Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта. (Статья 113)
По основным объективным и субъективным признакам данное преступление аналогично посягательству, описанному в статье 107 (см. вопрос 2). Различие имеется, во-первых, в объекте преступления — им является не жизнь, а здоровье человека, и, во-вторых, в объективной стороне: последствиями его являются тяжкий или средней тяжести вред здоровью.
Непосредственный объект — здоровье человека.
Объективная сторона преступления состоит из деяния (в форме только действия), направленного на причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, последствий в виде тяжкого или средней тяжести вреда здоровью и причинной связи.
Санкция одинакова в случае причинения и того, и другого вида вреда.
Хотя в заголовке статьи этого не отражено, субъективная сторона деяния может выражаться только в умысле, что зафиксировано в тексте статьи. Таковым может быть как прямой, так и косвенный умысел. Неосторожное причинение тяжкого вреда в состоянии аффекта влечет ответственность по статье 118 (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности). Умышленное причинение легкого вреда здоровью в состоянии аффекта влечет квалификацию по статье 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью). Поскольку состояние аффекта как общее смягчающее обстоятельство в статье 61 не фигурирует, при назначении наказания учитывается обстоятельство, указанное в пункте „з“ части 1 статьи 61, — „противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления“.
Рассматриваемое деяние относится к преступлениям против здоровья, совершенным при смягчающих обстоятельствах. Это обусловлено особым психическим состоянием виновного, которое снижает возможность руководить своими действиями и вызвано поведением самого потерпевшего. В каждом случае необходимо устанавливать, что аффект (сильное душевное волнение) был внезапным и наступил в результате насилия, издевательства или тяжкого оскорбления со стороны потерпевшего либо иных аморальных или противоправных действий (бездействия), а равно длительной психотравмирующей ситуации, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего.
Субъект — вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.
Если от причиненного умышленно в состоянии аффекта тяжкого вреда наступила по неосторожности смерть, содеянное должно квалифицироваться по статьям 113 и 109 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта и причинение смерти по неосторожности). При этом, назначая наказание за неосторожное лишение жизни, суд должен сослаться на пункт „з“ части 1 статьи 61 УК.
Данное преступление относится к категории небольшой тяжести.
Побои и истязания.
Побои (статья 116).
Объектом преступления (в точном смысле слова) является не здоровье, а более широкий круг отношений — телесная неприкосновенность личности. Факультативным — общественный порядок.
Действия, входящие в объективную сторону, также шире, нежели это следует из заголовка статьи. Их составляют: нанесение побоев или совершение иных насильственных действий. Объективная сторона преступления выражена в деянии в форме действия, которое в законе описано с помощью двух признаков:
— негативного — отсутствие последствий, предусмотренных статьей 115 УК (легкий вред здоровью);
— позитивного — деяние в форме побоев либо иных насильственных действий, причиняющих физическую боль.
Побои, характеризующиеся многократным нанесением ударов (не менее трех), не составляют особого вида повреждений. Они в одних случаях выступают в качестве способа действия и причинения вреда (например, причинения легкого вреда здоровью, истязания, хулиганства и т.д.), в других — в качестве самостоятельных преступных актов поведения, наказуемых по статье 116.
Если от побоев возникает вред здоровью (тяжкий, средней тяжести или легкий), то такие действия не рассматриваются как побои, а оцениваются как причинение вреда здоровью соответствующей тяжести.
Побои могут оставить после себя следы на теле потерпевшего (ссадины, царапины, кровоподтеки, небольшие раны и т.п.) и не оставить каких-либо видимых повреждений. Если следы оставлены, повреждения есть, они фиксируются экспертом; он их описывает, отмечает характер повреждений, их локализацию, признаки, свидетельствующие о свойствах причинившего их предмета, давности и механизме образования. При этом указанные повреждения не квалифицируются как вред здоровью и тяжесть их не определяется.
Если побои не оставляют после себя объективных следов, то в экспертном заключении отмечаются жалобы потерпевшего, в том числе при пальпации их или иных частей тела, отсутствие объективных признаков повреждений. Тяжесть вреда здоровью при этом также не определяют. В подобных случаях установление факта побоев осуществляется органами предварительного расследования, прокурором и судом на основании немедицинских данных.
Помимо побоев наказуемо по статье 116 совершение и иных насильственных действий. К ним могут быть отнесены заламывание и выкручивание рук, щипание, сдавливание частей тела, связывание, защемление кожи, вырывание клока волос и т.п.
Так же как и побои, иные насильственные действия получают уголовно-правовую оценку по статье 116 при наличии двух условий:
— они не повлекли последствий, указанных в статье 115, т.е. легкого (и тем более средней тяжести или тяжкого) вреда здоровью;
— они причинили физическую боль потерпевшему.
Физической боли могут сопутствовать и психические переживания, страдание, однако обязательным признаком является причинение насильственными действиями физической боли. Отсюда, если не крепко связанному веревкой лицу такой боли не причиняется либо на потерпевшего оказывается лишь психическое воздействие, статья 116 неприменима.
Помимо возможности освобождения от уголовной ответственности по данной категории дел на основании статей 75 и 76 (деятельное раскаяние и примирение с потерпевшим) необходимо помнить о положениях части 2 статьи 14, которые должны применяться в силу обнаружившейся малозначительности (например, при единичных актах щипания, заламывания рук).
Побои как многократное нанесение ударов следует отграничивать от истязания, совершаемого путем систематического нанесения побоев (статья 117): в последнем случае речь идет о нескольких актах избиения, разделенных во времени. Побои же как самостоятельный вид преступления предполагают совпадение во времени наносимых ударов потерпевшему.
Состав преступления — формальный.
Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.
Субъективная сторона. Преступление совершается с прямым умыслом: виновный осознает общественную опасность наносимых многократных ударов или применение иных насильственных действий, предвидит возможность или неизбежность того, что ими причиняется потерпевшему физическая боль, и желает этого.
В части 2 квалифицирующим признаком выступают хулиганские побуждения.
Деяние относится к категории преступлений небольшой тяжести.
Истязания (статья 117).
Статья 117 применяется, если описанное в ней деяние не повлекло последствий, указанных в статьях 111 и 112. Это означает, что данной статьей охватывается причинение истязанием легкого вреда здоровью и в таком случае дополнительной квалификации по статье 115 не требуется. В то же время если деяние повлекло причиненный умышленно тяжкий или средней тяжести вред здоровью, то истязание рассматривается в качестве способа и квалифицирующего причинение такого вреда обстоятельства ( 111, 112).
Объективные признаки, указанные в статье 117, характеризуют объективную сторону данного преступления, которая слагается из систематического нанесения побоев или иных насильственных действий, к тому же вызывающих физические или психические страдания.
Сопоставление диспозиций статей 116 и 117 показывает, что способы действий в описанных в них деяниях сходны. Ими являются: побои, иные насильственные действия.
Первое отличие в том, что истязание выражается в систематическом нанесении побоев, т.е. нанесении ударов более двух раз. При этом важна не только формальная, количественная характеристика (сколько раз), но и интенсивность воздействия на потерпевшего, восприятие последним многократных актов как чего-то непрекращающегося, непрерывного, постоянного. В силу этого такие акты не должны значительно отстоять во времени друг от друга. Неоднократное нанесение побоев, не может рассматриваться как истязание, если по одному или нескольким эпизодам, дающим основание для квалификации действий как систематических, истек срок давности привлечения к уголовной ответственности либо к лицу за эти действия ранее уже были применены меры административного взыскания и постановления о применении таких мер не отменены.
В опубликованном решении по конкретному делу было также указано, что нанесение побоев с интервалом в год, т.е. через большие промежутки во времени, не может рассматриваться как истязание путем систематического нанесения побоев.
„Иные насильственные действия“ как второй способ истязания текстуально совпадает с указанным в составе побоев. Однако содержание их неравнозначно. При истязании под ними понимаются:
— длительное причинение боли (щипанием, сечением и т.п.);
— причинение множественных (в том числе небольших) повреждений тупыми или острыми предметами;
— воздействие термических факторов (например, прижигание раскаленным утюгом);
— другие аналогичные действия, в том числе длительное лишение воды, пищи, тепла, подвешивание вниз головой, порка и т.д.
Таким образом, иные насильственные действия при истязании в количественно-качественном отношении (многократность, длительность) заметно отличаются от указанных в статье 116.
Второй частью, составляющей объективную сторону истязания, являются физические или психические страдания, которые должны быть причинно обусловлены систематическим нанесением побоев либо иными насильственными действиями, вытекать из них. Для истязания характерны именно страдания потерпевшего, т.е. физические и психические переживания. В отличие от разовой физической боли (статья 116), страдания как состояние человека имеют протяженность во времени, поскольку побои наносятся систематически, возобновляя, подкрепляя и усиливая переживания, а иные насильственные действия также предполагают не одномоментность насилия, а многократность и некоторую его протяженность, длительность.
Субъективная сторона истязания выражается в прямом умысле. Виновный осуществляет насильственные действия, осознавая, что они причиняют потерпевшему физические или психические страдания, и желает этого. В части 2 статьи 117 предусмотрена более строгая санкция за причинение насильственными действиями страданий:
— в отношении двух или более лиц;
— в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга;
— в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;
— в отношении заведомо несовершеннолетнего или лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо материальной или иной зависимости от виновного, а равно лица, похищенного либо захваченного в качестве заложника;
— с применением пытки;
— группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
— по найму;
— по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды.
Абсолютное большинство приведенных квалифицирующих обстоятельств совпадает с квалифицированными составами убийства, умышленного причинения тяжкого и средней тяжести вреда здоровью.
Под несовершеннолетним, истязание которого влечет повышенное наказание, понимается лицо, не достигшее на момент истязания в отношении него 18-летнего возраста. Для усиления ответственности требуется установить заведомость: виновному было известно (он знал), что истязаемый не достиг совершеннолетия.
Материальная или иная зависимость потерпевшего от виновного ограничивает способность лица противостоять посягательству и облегчает совершение истязания, что осознается виновным.
Под материальной зависимостью принято понимать ситуацию, когда потерпевший находится на полном или частичном иждивении посягающего, проживает на его жилой площади и т.д.
Под иной зависимостью понимается служебная зависимость, а также та, которая проистекает из родственных или супружеских отношений, основана на законе или договоре (например, зависимость от опекуна и попечителя, обвиняемого — от работника дознания и т.д.). Во всех случаях зависимость должна быть существенной, т.е. способной серьезно затруднить либо даже подавить волю потерпевшего к противодействию.
Усиливает наказание также истязание лица, похищенного (статья 126) либо захваченного в качестве заложника (статья 206). В таких случаях речь идет о реальной совокупности преступлений и действия виновного надлежит квалифицировать по совокупности.
Пытка означает любое действие, которым намеренно причиняются человеку страдания — физические либо нравственные, чтобы получить от него или от третьего лица информацию или признание, наказать его и т.п.
Применительно к истязанию это означает, что виновный совершает насильственные действия (множественные или продолжительные), причиняя физические или психические страдания потерпевшему, чтобы принудить последнего к выдаче сведений или признанию (где находятся деньги; имел ли место факт супружеской измены и т.д.).
Преступление, предусмотренное частью 1, относится к категории средней тяжести, а частью 2 — к тяжким преступлениям.