Корпоративная социальная ответственность
Некоммерческие организации с коммерческими компонентами
К этому типу относятся некоммерческие организации, которые занимаются отдельными видами коммерческой деятельности с целью получения прибыли. Эта деятельность интегрирована в основное направление активности организации. Как правило, доходы от нее сравнительно незначительны. К. Альтер выделяет 2 типа такой коммерческой активности:
нацеленная на покрытие издержек (или их части) на осуществление некоммерческой социальной деятельности, при этом коммерческая деятельность явно интегрирована в социальную;
нацеленная на получение дохода - в этом случае коммерческая деятельность не обязательно должна быть интегрирована в социальную
Для того, чтобы наглядно продемонстрировать разницу между некоммерческими организациями с коммерческими компонентами и социальными предприятиями, автор приводит следующий пример.
Национальный зоопарк Вашингтона (США) занимается продажей посетителям слоновьего навоза как экзотического удобрения. Эта деятельность не рассматривается зоопарком как бизнес и приносит незначительный доход, не способный покрыть значительной доли общих издержек организации.
Напротив, в зоопарке Бангкока (Таиланд), придумали, как использовать тот же материал с серьезной выгодой - производя из него высококачественную бумагу ручной работы. Зоопарк даже закупает слоновий навоз у других зоопарков и питомников. Эта деятельность приносит значительный доход, который позволяет покрывать издержки на ряд других направлений деятельности организации.
Таким образом, первый случай (зоопарк Вашингтона) можно рассматривать как в целом некоммерческую организацию с отдельными коммерческими активностями, а зоопарк Бангкока - как полноценное социальное предприятие.
Социальные предприятия
Социальное предприятие - это коммерческая организация, созданная в социальных целях (смягчение/сокращение масштабов социальных проблем или провалов рынка) и для создания общественного блага. При этом, для такого предприятия характерны финансовая дисциплина, инновационная активность и решительность частной рыночной компании.
Социальные предприятия используют предпринимательский и рыночный подходы, инновации для создания общественного блага и стимулирования социальной эволюции. Как правило, такие предприятия характеризуются следующими атрибутами:
социальная цель: компания создается для создания социальных эффектов и перемен за счет решения социальных проблем или устранения провалов рынка.
□ предпринимательские методы работы: использование предпринимательского и рыночного подходов, инноваций, стратегического планирования, дисциплины и решительности, характерных для коммерческих компаний.
общественная собственность: акцент на общественном характере создаваемых благ и общественном управлении (не обязательно закрепленном юридически).
Социально-ответственный бизнес
К этой форме организаций относятся компании, которые имеют двойственные цели: получение прибыли в интересах акционеров/собственников и создание общественного блага. У таких компаний могут заметно различаться как степень влияния рыночных стимулов на принятие решений, так и объемы средств, затрачиваемых на социальные функции.
Социально-ответственные компании прямо включают в свои миссии социальные компоненты и готовы отказаться от прибыли для их реализации В отдельных случаях социально-ответственное предприятие может рассматриваться как социальное предприятие, в частности, если оно является дочерней структурой некоммерческой компании, созданной для зарабатывания средств на реализацию миссии материнской компании (это относится, например, к приведенному выше примеру зоопарка Бангкока).
Корпоративная социальная ответственность
Корпоративной социальной ответственностью принято называть активность коммерческих компаний, которые стремятся к извлечению прибыли, но при этом участвуют в благотворительности. Эта деятельность может приносить организации выгоду. повышая ее капитализацию. Так называемая «стратегическая филантропия» помогает компаниям максимизировать прибыль и достигать рыночных целей, параллельно решая задачи социального развития. Это может заключаться, например, в запуске грантовых программ, волонтерстве или спонсорстве. Такая активность положительно сказывается на имидже,мотивирует персонал и. таким образом, способствует достижению бизнес-результатов.
Таковы основные типы организаций, которые сочетают в своей деятельности коммерческие и социальные компоненты.
В заключение приведем обобщающее определение и критерии социального предпринимательства, по которым в исследовательском сообществе к настоящему времени в целом достигнут консенсус. Это определение, в частности, приводится в работе К. Альтер и в книге «Социальное предпринимательство в России и в мире. Практика и исследования» (Московская, 2011):
«Социальное предпринимательство - это новый способ социально-экономической деятельности, в котором соединяется социальное назначение организации с предпринимательским новаторством и достижением устойчивой самоокупаемости. В его основе лежит функционирование так называемых социальных предприятий - предприятий, созданных с целью решения определенной социальной проблемы или проблем, действующих на основе инноваций, финансовой дисциплины и порядка ведения дел, принятого в частном секторе».
Соответственно, в качестве 3 ключевых признаков социального предприятия выделяются:
(1)Социальная миссия главенствует над коммерческой составляющей (предприятие создается и имеет своей целью, в первую очередь, решение или смягчение какой-либо социальной проблемы).
(2)Предприятие является устойчивым - оно самоокупаемо и конкурентоспособно (в основном доход генерируется за счет продажи товаров и услуг, что, впрочем, не исключает получения грантов или пожертвований благотворителей).
(3)Социальные и экономические ресурсы комбинируются инновационным образом, что необходимо для достижения финансовой устойчивости и выполнения социальной миссии. Отдельно стоит упомянуть также такое качество этой инновационной модели, как способность к тиражированию -возможности решить с ее применением сходную социальную проблему в другом городе, регионе.