Сценарии стратегического развития Выборгского муниципального района

С учетом базовых сценариев стратегического развития Ленинградской области, Санкт-Петербурга и Российской Федерации, во многом отвечающих современным вызовам мировой экономики и политики, в Стратегии социально-экономического развития Выборгского муниципального района рассмотрены четыре сценария развития муниципального образования, в основе которых лежат варианты принципов социально-экономической политики, обеспечивающей эффективную реализацию приоритетных направлений развития в условиях ускоренного развития.

В основе формирования сценариев стратегического развития заложены следующие основные условия:

· Выявление и сохранение достигнутых положительных результатов социально-экономического развития, лучших традиций в эффективной реализации приоритетных направлений социально-экономического развития.

· Учёт накопленного ресурсного потенциала, конкурентных преимуществ и стратегических направлений развития городских и сельских поселений, учёт интересов развития основных субъектов экономического комплекса (крупных предприятий и организаций, расположенных на территории муниципального района, субъектов естественных монополий).

· Учёт современных трендов развития внешней среды, основных тенденций и проблем социально-экономического развития Ленинградской области, Санкт-Петербурга и Российской Федерации.

· Учёт интересов внешних субъектов стратегического планирования и действующих документов стратегического развития федерального и регионального уровней (Российской Федерации, Ленинградской области и Санкт-Петербурга).

При выборе стратегических направлений социально-экономического развития района учитывались как традиционные факторы (такие, как экономико-географическое положение, наличие природных ресурсов), так и новые, которые во многом будут формировать темпы развития в ближайшее десятилетие. К числу подобных факторов относится тот финансово-экономический кризис, который в настоящее время переживает Российская Федерация, и последствия которого, даже после его завершения, будут влиять на развитие Ленинградской области и Выборгского района.

Возможные сценарии (варианты) развития района в стратегической перспективе сформулированы, исходя из вариантов ответов на следующие вопросы:

1. Какие факторы и условия принимаются в качестве ведущих?

2. Какие принимаются направления использования имеющихся территориальных ресурсов?

3. Какие ограничения имеются в социально-экономическом развитии, использовании природно-ресурсного потенциала?

4. Какие приоритеты устанавливаются в распределении финансовых ресурсов, инвестиций?

5. Какие предусматриваются направления подготовки и использования потенциала трудовых ресурсов?

6. Какие принимаются направления обеспечения экономического роста и занятости?

Каждый сценарий предполагает соответствующее управление факторами, условиями и ресурсами развития и каждый из них ориентируется на достижение стратегических целей развития района, однако сроки и степень достижения целевых ориентиров при разных сценариях будут различны.

Сценарий 1 - «инерционный» (или вариант оперативного реагирования).

Район развивается на основе сохранения сложившейся структуры экономики, значимости отдельных элементов градообразующей базы. Новое промышленное строительство осуществляется, главным образом, в рамках модернизации существующих предприятий и объектов. Постепенно преодолеваются осложнения, вызванные финансово-экономическим кризисом. Происходит упорядочение отношений землепользования и пространственной организации района, экологической ситуации. Также постепенно улучшается ситуация с газоснабжением, энергоснабжением, состоянием внутренней транспортной сети. Усиливается роль района как места временного проживания петербуржцев. Сохраняется существенная дотационность бюджета и зависимость ресурсов социального развития и территориальной инфраструктуры от внешней финансовой помощи. Рост производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве в сочетании с ограниченностью местной ресурсной базы и другими факторами приводит к высвобождению работников из этих отраслей. Традиционная структура хозяйства не создает достаточной мотивации для привлечения освободившейся рабочей силы и местной молодежи. В связи с этим усиливается отток местного населения. Продолжится, хотя и в меньших размерах, приток в район различных категорий населения из других регионов России и стран СНГ, которые будут составлять основную часть занятых в строительстве, сельском хозяйстве, коммунальном хозяйстве. Все это в сочетании с продолжающейся естественной убылью населения приводит к снижению его численности к 2020 г. до ~ 200,9 тыс. человек. К 2025 г. – до ~ 196,3 тыс. человек.

Сценарий 2 – умеренное развитие[13] путем инноваций и диверсификации экономики (реалистичный сценарий).

Наряду с сохранением основных элементов существующей градообразующей базы и мероприятиями по совершенствованию пространственной организации и территориальной инфраструктуры (т.е. тем, что предполагается по сценарию 1), предусматривается постепенная диверсификация экономики в сочетании с существенным внедрением инновационных технологий, что приведет к повышению качественного уровня мест приложения труда. Это позволит существенно уменьшить отток молодых трудоспособных контингентов и искусственно не увеличивать приток населения извне. Повысится экономическая и финансовая устойчивость района. Создадутся более благоприятные социально-экономические условия для демографического развития и роста численности населения за счет минимизации объемов естественной убыли населения и ее компенсации за счет положительного сальдо миграции. Данный вариант потребует диверсификации структуры и качества рабочих мест на существующих предприятиях, существенного улучшения условий труда и привлекательности (престижности, имиджа) конкретных видов рабочих мест. Необходимы будут усилия администрации района по привлечению инвесторов для создания новых инновационных предприятий небольшого и среднего масштабов, в том числе в обрабатывающей промышленности, приборостроении, транспортно-логистической области, информационно-инновационной сфере. Для этого, уже в настоящее время предполагается создание ряда новых промышленных зон и площадок по всей территории района, которые при данном сценарии развития необходимо обустроить, как с точки рения инженерной инфраструктуры, так и транспортной доступности. Целесообразно стимулировать создание качественно новых изделий и видов производства на существующих предприятиях (высококачественные стройматериалы из камня и древесины, экологически чистые пищевые продукты, изделия домашнего обихода, мебель и пр.). Потребуется существенное улучшение сети и качества автодорог, социально-культурного облика и благоустройства населенных пунктов. Это, вместе с реализацией проекта «Концепции сохранения исторической части города Выборга», послужит увеличению привлекательности района для отдыха и туризма и, соответственно, еще более увеличит туристско-рекреационные потоки в район.

Дотационность бюджета сохраняется, однако размеры ее снижаются. Численность населения района сохраняется на уровне не меньше существующего и может достигнуть 205,3 тысячи человек к 2020 году. В дальнейшем продолжится плавный рост численности населения: 205,7 тыс. человек к 2025 г.

Сценарий 3 - вариант индустриального развития.Предполагает привлечение крупномасштабных инвестиций и создание нескольких крупных предприятий, в том числе нетрадиционной для района отраслевой принадлежности, на основе кооперации с промышленностью Санкт-Петербурга и иностранными, в первую очередь, финскими фирмами. Например: производство оборудования для деревоперерабатывающей промышленности, строительного комплекса, сборочные производства, пищевые производства, направленные на замещение выпадающих импортных товарных позиций, промышленность строительных материалов и др. Условием реализации этого направления является существенное улучшение транспортной инфраструктуры, в том числе опережающее развитие морских портов, транспортно-логистических центров, качественное улучшение энергообеспечения и водоснабжения, развитие строительных организаций, проведение затратных энергосберегающих мероприятий, значительной работы по подготовке и переквалификации местных кадров.

Вместе с тем, при реализации сценария, могут возникнуть новые проблемы социально-экономического развития.Местная молодежь лишь частично привлекается на новые рабочие места из-за недостаточной подготовленности к работе, требующей специальной подготовки и высокой квалификации. Персонал, работающий на строящихся крупных предприятиях, привлекается в основном из-за пределов района. Численность мигрантов из ближнего зарубежья существенно возрастает. Они составляют до одной четверти населения района. Этому способствует тот факт, что местное население более активно мигрирует в направлении Санкт-Петербурга, приобретая жилье в его пригородах и оказываясь налогоплательщиками других территорий. Увеличивается доля городского населения. Агропромышленный комплекс теряет существенную часть трудовых и иных ресурсов развития. Менее интенсивно развивается и туристско-рекреационная функция. Сокращаются темпы роста количества коттеджных поселков. Уменьшается приток трудовых ресурсов в индустрию туризма. Дотационность бюджета снижается. Общая численность населения увеличивается к 2020 г. может превысить 209 тыс. чел., далее в течение 2025 г. превысить цифру 213 тыс. чел.

Сценарий 4 – форсированный инновационный (вариант форсированного инновационного развития района как индустриально-транспортного и логистического центра). Ключевым моментом в реализации этого варианта социально-экономического развития района является изменение транспортно-географического положения района и форсированное развитие его транспортных функций с соответствующим изменением структуры всего хозяйственного комплекса, что представляется крайне маловероятным. В числе главных направлений такого развития:

1) увеличение пропускной способности транспортных магистралей по направлениям: Санкт-Петербург – Хельсинки, Петрозаводск – Приозерск –Выборг; Выборг – Лаппеэнранта, Выборг – Светогорск – Иматра, Приозерск – Светогорск – Иматра; Санкт-Петербург – Приморск – Выборг;

2) строительство подъездных железнодорожных путей к промышленным площадкам;

3) строительство крупных транспортно-логистических комплексов в местах пересечения транспортных коммуникаций и в приграничных районах – Торфяновка, урочище Сосновское (МАПП Брусничное), Светогорск;

4) дальнейшее строительство портовых сооружений на берегу Финского залива с расширением портовых комплексов, возможное сооружение завода по производству СПГ на территории Селезневского сельского поселения.

5) реконструкция и начало эксплуатации аэропорта Вещево для развития местной гражданской авиации и авиационных грузоперевозок.

Обслуживание развивающегося транспортного комплекса обусловит появление новых предприятий, которые также будут предлагать рабочие места для местного населения.

Названный вариант не предполагает ликвидации прежней производственной специализации. Продолжают работать действующие предприятия. Суммарный объем инвестиций во много раз превысит существующий уровень, что потребует привлечения крупных стратегических инвесторов. Масштабное капитальное строительство потребует привлечения значительного количества рабочей силы из-за пределов района и проведения затратных мероприятий по защите ландшафтов, водных бассейнов, применения экологосберегающих технологий в строительстве. Существенно увеличится доходная база бюджета района, который станет самодостаточным. При таком сценарии можно ожидать увеличения численности населения до 213-215 тыс. человек к 2020 г., и до 230 тыс. человек в 2025г.

Далее в табличной форме представлены:

§ сравнительная характеристика сценариев стратегического развития

§ сравнительный анализ и риски для каждого из сценариев в виде SWOT-анализа

§ важнейшие условия для реализации сценариев развития

§ индикативно-прогнозные показатели экономической и социальной эффективности сценариев развития

Администрацией Выборгского муниципального района определен сценарий стратегического развития «Индустриальный».

Таблица 23.

Описание альтернативных сценариев развития

  Сценарий 1 Сценарий 2 Сценарий 3 Сценарий 4
Основные гипотезы Ориентация на поддержку региональных и федеральных приоритетов экономического развития (приоритет: развитие транспортно-логистического комплекса, целлюлозно-бумажной промышленности, добывающей промышленности (нерудные материалы),пищевое производство, обработка древесины, машиностроение, политика выравнивания уровня жизни в сельской местности с развитием традиционных отраслей промышленности и сельского хозяйства, туристско-рекреационного комплекса) Формирование местных точек экономического роста в условиях постепенной диверсификации экономики в сочетании с существенным внедрением инновационных технологий. Стимулирование развития инновационной экономики на всей территории ВМР с созданием мест приложения труда на территории района и формированием многоотраслевого экономического комплекса г. Выборг – подбор проектов под намеченные площадки развития (точки роста) Приоритет реализации точечных комплексных проектов развития на территории ВМР с привлечением крупномасштабных инвестиций и созданием нескольких крупных предприятий, в том числе нетрадиционной для района отраслевой принадлежности. Предлагаем площадки под конкретные проекты развития Изменение структуры хозяйственного комплекса района на основе изменения его транспортно-географического положения и форсированного развития его транспортных функций. Многократный рост объема инвестиций, привлечение крупных стратегических инвесторов, масштабное капитальное строительство, привлечение значительного количества рабочей силы из-за пределов района. Крупные проекты развития определяют местоположение и размер площадок.
         
Предпосылки к реализации Сценарий основан на политике выравнивания уровня социально-экономического развития городских и сельских поселений без формирования местных полюсов роста с созданием равномерных условий социально-экономического развития всей территории муниципального района. Полюсом экономического роста становится фактически только город Выборг. Сценарий основан на сложившихся тенденциях социально-экономического развития, диверсификации структуры экономики и сохранении и развитии положительного опыта реализации инвестиционной политики в последние годы, подтверждающем высокую эффективность взаимодействия с инвесторами Сценарий основан на использовании подхода поляризованного развития в стратегическом планировании развития территории Сценарий основан на ускоренной диверсификации структуры экономики и активизации инвестиционной политики на основе существенного изменения транспортно-географического положения территории
Влияние сценария на:
- экономику муниципального образования (в том числе по видам экономической деятельности) Сохранение сложившейся структуры экономики, промышленное развитие осуществляется преимущественно в рамках модернизации существующих предприятий и объектов. Развитие многоотраслевого экономического комплекса ВМР с полюсом экономического роста в МО «Город Выборг» с определением для выбранных «точек экономического роста» приоритетной экономической специализации: промышленной, сельскохозяйственной, туристско-рекреационной или специализация на развитии комплекса придорожного обслуживания в зоне влияния транспортных коридоров Развитие многоотраслевого экономического комплекса ВМР с полюсом экономического роста в МО «Город Выборг» с концентрацией индустриального развития в ряде приоритетных промышленных зон, а также с реализацией на территории всех поселений единой политики экономического развития, которая позволяет потенциальным инвесторам самостоятельно определять место реализации проектов в различных сферах; основные направления экономической политики заключаются в концентрации усилий на создании единых условий высокой инвестиционной привлекательности территории за счет развития инфраструктуры Развитие многоотраслевого экономического комплекса ВМР на основе кратного роста инвестиционной активности Реализация на территории всех поселений единой политики экономического развития, которая позволяет потенциальным инвесторам самостоятельно определять место реализации проектов в различных сферах; основные направления экономической политики заключаются в концентрации усилий на создании единых условий высокой инвестиционной привлекательности территории за счет развития инфраструктуры.
- инвестиционную активность предприятий Сохранение единых условий для инвестиционной активности предприятий на территории ВМР, инвестиции преимущественно за счет собственных средств предприятий и участия в целевых программах Повышение инвестиционной активности, сконцентрированное в «точках роста» Повышение инвестиционной привлекательности территории стимулирует появление новых предприятий на территории ВМР и в целом повышение инвестиционной активности с использованием современных механизмов взаимодействия между предприятиями и органами власти (в т. ч. муниципально-частное партнерство) Изменение транспортно-географического положения предопределяет резкий рост объемов инвестиций, повышение инвестиционной привлекательности территории стимулирует появление новых предприятий на территории ВМР и в целом повышение инвестиционной активности с использованием современных механизмов взаимодействия между предприятиями и органами власти (в т. ч. муниципально-частное партнерство), использование агломерационного эффекта как источника инвестиций
- занятость Создание новых мест приложения труда преимущественно за счет развития малого и среднего бизнеса в отраслях экономической специализации и смежных сферах услуг – зависит от активности ОМСУ городских и сельских поселений Создание новых мест приложения труда в первую очередь в «точках роста» при реализации соответствующих мероприятий со стороны администрации ВМР, разработке программ (в т.ч. развитие бизнес-инкубаторов, стимулирование развития кооперации между крупным и малым бизнесом, муниципальный заказ) Приоритетная работа с крупными и средними инвесторами, способными создать новые места приложения труда, привлекательные даже для жителей Санкт-Петербурга, а также поддержка развития малого бизнеса Приоритетная работа с крупными и средними инвесторами, способными создать новые места приложения труда, привлекательные даже для жителей Санкт-Петербурга, привлечение значительного количества рабочей силы из-за пределов района
- доходы населения Основные источники роста доходов населения – предпринимательская активность, самозанятость, повышение квалификации, политика приближения мест приложения труда к местам проживания, следовательно – от экономической активности каждого поселения в большей степени зависит уровень доходов жителей поселения Более высокие темпы роста доходов населения в «точках роста» с постепенным выравниванием уровня жизни в зонах влияния «точек роста» Повышение уровня мобильности населения позволит жителям муниципального района выбирать конкурентоспособные места приложения труда, в том числе на территории соседних поселений ВМР, уровень доходов населения не имеет прямой зависимости от развития экономики поселения Повышение уровня мобильности населения позволит жителям муниципального района выбирать конкурентоспособные места приложения труда, в том числе на территории соседних поселений ВМР, уровень доходов населения не имеет прямой зависимости от развития экономики поселения
- доходы бюджета Рост налоговых доходов бюджета, сохранение дотационной составляющей Рост налоговых доходов бюджета, дисбаланс в сторону поселений, которые являются «точками роста», сохранение дотационной составляющей Рост налоговых и неналоговых доходов бюджета. Дотационность бюджета снижается Существенное увеличение доходной базы бюджета, который становится самодостаточным
- экологию Реализация единой экологической политики на территории ВМР с особым вниманием на полюс роста – МО «Город Выборг» и поселения, в которых концентрируется промышленное производство и инвестиционная активность (Светогорск, Каменногорск, Высоцк, Приморск) Повышение нагрузки на окружающую среду в «точках роста», необходимо уделять особое внимание вопросам экологии в «точках роста» Повышение нагрузки на окружающую среду в «точках роста», совместное решение проблем утилизации бытовых и промышленных отходов с Санкт-Петербургом, внимание состоянию водных бассейнов (уровню загрязнения вод Финского залива и внутренних водоемов ВМР), взаимодействие с Финляндией в области охраны бассейна р. Вуокса от загрязнения, совместное решение проблем экологии с инвесторами, активная переработка отходов птицефабрик Повышение нагрузки на окружающую среду в «точках роста», совместное решение проблем утилизации бытовых и промышленных отходов с Санкт-Петербургом, внимание состоянию водных бассейнов (уровню загрязнения вод Финского залива и внутренних водоемов ВМР), взаимодействие с Финляндией в области охраны бассейна р. Вуокса от загрязнения, совместное решение проблем экологии с инвесторами, активная переработка отходов птицефабрик
- иные значимые для муниципального образования сферы (сезонное население) Сложно контролируемое развитие садоводств, стимулирующее спрос на территории ВМР на сферу услуг   Совместное решение вопросов развития садоводств и рекреационных зон, ориентированных на жителей Санкт-Петербурга с Санкт-Петербургом Совместное решение вопросов развития садоводств и рекреационных зон, ориентированных на жителей Санкт-Петербурга с Санкт-Петербургом
Риски, связанные с реализацией сценария § Рост различий уровня жизни, бюджетной обеспеченности между поселениями ВМР и сложившимися полюсами роста (Выборг, Высоцк, Приморск, Каменногорск, Светогорск), рост диспропорции между городским и сельским населением по уровню дохода; § Снижение эффективности социально-экономической политики из-за «рассредоточения» средств (равномерное развитие территории) и риски получить незавершенные проекты в связи с прекращением финансирования, затянутыми сроками реализации, изменениями государственной политики, то есть наиболее сильная зависимость социально-экономического развития от внешних факторов. § Углубление дифференциации в уровне социально-экономического развития между «точками роста» и остальной территорией ВМР; § Инерционность и пассивность в развитии территории, особенно сельских поселений. § Риски снижения инвестиционной привлекательности территории в связи с недостатком инфраструктурно подготовленных площадок; § Углубление дифференциации в уровне социально-экономического развития поселений в зависимости от реализации проектов. § Усугубление экологических проблем в точках роста § Рост численности мигрантов из ближнего зарубежья, что может привести к росту межнациональной напряженности, конфликтам. § Увеличение доли городского населения, стягивание населения в точках роста и потеря агропромышленным комплексом существенной части трудовых и иных ресурсов развития. § Сокращение темпов развития в сфере туризма и отдыха на фоне индустриализации территории ВМР. § Риски снижения инвестиционной привлекательности территории в связи с недостатком инфраструктурно подготовленных площадок; § Углубление дифференциации в уровне социально-экономического развития поселений в зависимости от реализации проектов. § Избыточный экологический прессинг, необходимость проведения затратных мероприятий по защите ландшафтов, водных бассейнов, применения экологосберегающих технологий в строительстве § Рост численности мигрантов из ближнего зарубежья, что может привести к росту межнациональной напряженности, конфликтам. § Увеличение доли городского населения, стягивание населения в точках роста и потеря агропромышленным комплексом существенной части трудовых и иных ресурсов развития. § Сокращение темпов развития в сфере туризма и отдыха на фоне индустриализации территории ВМР.
Основные риски в условиях неблагоприятных трендов развития мировой экономики § Сохранение и усугубление накопленных проблем развития коммунальной и социальной инфраструктур, уровня жизни населения, особенно в сельской местности § Закрытие неконкурентоспособных производств § Конкуренция со стороны экономики Санкт-Петербурга в качестве мест приложения труда § Сохранение проблем отставания инфраструктурного развития и уровня жизни в тех поселениях, которые не вошли в «точки роста» § Недостаток бюджетных средств на создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры для приоритетных инвестиционных площадок, снижение их инвестиционной привлекательности. § Реализация сценария в полном объеме в условиях неблагоприятных трендов развития мировой экономики становится труднореализуемой
Основные риски в условиях средних темпов развития мировой экономики § Сохранение и усугубление накопленных проблем развития коммунальной и социальной инфраструктур в поселениях, проявляющих пассивную политику социально-экономического развития § Сохранение и усугубление накопленных проблем развития коммунальной и социальной инфраструктур в поселениях, проявляющих пассивную политику социально-экономического развития § Умеренный темп развития территории ВМР на фоне МО «Город Выборг», риски «перетягивания ресурсов» в сторону административного центра района и конкуренция с соседними муниципальными районами Ленинградской области за реализацию проектов § Умеренный темп развития сельских поселений ВМР на фоне городских, риски «перетягивания ресурсов» в города-точки роста
Основные риски в условиях высоких темпов развития мировой экономики § Отставание темпов инфраструктурного развития поселений от потребностей реализации проектов социально-экономического развития, и, как следствие, потеря их конкурентоспособности § Углубление дифференциации в уровне социально-экономического развития между «точками роста» и остальной территорией ВМР § Конфликт интересов и конкуренция за площадки между различными инвесторами § Конфликт интересов и конкуренция за площадки между различными инвесторами


Таблица 24

SWOT-анализ сценариев развития

Наши рекомендации