Льготы по транспортному налогу
В главе 28 НК РФ предусмотрены два варианта освобождения налогоплательщиков от обязанности по уплате транспортного налога.
Во-первых,в ст. 356 НК РФ предусматривается возможность установления налоговых льгот на региональном уровне - в законах субъектов Российской Федерации по транспортному налогу.
Во-вторых, в п. 2 ст. 358 НК РФ приведен перечень транспортных средств, которые не признаются объектами налогообложения по транспортному налогу. Следует отметить, что такое извлечение транспортных средств из объектов налогообложения в главе 28 НК РФ не поименовано как льгота. Но необходимо признать, что подобный способ ограничения налогооблагаемых объектов (так же, как и льгота) в итоге приводит к освобождению определенного круга налогоплательщиков (а именно владельцев транспортных средств, указанных в п. 2 ст. 358 НК РФ) от уплаты транспортного налога.
Пунктом 2 ст. 358 НК РФ установлен перечень транспортных средств, не являющихся объектами налогообложения.
Этот перечень транспортных средств, освобождаемых от налогообложения, является закрытым. Транспортные средства, не подлежащие обложению транспортным налогом, согласно Налоговому кодексу РФ подразделяются на восемь категорий.
Весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил.
По общим правилам к весельным лодкам относятся водные транспортные средства, не имеющие двигателей. Следовательно, те юридические и физические лица, в собственности которых находятся весельные лодки, не должны исчислять по указанным объектам транспортный налог.
При отнесении моторных лодок к объекту налогообложения принципиальное значение имеет мощность их двигателя. В связи с этим владельцам моторных лодок (как юридическим, так и физическим лицам) необходимо обратить внимание на мощность двигателя, которая указана в паспорте транспортного средства. Если мощность двигателя моторной лодки не превышает 5 лошадиных сил, она не является объектом налогообложения. Если же в паспорте моторной лодки указана мощность двигателя свыше 5 лошадиных сил, то она признается объектом налогообложения по транспортному налогу.
Автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.
Инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях. В настоящее время в связи с прекращением производства автомобилей марки «Запорожец» инвалиды обеспечиваются автомобилями марки «Ока» и «Таврия», которые выдаются на семь лет.
К категориям лиц, имеющих право на получение (приобретение) легковых автомобилей через органы социальной защиты населения, относятся, в частности:
- граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы или иных причин;
- инвалиды Великой Отечественной войны исемьи погибших военнослужащих;
- лица, подвергшиеся политическим репрессиям, и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.
Чтобы подтвердить право на освобождение от транспортного налога, налогоплательщик должен представить в налоговую инспекцию документы, подтверждающие получение (приобретение) указанного легкового автомобиля через органы социальной защиты населения.
Данное право на освобождение от транспортного налога распространяется только на физических лиц - инвалидов. Ни организации, использующие труд инвалидов, ни общественные организации инвалидов этим правом воспользоваться не могут.
Промысловые морские и речные суда.
Чтобы воспользоваться освобождением от транспортного налога по данному основанию, налогоплательщику необходимо (а впрочем, и достаточно) подтвердить, что судно соответствует понятию «промысловое морское судно» или «промысловое речное судно».
Под судами рыбопромыслового флота понимаются обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для промысла водных биологических ресурсов, а также приемно-транспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения.
Под рыболовным судном понимается судно, используемое для промысла рыбы, китов, тюленей, моржей и иных водных биологических.
Пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.
Данной нормой могут воспользоваться только юридические лица. На физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) вышеуказанная норма по освобождению от исчисления и уплаты транспортного налога не распространяется.
В организации, которая претендует на использование данного освобождения по транспортному налогу, должны единовременно соблюдаться следующие условия:
1) транспортное средство является пассажирским или грузовым морским, речным или воздушным судном;
2) основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских или грузовых перевозок;
3) транспортное средство принадлежит организации на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Чтобы решить вопрос, имеет ли право организация в отношении морского, речного или воздушного судна воспользоваться освобождением по транспортному налогу, надо сначала определить, подпадает ли это транспортное средство под понятие пассажирского или грузового судна. После определения категории судна следует убедиться, что осуществление пассажирских или грузовых перевозок является основным видом деятельности для организации.
Под деятельностью по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок следует понимать деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров перевозки в соответствии с главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Перевозка пассажиров, их багажа, грузов, почтовых отправлений, а также соответствующие договоры перевозки регламентируются:
- главами XIII и XIV Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
- главами VIII и IX Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации;
- главой XV Воздушного кодекса Российской Федерации.
В подтверждение того, что основным видом деятельности является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, организация должна представить:
1) учредительные документы организации (учредительный договор, устав и др.), согласно которым пассажирские и грузовые перевозки являются основным видом деятельности, целью создания организации;
2) действующую лицензию на осуществление пассажирских или грузовых перевозок.
О том, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, также свидетельствуют следующие данные:
- получение организацией выручки от пассажирских и грузовых перевозок;
- систематическое выполнение пассажирских и (или) грузовых перевозок в течение периода навигации (для водных транспортных средств);
- наличие установленной законодательством отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам пассажиров и (или) грузов.
К деятельности по осуществлению пассажирских и грузовых перевозок, в частности, относится и деятельность, связанная с перевозкой по договору фрахтования судна на время с экипажем (тайм-чартер).
Организациям, осуществляющим грузовые и пассажирские перевозки и претендующим на право не уплачивать транспортный налог, необходимо обратить внимание на следующий немаловажный момент. Налоговый кодекс предоставляет освобождение от транспортного налога только тем организациям, которые осуществляют пассажирские и грузовые перевозки на водных и воздушных судах, причем только в отношении данных транспортных средств. Если организация, осуществляющая такие перевозки, владеет другими транспортными средствами (например, ей принадлежат воздушные или водные суда, которые не используются для пассажирских и грузовых перевозок, либо наземные транспортные средства), то она обязана по этим транспортным средствам исчислять и уплачивать транспортный налог.
Освобождение от налогообложения не распространяется на организации, которые не заняты непосредственно осуществлением пассажирских и (или) грузовых перевозок, а занимаются иными видами деятельности на водных и воздушных судах. Так, не подпадает под освобождение от транспортного налога деятельность ресторанов и баров на борту судов, транспортная обработка грузов, хранение, деятельность по обеспечению лесосплава и прочая вспомогательная и дополнительная деятельность (лоцманская проверка, постановка судов в док, спасение судов, предоставление маневровых услуг, деятельность терминалов, деятельность туристических агентств и т. д.).
Последнее необходимое условие для права организации на освобождение от уплаты транспортного налога заключается в том, что водные и воздушные суда, используемые для осуществления пассажирских и грузовых перевозок, должны принадлежать организации на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
Следовательно, у организации, претендующей на освобождение от налога, должны быть в наличии правоустанавливающие документы, в которых содержится информация о том, какими правами обладает организация в отношении данного транспортного средства.
Тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохо-зяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.
Основными условиями для применения данного вида освобождения от налогообложения по транспортному налогу являются:
- специализированный тип транспортных средств, освобождаемых от налогообложения;
- регистрация специализированных транспортных средств на сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Согласно формулировке п. 2 ст. 358 НК РФ, такое освобождение от уплаты транспортного налога предоставляется сельскохозяйствен-ным товаропроизводителям. Иными словами, право на освобождение от налогообложения имеют как юридические, так и физические лица.
Чтобы воспользоваться освобождением от налога, сельскохо-зяйственным производителям необходимо убедиться в том, что используемая ими для сельскохозяйственных работ техника входит в перечень специализированных сельскохозяйственных транспортных средств.
Чтобы подтвердить статус сельскохозяйственного товаропроиз-водителя, налогоплательщик должен представить в налоговый орган расчет стоимости всей произведенной продукции с выделением доли произведенной сельскохозяйственной продукции. Эту долю можно определить по результатам деятельности за налоговый период. При этом стоимость произведенной в течение налогового периода продукции определяется исходя из цен реализации указанной продукции, сложившихся у сельхозпроизводителя в течение налогового периода.
Транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.
При определении федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, следует руководствоваться федеральными законами, а также соответствующими положениями. В них в отношении указанных органов должна быть предусмотрена военная служба. К числу таких структур относятся Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации и другие федеральные органы власти, в которых предусмотрена военная или приравненная к ней служба.
При этом под военной службой понимается особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в государственных структурах, перечень которых приведен в ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».