Понятие, значение и задачи малого предпринимательства
Введение
На сегодняшний день люди стали понимать, что именно предпринимательство считается главной силой изменения рынка, производства, а это значит, и общества в целом. Государство развивается при помощи предпринимателей, а предприниматели - благодаря поддержке своих государств.
Во всех развитых индустриальных государствах малый бизнес занимает отдельное место в экономике государства. Малые предприятия закрывают пространство между громоздкими гигантами, тем самым используя пустующие рыночные ниши и стимулируют деятельность крупных корпораций. На предприятия малого бизнеса возложены вполне определенные функции, либо не выполняющиеся либо выполняющиеся, но не в достаточной степени другими хозяйствующими субъектами. Небольшие фирмы играют роль фундамента рыночной экономики, тем самым они объединяют вместе все ее звенья.
Еще одной важнейшей функцией мелких фирм является поддержание конкуренции, обеспечивающейся их большим количеством, большей свободой ценовой политики, гибкостью. Малые предприятия увеличивают скорость заполнение рынка товаров требующимися потребителям товарами и внедрение несложных научно-технических достижений.
Под финансированием предприятия понимают покрытие потребности в капитале, т.е. привлечение необходимого для приобретения основных и оборотных фондов предприятия капитала. Любой бизнес начинается с постановки и ответа на следующие три ключевые вопроса:
-где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?
-как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее способность к платежу и финансовую устойчивость предприятия?
-каковы должны быть величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленных перед предприятием целей и задач?
Цель курсовой работы - провести анализ системы финансов малого предпринимательства и факторов влияния на нее.
Задачи курсовой работы:
1) определение источников финансирования малых предприятий;
2) анализ государственных мер поддержки малого предпринимательства;
3)анализ финансов предприятий малого бизнеса и их особенности; 4)выявление преимущества и недостатки развития малого бизнеса в России;
5)изучение условия, факторов развития малых предприятий в России.
Особенности организации финансов малого бизнеса
Понятие, значение и задачи малого предпринимательства
Потребительские кооперативы и коммерческие организации являются субъектами малого предпринимательства (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, которые были внесены в единый государственный реестр юридических лиц, а также физические лица, которые были внесены в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые соответствуют следующим условиям:
1)выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год должна равняться предельным значениям, установленным Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого предпринимательства;
2)среднее число работников за предшествующий календарный год должна быть равна следующим предельным значениям:
около ста человек в том числе для малых предприятий, а именно:
в сфере строительства - 100 человек;
в промышленной сфере - 100 человек;
в секторе сельского хозяйства - 60 человек;
на транспорте - 100 человек;
в сфере оптовой торговли - 50 человек;
в научно-технической сфере - 60 человек;
в остальных сферах и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
среди малых предприятий выделяют микро-предприятия – не более 15 человек;
3)для юридических лиц суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных граждан, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов, доля участия, которая принадлежит одному или нескольким юридическим лицам, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%.
Субъектами малого предпринимательства также считаются физические лица, которые занимаются бизнесом без образования юридического лица.
Малые предприятия, которые осуществляют несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Малое предпринимательство функционирует в рамках правового, нормативного и информационного обеспечения, с помощью которого проявляется влияние внешней среды на деятельность предприятия. Законы, указы Президента, постановления Правительства Российской Федерации и другие акты центральных и местных органов власти в общем образуют нормативно-правовое обеспечение.
Малое предпринимательство, которое оперативно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придаёт экономике необходимую гибкость. Малые предприятия способны к быстрому реагированию на изменения спроса на потребительские товары и за счёт этого могут обеспечить необходимое равновесие на потребительском рынке. Малое предпринимательство делает весомый вклад в формировании конкурентной среды. Это является одним из ведущих областей, которая во многом определяет темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество ВНП.
Развитие малого предпринимательства несёт в себе множество перспектив. С его помощью можно:
- улучшить взаимосвязи между различными секторами экономики;
- создать новые рабочие места с относительно низкими затратами, особенно в сфере обслуживания;
-увеличить число собственников, а значит, формировать средний класс, который является главным гарантом политической стабильности в демократическом обществе;
-обеспечить рост доли экономически активного населения, которое увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции благосостояния различных социальных групп;
-подготовить кадры при помощи использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;
-ликвидировать монополии производителей и создать конкурентную среду.
Говоря о роли малого предпринимательства, следует подчеркнуть, что малые предприятия являются это структурной частью экономики. Малое предпринимательство органично включается в хозяйственную структуру, конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, к примеру, раньше малые предприятия создавались в результате стремления многих открыть собственное дело. Крупные компании поручают мелким вести отдельные отрасли производства или устанавливать тесные связи с рынком. Большие компании являются клиентами малых предприятий, а малые, в свою очередь, - поставщиками для больших.
Конкретно роль малого предпринимательства проявляется в том, что в результате его развития происходит:
- удовлетворение нужд крупных предприятий;
- создание новых рабочих мест;
- внедрение новых товаров и услуг на рынок;
- обеспечение рынка специализированными товарами и услугами.
Таким образом, малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без которой немыслима его высокая эффективность.