнала, год и номер, где статья опубликована), затем страницы, на которых находятся цитируемые слова. При ссылке на нормативные источники необходимо правильно указывать наименование акта, органа, принявшего (утвердившего) его, дату, в некоторых случаях указывать, где опубликован данный нормативный акт (например: Постановление № 15 Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 1992 года – «Бюллетень Верховного Суда РФ», 1993 г., № 2). Если тексты нормативных источников или иная информация взяты из Интернета или базы данных типа «Гарант», то это оформляется в ссылке следующим образом: @. ntv.chrezvpro.ru или www. 1tv. Moda ru.

В конце следует представить список литературы, конкретно использованной слушателем при написании ответа на первый вопрос, вначале которого указываются нормативные акты, а затем научная и учебная литература, источники из Интернета (по желанию слушателя).

Объем ответа на первый вопрос должен составлять не менее 10 листов А4 шрифт Times New Roman 14 через двойной интервал, поля слева не менее 30 мм, справа не менее 10 мм, вверху и не менее 15 мм, а внизу не менее 2 мм).

Качество ответа будет оцениваться, прежде всего по тому, насколько самостоятельно, правильно и всесторонне будет раскрыто содержание всех вопросов, предназначенных для рассмотрения слушателем, насколько полно будут проанализированы источники, указанные для необходимого изучения, насколько сформирован у слушателя навык свободного и правильного изложения уголовно-правовой информации. Приветствуются приложения, сделанные в виде схем, графиков, таблиц и т. п.

Во второми третьемвопросах дается для анализа текст, представляющий собой фабулу конкретного преступления, а также вопросы, на которые необходимо дать ответ. Цельювыполнения такого рода задания является закрепление навыка квалификации преступленийпротив личности и в сфере экономики.

Квалификация преступлений является основополагающей, фундаментальной частью, ядром применения уголовного закона в судебной и следственной практике. Правильная квалификация преступлений невозможна без наличия четких знаний Общей части уголовного закона, наличия навыка самостоятельной квалификации. При квалификации преступлении как никогда ясно выявляются пробелы в знаниях слушателей, которые затем необходимо устранить.

Необходимо отличать теоретические положения квалификации преступлений от квалификации преступлений в судебной и следственной практике. При квалификации преступлений на практике следует учитывать все без исключения фактические обстоятельства содеянного в его индивидуальном проявлении, особенности, тонкости, какую-либо специфику содеянного. Поэтому для правильного разрешения второго и третьего вопросов задания необходимо,прежде всего внимательно читать текст фабулы преступления,которое затем необходимо квалифицировать.

Для правильной квалификации преступлений выработаны правила квалификации преступлений,т. е. приемы, способы применения уголовного закона, предусмотренные в нем самом, руководящих постановлениях пленумов Верховных Судов РФ, РСФСР и СССР, а также выработанные иной судебной практикой и теорией уголовного права. Правила квалификации преступлений весьма разнообразны и многочисленны, если слушатель не уверен в своих знаниях в этой области, то для качественного выполнения задания необходимо повторить тему «Научные основы квалификации преступлений».

Правила квалификации преступлений, некоторые ученые – правоведы считают главным звеном теории квалификации преступлений. Будем считать данные правила постулатами науки уголовного права, позволяющими при правильном их применении для уголовно-правовой оценки той или иной ситуации дать такое ее толкование, которое не противоречит духу и букве закона.Правила квалификации преступлений не являются постоянными и неизменными, их содержание изменяется также, как изменяется уголовный закон и развивается теория и практика его применения.

Сам процесс квалификации преступлений, представляющий собой «процесс установления признаков того или иного преступления в действиях лица» (В.Н. Кудрявцев), можно условно разделить на несколько этапов:

- отыскание, подбор статьи Особенной части УК, которая соответствует содеянному, оцениваемому в самых общих чертах;

- выяснение наличия или отсутствия обстоятельств, исключающих общественную опасность (ч. 2 ст. 14 УК РФ) или преступность деяния (ст. ст. 37 – 42 УК РФ). Наличие любого такого рода обстоятельства исключает состав преступления, следовательно, завершает процесс квалификации;

- определение, является ли рассматриваемое преступление оконченным, не содержит ли оно признаки приготовления к преступлению или покушения на него, предусмотренные ст. 30 УК РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 30 УК РФ уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлениям, а добровольный отказ от совершения преступления на стадиях приготовления или покушения влечет освобождение лица от уголовной ответственности;

- если к совершению преступления причастно два и более лица, следующим этапом квалификации является определение роли каждого из лиц в качестве соучастника преступления (организатора, исполнителя, пособника, подстрекателя); в соответствии со ст. ст. 33, 34 УК РФ необходимо определить пределы уголовной ответственности для каждого из соучастников, указанных в фабуле;

- после чего необходимо детализировано сопоставить всею совокупность фактов, характеризующих содеянное, как состав конкретного преступления, предусмотренного статьей Особенной части УК РФ. Данный процесс производится путем вычленения фактических данных, соответствующих элементам состав преступления: объективной стороне, субъекту, субъективной стороне и объекту.

Диспозиция большинства статей Особенной части УК РФ наиболее полно описывает именно признаки объективной стороны преступления, как тех изменений во внешнем мире, которые происходят в результате совершения преступления. Следовательно, мысленное сопоставление фактических данных с составом преступления должен начинаться именно с признаков объективной стороны преступления. Требуется выяснить, содержат ли фактические данные признаки, соответствующие обязательным и факультативным признакам, описанным в диспозиции Особенной части УК РФ либо в ином нормативном правовом акте, ссылка на который содержится в бланкетной диспозиции.

Затем, соотнеся фактические данные о лице, совершившем деяние, с признаками субъекта преступления, необходимо установить, достигло ли оно возраста уголовной ответственности за содеянное, предусмотренного ч. 1 и ч. 2 ст. 20 УК РФ, и является ли вменяемым (ст. 21 УК РФ), а в преступлениях со специальным субъектом – обладает ли исполнитель признаками специального субъекта.

Затем необходимо проанализировать фактические данные, характеризующие содеянное с субъективной стороной состава преступления, что предполагает констатацию совершения деяния с формой вины, предусмотренной ст. ст. 24 – 27 УК РФ, а также соответствующими мотивом и целью, если они выступают в качестве обязательных признаков состава преступления.

В заключении следует установить объект преступления посредством выяснения направленности содеянного против того или иного вида общественных отношений, охраняемых уголовным законом. Если рассматриваемый состав преступления включает предмет преступления или потерпевшего от него, также необходимо установить обладает ли предмет или потерпевший соответствующими признаками (например, предмет хищения).

Разрешив все вышеуказанные вопросы, надлежит, прежде всего, дать квалификацию содеянного лицом (лицами), указанными во втором и третьем задании, обосновав свой вывод. После чего необходимо ответить на вопросы, следующие за предложенной для анализа фабулой дела.

Ответы на второе и третье задание излагаются с соблюдением тех же требований, что и первое задание. Объем ответа на каждый вопрос составляет не менее 5 листов формата А4. Выполненный вариант практикума слушателям надлежит заключить в папку, листы должны иметь сквозную нумерацию, титульный лист (оформляется согласно приложению 1).

Вариант 1.

1. Понятие, источники и принципы уголовного права. Раскройте содержание принципов законности, вины, справедливости, равенства граждан перед законом. Какое содержание вкладывается в принцип гуманизма уголовного права? Каким образом, и в каких статьях Общей части УК РФ находит реальное воплощение принцип гуманизма уголовного права?

2. Полина Шаплова проживала совместно со своей дочерью Людмилой и сожителем дочери, однако, отношения не сложились. Все трое часто скандалили друг с другом, особенно часто после общего распития спиртных напитков. Однажды во время празднования дня рождения Полины опять возникла ссора между Людмилой и ее сожителем, переросшая в драку между ними, в ходе которой Людмила так ударила его сковородой по голове, что ее сожитель рухнул на пол. В результате удара у потерпевшего произошел перелом основания черепа.

1. Квалифицируйте действия Людмилы Шапловой.

2. Раскройте объективные и субъективные признаки совершенного ею преступления.

3. Как влияет состояние алкогольного опьянения Людмилы на правовую оценку ситуации?

4. Подлежит ли Полина Шаплова уголовной ответственности?

3. Цыганка Романова, познакомившись на вокзале с Ершовой, приехавшей в Москву на заработки из села Гадюкино, уверила ее в том, что на ней «порча» и «венец безбрачия» и предложила избавиться от их негативного воздействия. В процессе снятия «порчи и венца безбрачия», Ершова сняла с себя золотые серьги, два кольца, браслет и передала их Романовой, которая тихо скрылась с ними, предварительно предложив Ершовой постоять «столбом» с закрытыми глазами, считая при этом до тысячи, иначе «порча не пройдет, и муж Ершову не найдет».

1. Квалифицируйте действия Романовой.

2. Раскройте объективные и субъективные признаки совершенного ею преступления.

3. Чем является обман при мошенничестве?

4. Какими признаками должен обладать предмет хищения?

Вариант 2.

1. Понятие уголовного закона. Структура норм уголовного закона. Проанализируйте письменно структуру ст. 111 УК РФ (либо другой нормы по согласованию с преподавателем, проверяющим практикум).

2. Употребив дозу наркотического вещества, Рюхин вышел на улицу и случайно встретил свою бывшую жену Людмилу. Внезапно он рассвирепел и набросился на последнюю, нанося ей удары ногами и руками по всему телу. Патрулировавшие улицу сотрудники полиции прекратили избиение Людмилы, которая после случившегося находилась на излечении в стационаре 23 дня.

1. Квалифицируйте действия Рюхина.

2. Раскройте объективные и субъективные признаки совершенного им преступления.

3.На основании какого источника производится оценка степени тяжести вреда, причиненного здоровью потерпевшего?

4. Определите момент окончания преступления, совершенного Рюхиным.

3. Возвращаясь домой с работы, Персиков увидел в темном подъезде кота, очень похожего на кота его бывшей тещи, стоимость которого 3000 ?. Решив досадить бывшей теще и запросить с нее выкуп за домашнего любимца, Персиков взял кота и принес его в свою квартиру. Там он обнаружил на шее у кота породы «донской сфинкс» (еще более дорогой, чем у тещи) ошейник с надписью «нашедшему прошу вернуть кота за вознаграждение» и номер телефона, однако, по указанному телефону Персиков звонить не стал, ошейник выкинул в мусоропровод, а кота оставил себе.

1. Дайте уголовно-правовую оценку ситуации.

2. Укажите признаки предмета хищения.

3. Изменится ли уголовно-правовая оценка ситуации, если кот бы кот действительно принадлежал бы бывшей теще, как и предполагал Персиков?

Вариант 3.

1. Действие уголовного закона во времени. Действие уголовного закона в пространстве и по кругу лиц. Понятие и виды толкования уголовного закона. Субъектом какого вида толкования уголовного закона может являться студент вуза?

2. Резер познакомился в кафе с Дедовой, где они вместе распили две бутылки водки. После того, как Дедова сильно опьянела, Резер привел ее к себе в квартиру. Из-за сильной степени опьянения она не могла руководить своими действиями, легла на диван и уснула. Воспользовавшись этим, Резер совершил половой акт с Дедовой.

1. Квалифицируйте содеянное Резером.

2. Подробно перечислите обязательные и факультативные признаки объективной стороны рассматриваемого преступления. Какие из них имеют в данном случае значение для квалификации?

3. Определите момент окончания преступления, совершенного Резером.

4. Имеет ли значение для квалификации в данном случае факт нахождения потерпевшей в состоянии опьянения?

3. Находясь в гостях у брата, Кожевников взял у него из книжного шкафа несколько книг, одна из которых была 1913 года издания, стоимостью 5000 ?, положил их в свой чемодан и уехал к себе домой.

1. Квалифицируйте содеянное Кожевниковым.

2. На данном примере раскройте объективные признаки хищения.

3. Определите момент окончания преступления, совершенного Кожевниковым.

4. Имело ли место незаконное проникновение в жилище? Аргументируйте ответ.

Вариант 4.

1. Понятие субъекта преступления. Признаки субъекта преступления. Понятие невменяемости и ее критерии. Уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающем вменяемости. Приведите примеры специальных субъектов преступления из Раздела УП УК РФ.

2. Широков, находясь в состоянии наркотического опьянения, из окна своей квартиры открыл беспорядочную стрельбу дробью из охотничьего ружья по проходившим мимо его дома людям. В результате одному мужчине был причинен тяжкий вред здоровью, а двум женщинам — легкий вред здоровью. Органы следствия предъявили Широкову обвинение в покушении на убийство общеопасным способом.

1. Правильно ли квалифицированы действия Широкова?

2. Имеет ли место в данном случае множественность преступлений?

3. Какое значение для квалификации в данном случае имеет вид умысла?

3. Стоя в очереди в кассу кинотеатра, Бессонов незаметно залез рукой в сумку Щербаковой, стоявшей перед ним. Приняв нащупанные им листки чистой бумаги за деньги, Бессонов вытащил их из сумки Щербаковой.

1. Квалифицируйте действия Бессонова.

2. Назовите предмет хищения и раскройте его признаки.

3. Изменится ли квалификация содеянного, если бы Бессонов вытащил бумагу не из сумки, находившейся при Щербаковой, а из заднего кармана ее джинсов .Обоснуйте ответ.

Вариант 5.

1. Понятие субъективной стороны преступления. Обязательные и факультативные признаки субъективной стороны преступления. Невиновное причинение вреда. Ошибка в уголовном праве.

2. Жителю Махачкалы Исаеву приглянулась его соседка Милана Омаева. Вспомнив старые горские традиции, он подкараулил Милану на улице, затащил ее в свой автомобиль, привез в принадлежащий ему дом в городе Дербенте и сделал ей предложение выйти за него замуж, угрожая иначе не выпустить из этого дома до смерти.

1. Квалифицируйте действия Исаева.

2. Раскройте объективные и субъективные признаки совершенного им преступления.

3. Назовите отличие похищения человека от незаконного лишения свободы?

3. Рыбаков и Старостин подкараулили свою соседку, пенсионерку Яблонжевскую, вышедшую из отделения Сбербанка после ежемесячного получения ее пенсии, подошли к ней и предложили передать им деньги. Когда пенсионерка отказалась выполнить это требование, Рыбаков и Старостин затащили ее во двор близлежащего дома и стали проверять содержимое сумочки Яблонжевской. Однако, на крики пенсионерки о помощи обратили внимание сотрудники полиции, патрулировавшие улицу, которые и пресекли действия Рыбакова и Старостина.

1. Квалифицируйте действия Рыбакова и Старостина.

2. Назовите форму соучастия.

3. Имеет ли значение для квалификации содеянного в данном случае размер пенсии Яблонжевской?

Вариант 6

1. Понятие умысла. Виды умысла, предусмотренные уголовным законодательством. Виды умысла в преступлениях с материальным и формальным составом. Иные виды умысла в теории уголовного права. Перечислите преступления Раздела УП УК РФ, совершить которые возможно только с формой вины в виде прямого умысла.

2. Кузнецов, желая напугать Львова, наставил на него заряженный газовый револьвер и стал нажимать спусковой крючок, рассчитывая в последний момент перехватить курок. Однако механизм сработал, и произошел выстрел, в результате которого Львов потерял зрение на один глаз. Действия Кузнецова квалифицированы по ст. 111 УК РФ.

1. Насколько правильной является данная квалификация?

2. Определите объект посягательства.

3.Назовите отличие преступного легкомыслия от косвенного умысла.

3. Петров, находясь в состоянии алкогольного опьянения, проник в квартиру своих соседей Козловых, выехавших из города, и забрал оттуда кожаный плащ, ноутбук и дубленку.

1. Квалифицируйте действия Петрова.

2. Раскройте непосредственный объект преступного посягательства.

3.Как повлияет на квалификацию тот факт, что Петров, проникнув в квартиру соседей, ничего бы не взял, пожалев их?

Вариант 7.

1. Понятие неосторожности как формы вины. Преступное легкомыслие. Преступная небрежность. Укажите преступления Раздела УП УК РФ, совершить которые возможно как умышленно, так и по неосторожности.

2. Кротов на почве бытового конфликта, имея намерение убить свою тёщу, нанёс ей несколько сильных ударов по голове монтировкой, и инсценировал разбойное нападение на квартиру, в которой он проживал вместе с потерпевшей. Подготовив таким образом себе ложное алиби, уехал в другой город, полагая, что тёща скончалась. Однако потерпевшая осталась жива, а Кротов задержан полицией и впоследствии осужден по ч.1 ст.105 УК РФ.

1. Квалифицируйте содеянное Кротовым.

2 Какое значение для квалификации имеет степень определенности умысла?

3. Как изменится квалификация, если бы Кротов хотел убить тещу с целью получить ее квартиру?

3. Ломов похитил со склада ТОО «Автолюбитель» пять новых покрышек для автомобиля «Волга». После работы он перебросил автопокрышки через забор предприятия, где работал, а затем спрятал их в ближайшем кустарнике. Не имея транспорта для перевозки покрышек, он обратился к автолюбителю Исаеву с просьбой перевезти похищенное к нему домой. Исаев был осведомлен, что автопокрышки похищены, и, тем не мене, выполнил просьбу Ломова.

1. Дайте правовую оценку ситуации.

2.Являются ли Ломов и Исаев соучастниками преступления?

3. Определите момент окончания данного преступления.

Вариант 8.

1. Понятие и признаки соучастия. Формы и виды соучастия. Основания и пределы уголовной ответственности соучастников. Эксцесс исполнителя. Приведите пример случая качественного эксцесса исполнителя при совершении двух преступлений против личности.

2. Николаев поздно вечером возвращался домой с вечеринки. Улица была пустынна, и Николаев стал опасаться нападения. Вдруг он услышал, что сзади кто-то окрикнул его и спросил, нет ли у него закурить. Решив, что подвергся нападению, Николаев, остановился и вытащил нож. Когда прохожий подошёл к Николаеву и полез в карман, как выяснилось впоследствии за папиросами, Николаев ни слова не говоря, ударил подошедшего гражданина ножом в левую половину груди, причинив ему смертельное ранение.

1. Дайте юридический анализ ситуации.

2. Имеется ли в данном случае какое-либо обстоятельство, исключающее преступность деяния?

3.Имеется ли какое-либо обстоятельство смягчающее ответственность или наказание?

3. Миров и Киреев, проходя по улице 5-я Парковая, обнаружили сбитого неизвестной автомашиной гражданина Куликова. Учитывая, что дело было ночью, попутного транспорта не было, телефонные аппараты не работали, Миров и Киреев вскрыли стоящую на обочине автомашину «Жигули», завели ее, а затем внесли в салон Куликова и доставили его в больницу.
В тот момент, когда они ставили автомашину на прежнее место, их задержали сотрудники полиции.

1. Можно ли привлечь Мирова и Киреева к уголовной ответственности по ст. 166 УК РФ?

2. Имеются ли основания для оценки их действий как совершенных в состоянии крайней необходимости?

3. Опишите объективную сторону преступления, предусмотренного ст.166 УК РФ.

Вариант 9.

1. Крайняя необходимость как обстоятельство, исключающее преступность деяния. Условия правомерности крайней необходимости. Приведите какой-либо пример, когда сотрудник полиции совершает деяние, по своим объективным признакам представляющее преступление против собственности, но не подлежит уголовной ответственности, так как совершил его в состоянии крайней необходимости.

2. Волков, проживающий в частном доме, желая избавиться от своего престарелого отца, лишенного возможности самостоятельно передвигаться, на 10 дней оставил его одного без пищи, воды и ухода. Через 8 дней отец Волкова умер.

1. Дайте юридическую оценку ситуации.

2. Опишите объективную сторону состава преступления.

3. Изменится ли квалификация содеянного, если отец Волкова не умер, так как был спасен соседями?

3. Рябов, используя заранее изготовленные им копии ключей, проник в гараж Лимова, завел стоявшую там автомашину «Мерседес-600» и, перегнав ее в другое место, перекрасил, после чего продал в другом городе.

1. Квалифицируйте действия Рябова.

2. Назовите момент окончания преступления.

3. Влияет ли размер ущерба на квалификацию содеянного?

Вариант 10.

1. Понятие наказания. Признаки наказания. Цели наказания. Перечислите виды наказаний, используемые в санкциях статей главы 16 Раздела УП УК РФ.

2. Яковлев, решив избавиться от беременной от него Кравцовой, спрятался с топором в сенях ее дома. Услышав скрип двери и шаги, Яковлев несколько раз ударил вошедшего в темноте человека лезвием топора по голове и плечам, после чего сразу ушел к себе. Через некоторое время к нему прибежала испуганная Кравцова и рассказала, что в ее доме кто-то зверски убил брата Яковлева.

1. Квалифицируйте содеянное.

2.Имеется ли в данном случае какая-либо ошибка?

3. Назовите объект преступного посягательства.

3. Лопатин и Громов, вооружившись ножами, напали на улице на Ремизова, отобрав у него бумажник с деньгами, ушанку из чернобурки и часы. После этого Громов для того, чтобы запугать потерпевшего и исключить возможность обращения его в органы внутренних дел, порезал Ремизова ножом, причинив легкий вред здоровью.

1. Квалифицируйте содеянное Лопатиным и Громовым.

2. Имеется ли в данном случае соучастие в преступлении? Если имеется, определите роль каждого соучастника.

3. Определите объекты преступного посягательства.

Приложение 1.

Наши рекомендации