Нарушение неприкосновенности частной жизни. Нарушение неприкосновенности жилища. (Статьи 137, 139)
Нарушение неприкосновенности частной жизни (статья 137).
Деяние определено части 1 статьи 137 как незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или в средствах массовой информации.
Такое преступление посягает на провозглашенную в Конституции РФ неприкосновенность частной жизни каждого человека, его личной или семейной тайны.
Объективная сторона рассматриваемого деяния предполагает произвольное, без согласия гражданина, вмешательство в его частную жизнь, которое заключается либо в незаконном собирании сведений о ней, составляющих личную или семейную тайну, либо в распространении подобных сведений.
Таким образом, предметом собирания и распространения выступают не любые сведения о частной жизни, а лишь те, которые образуют личную или семейную тайну и содержание которых гражданин по каким-либо собственным соображениям не хочет оглашать. Круг таких сведений может охватывать индивидуальные привычки человека и его пристрастия, семейные взаимоотношения, болезнь членов семьи, намечаемые в личном кругу жизненные планы и т.п. и в конкретных ситуациях должен оцениваться следователем и судом с учетом позиции потерпевшего.
Собирание указанных сведений возможно различными способами — путем подслушивания, расспрашивания соседей, фотографирования или звукозаписи, незаконного ознакомления с документами, их выкрадыванием и др. Но главное — эти сведения собираются противоправно, без согласия потерпевшего. Если такие сведения добываются виновным путем проникновения в квартиру гражданина или перехвата его переписки, содеянное надлежит квалифицировать по правилам идеальной совокупности преступлений дополнительно по нормам о нарушении неприкосновенности жилища или о нарушении тайны переписки.
Распространение предполагает доведение подобной информации хотя бы до одного постороннего лица и может осуществляться как путем индивидуальных бесед (разговоров) с гражданами, так и в публичной форме (выступление, демонстрация фотографии или видеозаписи, оглашение в средствах массовой информации). При распространении лицо, о котором сообщаются те или иные сведения, должно быть индивидуально конкретизировано до степени его узнаваемости третьим лицом.
Совершение лицом любого из двух вариантов деяния образует оконченное преступление. Состав формальный.
Субъективная сторона преступления предполагает прямой умысел, который охватывает собой понимание субъектом, что он неправомерно собирает и (или) распространяет сведения, образующие личную или семейную тайну потерпевшего.
Субъект — вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
В части 2 статьи 137 предусматривается ответственность за те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения. Таким субъектом может быть должностное лицо, служащий, обладающий организационными или иными управленческими полномочиями, либо рядовой сотрудник (скажем, почтальон или телефонист). Действия двух первых категорий специальных субъектов нуждаются в дополнительном применении соответственно статьи 285 или статьи 201, предусматривающих за злоупотребления таких лиц более строгие санкции, чем за вмешательство в частную жизнь.
Деяние, описанное в частях 1 и 2 статьи 137, относится к преступлениям небольшой тяжести.
Нарушение неприкосновенности жилища (статья 139).
Непосредственный объект рассматриваемого состава преступления можно определить как гарантированное Конституцией РФ право человека на неприкосновенность жилища.
Дополнительным непосредственным объектом (в части 2) является здоровье и свобода человека.
Деяние признается преступлением в соответствии с Всеобщей декларации прав человека, согласно которой никто не может подвергаться произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища. Как установлено в Конституции РФ, никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
В силу примечания к статье 139 УК под жилищем понимается индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилой фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилой фонд, но предназначенное для временного проживания.
С объективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется проникновением в жилище против воли проживающего в нем лица. Такое проникновение может быть связано с проведением обыска неуправомоченным лицом или при отсутствии к тому оснований либо с нарушением норм уголовного процесса (отсутствие санкции суда или, в случаях, не терпящих отлагательства, отсутствие уведомления об этом). Выселение считается незаконным, если оно произведено без вступившего в силу судебного решения.
Но при любом варианте рассматриваемое преступление считается оконченным с момента вторжения виновных субъектов в чужое жилое помещение. Состав формальный.
Если же с целью проникновения в чужое жилище производятся взломы, повреждаются запорные устройства, оконные переплеты и т.п. и этим причиняется значительный ущерб потерпевшим, то содеянное следует дополнительно квалифицировать по статье 167 (умышленное уничтожение или повреждение имущества).
Вместе с тем в части 3 статьи 158 и 162, части 2 статьи 161 предусматриваются специальные случаи незаконного проникновения в жилище, сопряженные с хищением чужого имущества. В этих ситуациях проникновение в жилище охватывается признаками квалифицированной кражи, грабежа или разбоя, которые караются намного строже, чем сам акт проникновения.
Субъективная сторона анализируемого деяния характеризуется прямым умыслом: субъект сознает, что он, не имея законных оснований, вторгается в жилище граждан, и желает учинить подобные действия. Мотивы и цели содеянного (за исключением цели хищения) для квалификации не имеют значения.
В части 2 статьи 139 устанавливается ответственность за незаконное проникновение в жилище, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения. Использование при этом насилия, повлекшего причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, выходит за рамки противоправного вторжения в жилое помещение и требует квалификации по нормам о преступлениях против здоровья (статьи 111 или 112). Что касается угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (статья 119), то подобные действия караются менее строго, чем это предусмотрено части 2 статьи 139, а потому полностью охватываются ее признаками.
Наконец, часть 3 статьи 139 предусматривает деяния, указанные в части 1 или 2 данной статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения. Если такое деяние совершает должностное лицо государственного или муниципального органа, то оно подлежит ответственности не только по части 3 статьи 139, но также по нормам о злоупотреблении должностными полномочиями или их превышении.
Деяние, описанное в частях 1 и 2 статьи 139, относится к категории преступлений небольшой тяжести, а в части 3 — средней тяжести.
Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий. Фальсификация избирательных документов, документов референдума. Фальсификация итогов голосования. (Статьи 141, 142, 142.1).
Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (статья 141).
Деяние посягает на такое гарантированное Конституцией РФ высшее непосредственное выражение власти народа, как участие граждан в референдуме и свободных выборах.
Поэтому непосредственный объект преступления, предусмотренного этой статьей, — избирательное право гражданина (право избирать и быть избранным), право на участие в референдуме, законная деятельность избирательной комиссии (любого уровня), комиссии референдума.
Возможен факультативный объект в преступлении, предусмотренном частью 1 статьи 141 УК. В преступлении, предусмотренном частью 2 статьи 141 УК, факультативным объектом является здоровье, неприкосновенность, безопасность гражданина (при применении насилия к самому избирателю или его близким), законная деятельность предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности (при использовании виновным своего служебного положения для воспрепятствования осуществлению указанных прав, работе комиссий). Посягательства на эти блага могут быть и самостоятельными преступлениями, если наказываются более строго, чем предусмотрено санкциями статьи 141 УК. Тогда содеянное квалифицируется по совокупности преступлений.
Объективная сторона рассматриваемого преступления при отсутствии квалифицирующих обстоятельств предполагает воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав или права участвовать в референдуме, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума.
Такое альтернативное описание в части 1 статьи 141 деяний субъекта означает, с одной стороны, создание препятствий для реализации хотя бы одним гражданином активного или пассивного избирательного права (избирать или быть избранным в органы государственной власти федерального или регионального уровня либо в орган местного самоуправления), а равно права участвовать в референдуме на любом из этих уровней. С другой стороны, имеется в виду воспрепятствование также работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума. Хотя в законе слово „комиссия“ употребляется во множественном числе, думается, что для состава преступления достаточно создания препятствий деятельности лишь одной такой комиссии.
Нарушение тайны голосования может проявиться в организации голосования без кабин, присутствии в кабинах посторонних лиц, пометке заранее бюллетеней соответствующими цифрами или значками, позволяющими выявить, как проголосовал тот или иной избиратель.
Состав формальный. Преступление признается оконченным с момента совершения действий, препятствующих реализации прав избирателей или работе соответствующей комиссии, независимо от того, насколько успешными были преступные действия виновного лица.
Субъективная сторона предполагает прямой умысел, которым охватывается конкретный вариант воспрепятствования проведению выборов или референдума, и желание совершить подобные действия вне зависимости от мотивов, которыми руководствовался виновный субъект.
В части 2 статьи 141 описываются те же деяния:
— соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия или с угрозой его применения;
— совершенные лицом с использованием своего служебного положения
— либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
В качестве квалифицирующего признака в этой норме прежде всего фиксируется один из четырех специальных способов воспрепятствования избирательным правам.
При этом подкуп означает обещание или предоставление избирателю, кандидату в депутаты или члену избирательной комиссии (комиссии референдума) вознаграждения либо услуг имущественного характера за желательное виновному поведение (угодное лицу голосование „за“ или „против“, неявка на избирательный участок или участок по проведению референдума, снятие своей кандидатуры в депутаты и т.п.).
Обман предполагает введение в заблуждение относительно места, времени и порядка голосования, личности соответствующего кандидата в депутаты, а равно заполнение бюллетеня без учета воли слепого или неграмотного избирателя.
Принуждение может осуществляться путем нарушения или угрозы нарушения законных прав и интересов принуждаемого, например увольнения или угрозы увольнения с работы, уничтожения или угрозы уничтожения имущества.
Применение насилия охватывает собой любое физическое воздействие на гражданина или члена избирательной комиссии (от удерживания, нанесения удара или побоев до причинения вреда здоровью любой тяжести или лишения жизни). Если примененное насилие причинило тяжкий либо средней тяжести вред здоровью или связано с убийством, то содеянное квалифицируется по совокупности со статьей 111, 112 или 105. Причинение же в результате насильственных действий легкого вреда здоровью полностью охватывается признаками части 2 статьи 141. Точно так же поглощается составом воспрепятствования осуществлению избирательных прав угроза применения насилия, которая должна носить реальный характер и создавать у избирателя или члена избирательной комиссии опасение за свою безопасность.
Второй квалифицирующий признак предполагает, что должностное лицо, руководящий служащий негосударственной организации или даже рядовой работник использует свои служебные полномочия для создания препятствий реализации избирательных прав граждан или деятельности избирательной комиссии (комиссии по проведению референдума). Например, непосредственный руководитель может не отпустить своих подчиненных с непрерывным циклом работы на избирательный участок, а вахтер организации, где размещается избирательная комиссия, способен не допустить граждан в помещение для сверки со списком избирателей. Точно так же руководящий работник организации может воспрепятствовать размещению комиссии в соответствующих помещениях либо ограничить для нее пользование электроосвещением и т.п.
Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой характеризуется свойствами, зафиксированными в части 2 или 3 статьи 35. Для указанных групп требуется наличие двух или более вменяемых лиц, которые предварительно, на стадии приготовления к преступлению, договорились о совместном воспрепятствовании осуществлению избирательных прав или работе избирательной комиссии. Для организованной группы характерна ее устойчивость и произошедшее заранее объединение нескольких лиц для учинения рассматриваемого преступления. Каждый из участников таких групп согласованно выполняет свою роль в процессе воспрепятствования деятельности избирательной комиссии или отдельного избирателя.
Деяние, описанное в части 1 статьи 141, относится к категории преступлений небольшой тяжести, а в части 2 — средней тяжести.
В части 3 статьи 141 описан уголовно наказуемый вид воздействия „извне“ на осуществление установленных законодательством о выборах и референдумах полномочий избирательной комиссией, комиссией референдума.
В отличие от предусмотренных частях 1 и 2 актов поведения, речь здесь идет о нарушении избирательного права не конкретного гражданина-потерпевшего, а в целом избирателей. Вмешательство в нормальную деятельность соответствующих комиссий выражается:
— в требовании или указании по вопросам регистрации кандидатов; списков кандидатов, избирательных блоков; подсчета голосов избирателей, участников референдума; по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума. Субъектом преступного требования или указания выступает должностное лицо, понятие которого раскрывается в примечании 1 к статье 285;
— в неправомерном вмешательстве в работу Государственной автоматизированной системы РФ „Выборы“. Субъектом данного вида поведения помимо должностного лица может выступать любой служащий, использующий для этого свое служебное положение.
Состав — формальный. Преступление полагается оконченным с момента осуществления лицом соответствующих действий, независимо от того, оказалось ли такое поведение успешным.
Субъективная сторона выражается в прямом умысле. Мотивы поведения лица могут быть различными и на квалификацию содеянного влияния не оказывают, однако подлежат учету при индивидуализации наказания.
Деяние относится к категории преступлений средней тяжести.
Фальсификация избирательных документов, документов референдума (статья 142).
Деяние посягает на тот же объект уголовно-правовой охраны, охраняемый статьей 141, — власть народа, находящую свое высшее непосредственное выражение в референдуме или свободных выборах. Но если в статье 141 имеется в виду преступное нарушение механизма избирательной системы или организации референдума, так сказать, извне, из-за пределов такого механизма, то в статье 142 предполагается негативное воздействие на проведение выборов или референдума как бы изнутри, со стороны организаторов или функционеров соответствующих комиссий по проведению референдума или выборов либо членов инициативных групп.
Объективная сторона анализируемого посягательства описана альтернативно и выражается:
— в фальсификации избирательных документов или документов референдума (часть 1);
— в фальсификации подписей или заверении заведомо поддельных подписей (подписных листов) (часть 2);
— в незаконном изготовлении, а равно хранении или перевозке незаконно изготовленных бюллетеней для голосования (часть 3).
Под избирательными документами или документами референдума понимаются специально утвержденные Центральной избирательной комиссией РФ или избирательными комиссиями субъектов РФ формы бюллетеня для тайного голосования, протоколов голосования, удостоверений кандидатов в депутаты, списков избирателей, подписных листов в поддержку выдвигаемых кандидатов для их регистрации или в поддержку инициативы о проведении референдума и т.п.
Фальсификация иных материалов не образует преступления, предусмотренного статьей 142, и должна квалифицироваться по статье 292 (для членов комиссий) или по статье 327 (для членов инициативных групп).
Фальсификация избирательных документов заключается в их подлоге, исправлениях, подчистках, внесении в них неверных сведений о количестве явившихся избирателей и др.
Неправильный подсчет голосов предполагает указание в документах не соответствующего действительности числа голосов, поданных „за“ или „против“ тех или иных кандидатов в президенты РФ или на должность главы субъекта РФ либо в депутаты законодательного органа или органа местного самоуправления, а также „за“ или „против“ предложенных на референдуме решений федерального или местного значения.
Что касается неправильного установления результатов выборов или референдума, то речь идет об итогах голосования не только в масштабах государства, но и по отдельному избирательному участку, избирательному округу или региону. При этом не имеет значения, какими оказались конечные результаты голосования, был ли „избран“ или „прошел“ во второй тур голосования фактически отвергнутый избирателями претендент, оказался ли „одобренным“ вариант решения, реально не поддержанный гражданами, или же фальсификация ограничилась увеличением или уменьшением процента голосов, но не повлияла на окончательный исход голосования.
Совершение вышеуказанных действий независимо от того, как они реально повлияли на результаты голосования, образуют оконченное преступление.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом виновных лиц, которые заведомо осознают фактические обстоятельства использованного ими варианта и общественно опасный характер нарушения избирательного механизма и желают совершить ради этого соответствующие действия. Мотивы подобного поведения не влияют на квалификацию содеянного.
Статья 142 (часть 1) предполагает совершение преступления специальными субъектами, которыми могут быть только члены избирательной комиссии или члены комиссии по проведению референдума либо уполномоченные представители избирательных объединений (блоков, групп), а также кандидат или уполномоченный им представитель. Иные граждане способны выступать в роли организаторов, подстрекателей или пособников указанных специальных субъектов.
Подделка подписей или заверение заведомо поддельных подписей, подписных листов уголовно наказуемы при их совершении группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; посредством подкупа, принуждения, насилия или угрозы его применения, посредством уничтожения имущества или с угрозой его уничтожения; повлекшим существенное нарушение прав и законных интересов граждан, общества или государства.
Деяние, предусмотренное частями 1 — 3, относится к категории преступлений средней тяжести.
Фальсификация итогов голосования (статья 142.1).
Предметом воздействия противоправного поведения выступают:
— бюллетени;
— сведения об избирателях, участниках референдума;
— списки избирателей, участников референдума;
— голоса избирателей, участников референдума;
— протокол об итогах голосования;
— итоги голосования, результаты выборов, референдума.
Объективная сторона слагается из следующих альтернативного характера действий:
— включение неучтенных бюллетеней (в число использованных при голосовании);
— предоставление заведомо неверных сведений (об избирателях, участниках референдума);
— неправильное (заведомо) составление списков (избирателей, участников референдума), выражающееся во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, или вымышленных лиц;
— фальсификация подписей (избирателей, участников референдума в списках избирателей, участников референдума);
— замена действительных бюллетеней (с отметками избирателей, участников референдума);
— порча бюллетеней (приводящая к невозможности определить волеизъявление избирателей, участников референдума);
— незаконное уничтожение бюллетеней;
— неправильный (заведомо) подсчет голосов (избирателей, участников референдума);
— подписание протокола об итогах голосования (до подсчета голосов или установления итогов голосования);
— не соответствующее действительным итогам голосования, неверное (заведомо) составление протокола об итогах голосования;
— незаконное внесение в протокол об итогах голосования изменений (после его заполнения);
— неправильное (заведомо) установление итогов голосования, определение результатов выборов, референдума.
Состав — формальный. Для констатации преступления как оконченного деяния достаточно самого по себе факта совершения одного из указанных выше действий.
Субъект преступления — специальный. Им может быть только лицо, управомоченное на работу с указанными предметами — бюллетенями, списками, протоколами и т.п. (то есть члены избирательной комиссии, комиссии по проведению референдума).
Субъективная сторона выражается в прямом умысле, что, в частности, подтверждается указанием в диспозиции статьи на заведомость. Мотивы преступления на признание поведения преступным не влияют, сказываясь лишь на мере ответственности.
Деяние относится к преступлениям средней тяжести.