Собственность в юридическом смысле 1 страница
В отличие от экономической категории собственности юридический аспект права собственности не раскрывает процесса создания объектов собственности, причин ее концентрации в руках одних и отсутствия у других, а также тенденций изменения этих процессов с развитием производства, а только отражает экономические или иные имущественные отношения, сложившиеся в обществе. В юридическом смысле право собственности рассматривается как совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих отношения по поводу принадлежности материальных благ. В содержание права собственности входит ряд правомочий: правомочие владения, правомочие пользования, правомочие распоряжения (схема 2).
Правомочием владения называют юридически обеспеченную возможность хозяйственного господства над вещью. В зависимости от того, опирается ли это право на соответствующие нормы законодательства или нет, владение может быть законным или незаконным. Например, вор, похитивший вещь, фактически владеет ею, но он — незаконный владелец. Законным, или титульным, будет признан только тот владелец вещи, чье владение опирается на правовое основание — титул.
........................
Схема 2 |
Правомочие пользования представляет собой юридически обеспеченную возможность собственника извлекать из вещи полезные свойства в процессе ее личного или производительного потребления.
Собственник может передавать свое имущество в пользование другим лицам и на определенных условиях. В этом случае границы права пользования вещью несобственника могут определяться законом, договором (например, договором проката вещей) или же иным правовым основанием. Между собственником и тем, кому I он предоставил право употребить свое имущество в хозяйственных целях и на определенных условиях, возникают отношения Хозяйственного использования имущества. Примером хозяйственного использования чужой собственности может служить аренда — предоставление определенного имущества одного лица другому во временное пользование за определенную плату.
Наконец, правомочие распоряжения — это юридически обеспеченная возможность собственника определить судьбу вещи путем совершения юридических актов в отношении этой вещи (продать, сдать внаем, заложить, передать куда-либо в качестве вклада или пая и т.п.).
На собственнике лежит бремя содержания его имущества, он вам несет расходы на эти цели. А в некоторых случаях у собственника возникает обязанность бережно относиться к имуществу к культурным и художественным ценностям. На собственнике лежит также и риск случайной гибели вещи (так, если собственник потерял свои часы или у него сгорело незастрахованное имущество, никто не обязан возмещать ему убытки).
На имущество собственника обращается взыскание по его долгам и обязательствам. Однако при обращении взыскания на имущество граждан Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание. Это продукты питания, предметы одежды, домашней обстановки, утвари, в том числе жилой дом и определенное количество скота. Вообще при взыскании долгов с граждан и юридических лиц оно обращается в первую очередь на денежные доходы и средства. И лишь при отсутствии денег взыскание обращается на другое имущество.
Истории известны несколько типов собственности. Исторически первым типом собственности была общая собственность, при которой все люди были объединены в коллективы и все средства производства и произведенные блага принадлежали всем членам этого общества. Вторым по времени происхождения типом стала частная собственность, при которой отдельные люди относились к средствам производства как к принадлежащим лично только им. Частная собственность — это форма юридического закрепления за человеком прав владения, пользования и распоряжения ка- ким-либо имуществом, которое он может использовать не только для удовлетворения личных потребностей, но и для ведения коммерческой деятельности. Она является основной на предприятиях, действующих в сфере торговли и услуг, а также в сельском хозяйстве.
В XX столетии широкое распространение получил третий тип собственности — смешанная собственность, в которой сочетаются признаки первых двух типов. Наиболее распространенной формой этого типа собственности является собственность корпорации, или акционерного общества. Капитал такого общества образуется в результате продажи ценных бумаг — акций, которые свидетельствуют о том, что их владелец внес свой вклад — пай — в капитал корпорации и имеет право на получение дивиденда. Дивидендом называется часть прибыли, которая выплачивается владельцу акции (как правило, пропорционально величине внесенного им пая).
Велико значение в экономике и такой формы собственности, как государственная собственность. Обычно государство сосредоточивает в своих руках предприятия и отрасли, имеющие стратегическое значение для существования и развития страны (железные дороги, предприятия связи, атомные и гидроэлектростанции и т.д.) и приватизацию которых оно считает нецелесообразным. Сегодня доля государственной собственности в экономике развитых стран Запада составляет от 15 до 20 процентов.
Во многих странах сохранились и такие формы собственности, как кооперативная и коллективная собственность. При кооперативной собственности группа людей, объединившаяся для совместного использования некоторого имущества (собственного или же арендованного), осуществляет управление этим имуществом. На коллективном предприятии собственником является коллектив этого предприятия, который принимает участие в управлении процессом производства.
В современной литературе помимо основных форм собственности выделяют и другие, производные, формы. Особое место среди них занимает интеллектуальная собственность, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих присвоение знаний, обмен научной информацией, изобретениями, достижениями науки и культуры.
Формы собственности в Российской Федерации
Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации в Рос- I сии признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Аналогичное положение закреплено и в ст. 212 ГК РФ, которое, одна- I' ко, этим не ограничивается: в нем предусматривается возможность и другого членения названных форм собственности. Из со- I держания ст. 212 —215 ГК РФ может быть сделан вывод, что частная собственность по российскому законодательству подразделяется на собственность граждан и юридических лиц, а государственная собственность — на федеральную, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным округам и автономной области. Что же касается муниципальной собственности, то в качестве ее субъектов выступают городские и сельские поселения, а также j другие муниципальные образования. Перечень форм собственности, указанный в Конституции й в ГК РФ, не является исчерпывающим, поскольку сопровождается оговоркой, в силу которой в I Российской Федерации признаются и иные формы собственности.
Право собственности граждан
j В собственности граждан может находиться любое имущество и I В любых количествах. Закон делает исключения только для отдельных видов имущества, которые не могут быть собственностью граждан, например тяжелое вооружение или участки континентального шельфа. Граждане могут владеть имуществом индивидуально (имущество находится во владении одного лица). Они могут владеть имуществом на праве общей собственности (имущество принадлежит нескольким гражданам-собственникам). Общая собственность — это способ совместного владения имуществом. Она может быть долевой или совместной. В долевой собственности каждый из ее владельцев имеет точно определенную долю имущества. Общая собственность является совместной только в случаях, прямо указанных законом.
Право собственности юридических лиц
Субъектами права собственности юридических лиц признаются коммерческие и некоммерческие организации — юридические лица (кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственниками).
В собственности юридического лица находится имущество, которое было передано ему в качестве вклада (взноса) его учредителями. Юридическое лицо является единственным собственником принадлежащего ему имущества. Оно вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону.
Несколько юридических лиц могут объединить имущество для совместной деятельности на праве долевой собственности. Они могут объединить имущество и с государственными юридическими лицами, т. е. государством.
Государственная собственность
Государственная собственность — это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации или ее субъектам. Объектами права государственной собственности являются:
- ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны Российской Федерации;
- культурные и исторические ценности общегосударственного значения;
- средства государственного бюджета;
- государственные банки;
- золотой запас;
- алмазный и валютный фонды и др.
К объектам исключительной собственности государства относятся также предприятия, не подлежащие приватизации, — предприятия военно-промышленного комплекса, атомной энергетики и т.д. Но исключительный характер собственности государства на эти объекты должен быть прямо указан в законе.
Государство осуществляет свое право собственности тремя способами:
1) закрепляет имущество за государственными унитарными и казенными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
2) владеет пакетами акций в акционерных обществах, т. е. частных коммерческих организациях;
3) нераспределенную часть имущества и средства бюджета, т. е. казну, использует посредством исполнительно-распорядительной деятельности, закона о бюджете, постановлений правительства и т.д.
Особыми объектами права государственной собственности (как федеральной, так и субъектов Российской Федерации) являются пакеты акций акционерных обществ. Акционерные общества с участием государственного капитала являются частными коммерческими организациями — юридическими лицами. Все имущество акционерных обществ является частной собственностью, и государство как акционер участвует в управлении обществом и получает дивиденды. Но оно не является собственником имущества акционерного общества, потому что это имущество — не общая собственность акционеров, а собственность акционерного общества как самостоятельного юридического лица.
Муниципальная собственность
Муниципальной собственностью является имущество, которое Принадлежит городским и сельским поселениям. Она не является Разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма собственности, во многом схожая с государственной. В состав муниципальной собственности могут входить:
- средства местного бюджета;
- муниципальные земли;
- муниципальные предприятия и организации;
- муниципальный жилищный фонд;
- природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;
- другое движимое и недвижимое имущество.
Так же как и государство, муниципальные образования имеют свою казну — сельскую, городскую, поселковую и т.д.
Муниципальные образования также могут иметь общую (долевую) собственность как с другими сообществами, так и с государством или частными юридическими лицами.
Право хозяйственного ведения
у Как уже отмечалось выше, государство и муниципальные образования могут закреплять свое имущество за теми или иными предприятиями и учреждениями, оставаясь, однако, собственниками имущества. В подобных случаях собственник наделяет такое предприятие, учреждение одним из двух вещных прав: либо правом хозяйственного ведения, либо правом оперативного управления.
Предприятие, которое наделяется правом хозяйственного ведения, называется унитарным в том смысле, что оно не может быть разделено или приватизировано по частям. Это обычно коммерческое предприятие, ведущее хозяйственную, предпринимательскую деятельность в интересах государства или муниципального сообщества.
Право хозяйственного ведения означает, что предприятие, действуя как юридическое лицо, владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом. Это имущество отражено в балансе предприятия. При этом оно владеет и пользуется имуществом в той же мере, в какой это осуществлял бы сам собственник.
Вместе с тем правомочия, составляющие право хозяйственного ведения, во-первых, производны от правомочий собственника, основаны на них (если нет права собственности, не может быть и права хозяйственного ведения), а во-вторых, существенно ограничены по сравнению с ними.
Ограниченность права хозяйственного ведения проявляется в том, что унитарное предприятие не может без согласия собственника распоряжаться недвижимым имуществом — продавать, дарить, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ, отчуждать иным образом, сдавать в аренду, отдавать в залог и т.д. Сделки унитарного предприятия по распоряжению недвижимым имуществом, совершенные в нарушение этого правила без согласия собственника, являются ничтожными, т. е. не имеют никакой юридической силы, не создают никаких прав и обязанностей.
Что касается движимого имущества, то унитарное предприятие вправе распоряжаться им без согласия собственника, если иное не установлено законом.
Утверждая устав, определяя предмет и цели деятельности унитарного предприятия, собственник тем самым устанавливает известные границы для реализации этим предприятием права хозяйственного ведения на закрепленное за ним имущество. Кроме того, в последующем собственник осуществляет контроль за надлежащим использованием и сохранностью указанного имущества, а также имущества, которое предприятие приобрело и произвело в ходе своей деятельности.
Право оперативного управления
Другим правом, производным от государственной или муниципальной собственности, является право оперативного управления имуществом, которым наделяются казенные предприятия и учреждения. К казенным относятся:
1) предприятия, выпускающие продукцию, которую разрешено производить только на государственных предприятиях;
2) предприятия, производящие продукцию, более 50 процентов которой приобретает государство;
3) предприятия, не подлежащие приватизации.
Это право также включает в себя правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом, однако является еще более ограниченным, чем право хозяйственного ведения. Так, казенное предприятие может самостоятельно распоряжаться только своей продукцией, если этого не запрещает закон. В остальных случаях распоряжение имуществом должно быть согласовано с собственником. Собственник же определяет порядок распределения доходов казенного предприятия. Он может в любой момент изъять излишнее, неиспользованное имущество.
Таким же ограничениям подвергается и право учреждения распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Оно вообще не может распоряжаться ни закрепленным за ним имуществом, ни имуществом, приобретенным на средства, выделенные по смете. И лишь в том случае, если учреждению уставом предоставлено право заниматься деятельностью, приносящей доходы, оно имеет право распоряжаться этими доходами и приобретенным за их счет имуществом вполне самостоятельно. Эти доходы учитываются на отдельном балансе учреждения.
Глава 3
ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Понятие юридического лица, его признаки
Юридическим лицом называется организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридическое лицо является основной правовой формой коллективного участия лиц в гражданском обороте.
Юридическое лицо обладает рядом специфических признаков.
Признаки юридического лица — это такие внутренне присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе — достаточны для того, чтобы конкретная организация могла быть признана субъектом предпринимательской деятельности (табл. 1).
Таблица 1 Юридическое
|
Способы создания юридических лиц
Возникновение юридических лиц происходит тремя способами: распорядительным, нормативно-явочным и разрешительным.
При распорядительном порядке юридическое лицо образуется по прямому распоряжению государственного органа или органа местного самоуправления (так создаются государственные или муниципальные унитарные предприятия).
При нормативно-явочном способе создания юридического лица согласие третьих лиц на его образование не требуется. Граждане или организации образуют юридическое лицо, а компетентный орган вправе лишь проверить, соответствуют ли закону учредительные документы появившейся организации. Отказ в регистрации юридического лица может быть обжалован в суде.
При разрешительном порядке инициатива создания нового юридического лица принадлежит учредителям, а государство дает согласие на его образование (образование объединений коммерческих организаций — союзов и ассоциаций).
Учредительные документы юридического лица
Правовой основой деятельности любого юридического лица наряду с законодательством являются его учредительные документы. К ним относят устав и учредительный договор. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
В тексте учредительных документов должны содержаться:
- наименование юридического лица, содержащее указание на его организационно-правовую форму (наименования унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях других коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица);
- место нахождения юридического лица, которое определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное;
- предмет и цели деятельности юридического лица (для некоммерческих и унитарных предприятий);
- порядок управления деятельностью юридического лица;
- другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
Учредительный договор заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Юридическое лицо, созданное в соответствии с ГК РФ одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.
В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются условия и порядок распределения между участниками прибыли, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.
Устав — правовой акт, определяющий порядок образования, компетенцию, структуру, функции, задачи, права юридического лица. Устав регулирует деятельность юридического лица независимо от формы собственности и сферы его деятельности.
Создание юридического лица
Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.
Государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем учреждения, производится по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации.
Для регистрации юридического лица, создаваемого путем учреждения, его учредитель (учредители) должен (должны) представить в регистрирующий орган следующие документы:
1) заявление о государственной регистрации юридического лица, подписанное учредителем (учредителями);
2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством;
3) учредительные документы юридического лица;
4) документ об уплате государственной пошлины;
5) если одним из учредителей юридического лица выступает иностранное юридическое лицо — документ, подтверждающий его юридический статус.
Требовать представления каких-либо иных документов регистрирующий орган не вправе.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Моментом государственной регистрации юридического лица является внесение регистрирующим органом соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Отказ в государственной регистрации допускается только в случае:
- непредставления документов, необходимых для государственной регистрации;
- представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Никакие иные обстоятельства не могут служить основанием для отказа в государственной регистрации. Как уже указывалось Выше, отказ в государственной регистрации может быть обжалован в суд.
Правоспособность юридических лиц
В момент государственной регистрации у юридического лица возникают гражданская правоспособность и гражданская дееспособность.
Правоспособность юридического лица — это его способность иметь любые гражданские права и обязанности, которые в соответствии с законодательством может иметь юридическое лицо. Правоспособность юридического лица бывает общей и специальной (схема 3).
Юридические лица, обладающие специальной правоспособностью, могут совершать в гражданском обороте только такие сделки, которые соответствуют целям деятельности, указанным в их учредительных документах. Сделка, совершенная юридическим лицом с выходом за пределы его специальной правоспособности, является недействительной, т. е. из нее не возникает прав и обязанностей.
Свою правоспособность юридическое лицо реализует через руководящие органы, под которыми понимаются его структурные единицы, формирующие и выражающие волю юридического лица в целом. Органы юридического лица не являются самостоятельными субъектами гражданского права, а представляют собой части юридического лица. Поэтому все принимаемые ими решения и все совершаемые ими действия рассматриваются, соответственно, как решения и действия самого юридического лица.
Схема 3
Орган, который ведет дела юридического лица и выступает от его имени на основании закона или учредительных документов, должен действовать добросовестно и разумно, обеспечивая всеми доступными ему законными способами достижение целей и охрану интересов представляемого им юридического лица. За нарушение этих требований он несет ответственность, выражающуюся в обязанности возместить причиненные убытки, а эта обязанность определяется характером отношений, связывающих его с юридическим лицом.
Различают коллегиальные и единоличные органы юридического лица. К числу первых относятся, например, общее собрание участников (высший орган большинства организаций, имеющих более одного участника), совет директоров, наблюдательный или попечительский совет, правление, дирекция и др. Единоличными органами являются директор, генеральный директор, президент, председатель правления и др.
Представительства и филиалы юридического лица
Филиал является обособленным подразделением юридического лица, расположенным вне места его нахождения и выполняющим все его функции или их часть (в том числе в случае необходимости функции представительства). Филиал не является юридическим лицом и не имеет самостоятельного баланса. Результаты финансово-хозяйственной деятельности юридического лица определяются с учетом результатов финансово-хозяйственной деятельности его филиала.
Представительство — это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и представляющее его интересы, включая совершение от его имени правовых действий, а также осуществляющее защиту его интересов (ст. 55 ГК РФ). ГК РФ рассматривает представительство как разновидность филиала.
Представительство не является юридическим лицом. Оно наделяется имуществом создавшим его юридическим лицом и действует на основе утвержденных им положений. Руководитель представительства назначается юридическим лицом и действует на основании выданной ему доверенности.
Лицензирование юридических лиц
Как уже указывалось выше, для создания некоторых юридических лиц требуется специальное разрешение — лицензия. Под лицензией понимается разрешение ч(право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности и должна содержать следующие реквизиты:
- наименование органа, выдавшего ее;
- наименование, юридический адрес и регистрационные реквизиты ее владельца;
- разрешенный вид деятельности;
- область действия лицензии;
- особые условия осуществления лицензируемой деятельности (в случае необходимости);
- регистрационный номер, дату и сроки начала и окончания действия лицензии.
Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Под лицензированием понимаются мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих их наличие, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Лицензирование в Российской Федерации осуществляется на основе следующих принципов:
- обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
- установления единого перечня лицензируемых видов деятельности;
- установления единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
- установления лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
- гласности и открытости лицензирования;
- соблюдения законности при осуществлении лицензирования.
Лицензирование представляет собой постоянно осуществляемую
деятельность органов государства. В этой деятельности отчетливо прослеживаются два параллельных направления: выдача лицензий и контроль за соблюдением лицензионных требований и условий.
Лицензионные условия — это совокупность установленных норм и правил, выполнение которых обязательно для получения и дальнейшего владения лицензией на осуществление лицензируемого вида деятельности. Одним из обязательных лицензионных требований и условий осуществления лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности. В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний или специальных условий, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к лицензиату. Перечень дополнительных лицензионных требований и условий в отношении лицензионного вида деятельности определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана федеральными органами государственной власти, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территории этого субъекта Российской Федерации.