Концепция хозяйственного предпринимательского права

Концепция хозяйственного (предпринимательского) права не является новой. Она появилась еще в начале ХХ в. за рубежом. Затем данная концепция была воспринята советскими учеными-юристами. К примеру, Гойбарх полагал, что гражданское право - всегда и везде есть частное право, существующее как противоположность праву публичному. Если граница между публичным и частным правом исчезает, то перестает существовать и гражданское право. Ему на смену приходит право хозяйственное.

В 20-е годы появляется теория двухсекторного права: гражданского - для частных лиц и хозяйственного - для социалистических организаций. В начале 30-х годов формируется концепция единого хозяйственного права, и гражданское право на некоторое время упраздняется как наука и учебная дисциплина.

В 50-е годы дискуссия о концепции хозяйственного права возобновляется. Во время новой кодификации советского законодательства высказываются предложения принять хозяйственный кодекс.

В 90-е годы в России начался переход от плановой экономики к рыночной, от одной экономической системы - к другой. Поэтому прежняя концепция потребовала изменений. Сейчас основоположником новой школы предпринимательского (хозяйственного) права считается проф. Мартемьянов. Существуют также предложения о принятии предпринимательского кодекса.

Такова вкратце монистическая концепция единого предпринимательского (или хозяйственного) права. Однако против нее можно привести следующие доводы.

Во-первых, легальное определение предпринимательской деятельности, а также основные принципы правового положения предпринимателей закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Во-вторых, за пределами Гражданского кодекса находится большое число нормативных актов, специально направленных на регулирование имущественных отношений между предпринимателями или с их участием. Однако это обстоятельство само по себе не доказывает образование наряду с гражданским правом самостоятельной отрасли предпринимательского права.

Кодекс и отрасль права - это не одно и то же. Допустимо существование отраслей права, которые вообще не имеют своего кодекса. Например, в советское время многие союзные республики не имели собственных административных кодексов, но тот факт, что административное право все же существует в этих республиках в качестве самостоятельной отрасли права, не ставился под сомнение.

Наиболее распространенные имущественные отношения граждан (договор розничной купли-продажи, договор бытового подряда, договор жилищного найма и пр.) регулируются во многом не Гражданским кодексом, а специальными законами и другими нормативными актами.

Система российского права - это объективно присущая ему структура, выражающаяся в его делении на определенные отрасли. Казалось бы, существование предпринимательского права с очевидностью доказывается объективным фактом существования законодательства по вопросам предпринимательской деятельности. Однако законодательство в нашем государстве регламентирует самые различные вопросы, связанные не только с экономикой или предпринимательством, но и с обороной, культурой, наукой, искусством и т.п. Это не означает, что каждая подобная ветвь законодательства воплощает в себе соответствующую отрасль права.

Следовательно, законодательство по определенным вопросам и отрасль права - это не одно и то же.

Отрасль права определяется предметом ее регулирования, т.е. совокупностью тех общественных отношений, которые лежат в ее основе и объективно обусловливают необходимость ее существования.

В-третьих, в системе юридического образования имеются такие учебные дисциплины, которые вообще не совпадают с какой-либо отраслью права. Например, криминалистика, криминология, юридическая психология и пр.

Наконец, в-четвертых, является вполне допустимым комплексное изучение и исследование связанных между собой юридических норм, которые относятся к различным отраслям права. Например, во многих вузах в настоящее время преподаются такие учебные дисциплины, как транспортное право, страховое право и т.д. Таким образом, возможно комплексное преподавание.

Подводя итог, отметим, что предпринимательское право не может считаться самостоятельной отраслью современного российского права, так же как и самостоятельным направлением научных исследований. Но для изучения и преподавания вопросов, связанных с правовым регулированием предпринимательских отношений, является целесообразным преподавание в вузе такой учебной дисциплины.

 
В 30-е гг. XX в. годы сформировалась теория единого хозяйственного права (Л.Я. Гинцбург, Е.Б. Пашуканис). Эта теория исходила из того, что хозяйственное право является особой формой политики пролетарского государства в области организации управления хозяйством и организации хозяйственных связей. В рамках этой теории были разработаны предложения по укреплению законности в хозяйственной деятельности. Однако в условиях культа личности данная теория была отвергнута и объявлена вредительской, а ее сторонники репрессированы. В 60-е г г . XX в. сформировалась новая концепция хозяйственного права, исходившая из единства правового регулированияхозяйственных отношений, складывающихся при осуществлении хозяйственной деятельности (отношений по горизонтали) и возникающих при руководстве экономикой (отношений по вертикали). Эта концепция использовалась при проведении экономической реформы 1965 г . , когда были расширены права государственных предприятий, повышена роль хозяйственных договоров. Такой подход помогал преодолевать узкие рамки действовавших в то время Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик от 8 декабря 1961 г.2, которые исходили из безусловного приоритета административного акта над договором. На базе этой концепции был разработан проект хозяйственного кодекса, основная идея которого состояла в укреплении законности в хозяйственном управлении. Однако партийно-государственный аппарат того времени при поддержке цивилистической науки отверг этот проект, который так и не стал законом.

Хозяйственное право как правовая отрасль представляет собой совокупность правовых норм, определяющих порядок руководства и осуществления хозяйственной деятельности и регулирующих хозяйственные отношения между социалистическими организациями, а также их структурными звеньями, с использованием наиболее рациональных методов правового регулирования.

Субъектами хозяйственноправовых отношений выступают предприятия и объединения.

Некоторое раопространение в ГДР получила трактовка хозяйственного права как права <социалистической кооперации>. Согласно этой концепции, автором которой является X. Зух, хозяйственное право регулирует отношения производственной кооперации между социалистическими организациями. При таком подходе хозяйственное право охватывает прежде всего систему хозяйственных договоров и плановых актов, определяющих хозяйственные связи между социалистическими организациями. Однако наряду с этим к хозяйственному праву относится регулирование и некоторых других отношений социалистического хозяйства.

Дело в том, что X. Зух понимает социалистическую кооперацию очень широко. Он указывает, что речь идет о кооперации между предприятиями, между отраслями хозяйства, т. e. между руководящими ими объединениями народных предприятий, между подразделениями крупных предприятий. При этом подчеркивается, что имманентной стороной социалистической кооперации являются отношения руководства.

Кооперация социалистических предприятий, по мнению X. Зуха, представляет собой единство отношений руководства, производственных отношений, в которых участвуют предприятия, и производительных сил, также воплощаемых в предприятиях.

Хотя в конечном счете X. Зух и приходит практически к тем же выводам относительно содержания хозяйственного права, что и сторонники трактовки его как права, регулирующего порядок руководства и осуществления хозяйственной деятельности, все же принятие социалистической кооперации за основу для выделения хозяйственного права невольно преувеличивает значение тех аспектов хозяйственного права, которые связаны с хозяйственным оборотом, и приводит к подчиненному положению руководства хозяйственной деятельностью.

Так, в силу такой концепции планирование оказывается лишь в роли предпосылки отношений кооперации социалистических предприятий. Поэтому и сам автор этой концепции в последнее время все более начинает склоняться к пониманию хозяйственного права как регулирующего порядок руководства и осуществления хозяйственной деятельности, подчеркивая, что его концепция по существу приводит к тем же выводам относительно понимания позитивного содержания хозяйственного права.

В Польше концепция хозяйственного права получила развитие в трудах Я. Топинского. Он называет эту правовую отрасль <правом обобществленного хозяйства>, которое сложилось на стыке традиционных отраслей и стало самостоятельным в результате взаимодействия их в условиях социалистического хозяйства. Большую роль в выявлении и формировании принципов этой новой отрасли права, утверждает Я. Топинский, играет государственный арбитраж.

<Предмет трава обобществленного хозяйства можно сформулировать достаточно отчетливо: это право организует производственные отношения между субъектами обобществленного хозяйства. Такие отношения подчиняются определенным принципам. Право является одной из форм использования этих принципов для руководства процессом развития. Отсюда обособленность институтов этого права по отношению к тем отраслям права, институты которых регулируют общественные отношения, возникающие вне сферы производства>.

Исходя из такого понимания права обобществленного хозяйства, Я. Топинский раскрывает систему этой отрасли права. В ее основе лежит совокупность норм обобщественной собственности на средства производства.

Следующими звеньями системы данной отрасли права являются правовые принципы планирования народного хозяйства, распределения продукции, организации осуществления планов производства, капитального строительства, оказания хозяйственных услуг и т. д.

В 30-е годы в нашей стране господствовало представление о хозяйственном праве как о такой отрасли, которая охватывает регулирование отношений не только социалистических организаций, но и граждан. Эта концепциябыла наиболее ярко выражена с курсе хозяйственного права, изданном под редакцией Л. Я. Гинцбурга и Е. Б. Пашуканиса в 1935 году.

В данном курсе авторы рассматривали хозяйственное право как <особую форму политики пролетарского государства в области организации управления хозяйством и организации хозяйственных связей>. Они подчеркивали, что хозяйственное право охватывает организацию социалистического производства и торговли, служит осуществлению начал революционной законности в этой области.

Эта концепция возникла в борьбе с различными анти марксистскими правовыми теориями. Она заложила основы теоретической разработки правовых вопросов планирования, хозрасчета, хозяйственного договора, которые сохранили во многом значение и до настоящего времени. С позиции этой концепции была сделана попытка кодификации хозяйственного законодательства путем разработки проекта Хозяйственного кодекса СССР.

Однако наряду с положительными сторонами эта концепция хозяйственного права имела и недостатки. Основным из них было включение в единое хозяйственное право отношений не только социалистических организаций, но и отдельных граждан. В результате такого объединения гражданин оказывался в роли придатка социалистического хозяйства, занимал подчиненное положение в хозяйственном праве. Это, несомненно, снижало ценность хозяйственноправовой концепции 30-х годов.

В 50-е годы теории <адресата>, согласно которой все нормы, регулирующие социалистическое хозяйство, должны быть отнесены к хозяйственному праву, а все нормы, определяющие правовой статус гражданина,-к праву гражданскому.

Впервые с такой концепцией выступил в 1956 году В. С. Тадевосян, который предложил строить систему права по целевой направленности правовых норм. Первая группа норм направлена на охрану и укрепление советского государственного строя. Эти нормы составляют государственное право. Вторая группа норм направлена на охрану и укрепление социалистической системы хозяйства и социалистической собственности. Данные нормы составляют хозяйственное право. Третья группа норм направлена на охрану прав граждан и составляет гражданское право.

В пределах каждой из этих трех основных отраслей права существуют подотрасли. Хозяйственное право включает следующие подотрасли: промышленное, транспортное, сельскохозяйственное, кооперативное, торговое, коммунально-жилищное, банковско-кредитное право. Подотраслями гражданского права являются: семейное, трудовое, пенсионное, право личной собственности, наследственное, авторское, изобретательское, жилищное, обязательственное право, избирательное право и другие политические права.

Некоторое распространение в советской правовой науке имеет понимание хозяйственного права какправа хозяйственно-административного. Теория хозяйственно-административного права появилась в нашей стране давно и в значительной мере трансформировалась по мере развития правового регулирования хозяйственной деятельности.

Первоначально она возникла в конце 20-х годов и развивалась главным образом П.И. Стучкой. Согласно его концепция различались гражданское и хозяйственно-административное право как отрасли, регулирующие разные секторы экономики. Гражданское право регулирует отношения частного сектора и межсекторные отношения. Хозяйственно-административное право регулирует отношения социалистического сектора хозяйства, складывающиеся между социалистическими организациями и отличающиеся плановостью и подчинением.

Эта концепция отражает существовавшее до последнего времени преобладание административных методов в руководстве хозяйством, которое было осуждено и отвергнуто сентябрьским (1965 г.) Пленумом ЦК КПСС.

Если концепция хозяйственно-административного права включает в сферу хозяйственного права только отношения по вертикали, то существует и прямо противоположное понимание хозяйственного права как отрасли права, регулирующей только отношения по горизонтали.

Эту концепцию под названием <право хозяйственного оборота>развивает польский ученый С. Влодика. Под правом хозяйственного оборота он понимает <право, регулирующее постоянную хозяйственную деятельность (т, е. деятельность, заключающуюся в производстве и обмене материальных средств удовлетворения потребности человека), проводящуюся в условиях социалистического планового хозяйства для удовлетворения чужих потребностей>.

Право хозяйственного оборота, по мнению С. Влодики, охватывает: 1) правовую структуру социалистических предприятий, 2) отношения, возникающие в результате постоянной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение чужих потребностей. Что касается хозяйственной деятельности для удовлетворения своих потребностей, то она регулируется гражданским правом, которое может субсидиарно применяться к отношениям права хозяйственного оборота. На отношения властного характера право хозяйственного оборота не распространяется. Таким образом, право хозяйственного оборота является как бы <хозяйственно-гражданским> правом, регулирующим отношения между социалистическими предприятиями.

Недостаток этой концепции состоит в том, что отношения хозяйственного оборота отрываются от отношений планового руководства хозяйством и рассматриваются изолированно от них. В результате получается, что хозяйственный договор - не инструмент планирования, а соглашение чисто имущественного характера, выражающее только автономию социалистических предприятий.

Концепция права хозяйственного оборота дает одностороннее представление о хозяйственном праве, недооценивает роль планового руководства социалистическим хозяйством. В этом отношении недостатки данной концепции противоположны недостаткам теории хозяйственно-административного права, переоценивающей административные методы руководства хозяйством и исключающей из сферы хозяйственноправового регулирования отношения по хозяйственным договорам.

Существует и такая концепция хозяйственного права, которая включает в данную отрасль регулирование как <хозяйственно-административных>, так и <хозяйственно-гражданских>отношений. Однако при этом хозяйственное право рассматривается не как основная, а как комплексная отрасль, нормы которой входят в состав основных отраслей-административного и гражданского права. Такая концепция была высказана Ю.К. Толстым.

При таком понимании хозяйственное право не образует самостоятельной отрасли в системе права, поскольку соответствующие правовые нормы остаются нормами основных отраслей. В результате получается, что в хозяйственное право входят две группы отношений, отличающиеся друг от друга и по предмету и по методу регулирования. Органический синтез этих отношений невозможен, ибо они имеют разные принципы, объединяющие их не друг с другом, а соответственно с гражданскоправовыми и административноправовыми отношениями.

Однако это не соответствует существующему в жизни реальному единству хозяйственных отношений, искусственно раздробляет такое единство и разделяет хозяйственные отношения между основными отраслями в конечном счете по методу регулирования. Вместе с тем данная концепция, несмотря на ее неприемлемость в целом, имеет известные преимущества по сравнению с теориями хозяйственно-административного права и права хозяйственного оборота, поскольку она ориентирует па комплексное изучение хозяйственного права и на развитие комплексного хозяйственного законодательства.

В последнее время Н. Г. Александров предложил еще одно понимание хозяйственного права. Он различает хозяйственное право в широком и узком смысле.Хозяйственное право в широком смысле включает все отрасли права, регулирующие различные общественные отношения в хозяйственной жизни. Так, в его состав входят хозяйственно-трудовое право и право экономического управления или хозяйственное право в узком смысле. Право экономического управления (хозяйственное право в узком смысле) регулирует отношения между органами управления хозяйством и предприятиями.

Концепция хозяйственного права в широком смысле представляется малоплодотворной, ибо она объединяет в хозяйственном праве разнородные отношения только по тому признаку, что все они складываются в социалистическом хозяйстве. Право же экономического управления, хотя и правильно выделяется авторам из административного права, но все же трактуется чрезмерно узко. В современных условиях экономическое управление немыслимо без хозяйственных договоров, однако согласно рассматриваемой концепции эти договоры остаются в гражданском праве. Тем самым разрывается единство хозяйственных отношений по горизонтали и по вертикали, которое составляет суть хозяйственного права.

Наши рекомендации