Вопрос 22. Правовое положение товарных бирж и биржевые сделки

Вопрос 21.

Основы правового регулирования оптового товарооборота заложены в Конституции РФ, закрепившей такие важнейшие принципы организации экономики России, как единство экономического пространства; свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; равная защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; право граждан на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью (ст. 8, 34). Провозглашая принцип: "разрешено все, что не запрещено законом", п. 2 ст. 34 Конституции РФ запрещает занятие экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Важное значение в регулировании правоотношений имеет ГК РФ, установивший, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, в том числе и участников оптового товарооборота, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Особое место в регулировании оптового товарооборота занимает Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в оптовом товарообороте и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. Статьи 5—10 Закона о конкуренции устанавливают запреты на действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, которые имеют или могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также недобросовестную конкуренцию.

В развитии оптового товарооборота немаловажную роль сыграли и Указы Президента РФ , например, "О свободе торговли» и Постановления Правительства.

Основными участниками оптового товарооборота являются изготовители товаров:производственные организации, производственные кооперативы, индивидуальные предприниматели; оптовые торговые и посреднические организации; индивидуальные предприниматели; потребители товаров: юридические лица и индивидуальные предприниматели, приобретающие товары для обеспечения собственной деятельности или для продажи товаров населению по договорам розничной купли-продажи.

К особым участникам оптового товарооборота относятся специальные субъекты— организаторы оптовой торговли, организованных рынков: товарные биржи, оптовые ярмарки, выставки-продажи, торги, аукционы, оптовые и специальные рынки.

Вопрос 22. Правовое положение товарных бирж и биржевые сделки

Товарная биржа - организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.

На Товарной бирже осуществляется оптовая торговля качественно однородными и легко взаимозаменяемыми товарами, преимущественно энергетическим сырьем (нефть, уголь) и сельскохозяйственными (семена, мясо, сахар, кофе и др.). Как правило, товар продается и покупается без предварительного его осмотра покупателем на основе ознакомления с качественными характеристиками товара по образцу, стандарту, описанию и т. п. Продается и покупается не конкретная партия, а установленное количество товара определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар. Биржевым товаром не могут быть недвижимое имущество и объекты интеллектуальной собственности.

Товарные биржи обладают специальной правоспособностью, так как вправе осуществлять деятельность, только непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли. Она не может осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, не связанную с организацией биржевой торговли, не вправе делать вклады, приобретать доли (паи), акции предприятий и организаций, если они не ставят целью осуществление биржевой торговли. Однако данное ограничение не распространяется на юридических и физических лиц, являющихся членами биржи. В настоящее время товарные биржи могут создаваться и действовать в форме некоммерческих партнерств, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) и автономных НКО.

Биржевой сделкой является зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов. Исходя из этого определения, основными признаками биржевых сделок являются: место заключения - биржевое собрание; субъекты - члены биржи, аккредитованные брокеры, постоянные и разовые посетители, являющиеся участниками биржевых торгов; объект - биржевые товары, допущенные к торгам; обязательная регистрация сделки в определенные сроки и в определенном порядке.

В ходе биржевых торгов, организуемых товарной биржей, могут совершаться сделки купли-продажи биржевого товара, а также Заключаться договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является биржевой товар. К договорам, являющимся производными финансовыми инструментами, заключаемым на биржевых торгах, применяются положения ст. 51 Федерального закона от 22 апреля 1996 Г. «О рынке ценных бумаг», если это не противоречит существу отношений, возникающих из таких договоров.

Участниками биржевой торговли могут совершаться сделки, связанные со следующими обстоятельствами:

- взаимная передача прав и обязанностей в отношении реального товара;

- взаимная передача прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки - форвардные сделки;

- взаимная передача прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара, а также коносаментов - фьючерсные сделки. Эти сделки предполагают уплату денежной суммы за товар через определенный срок после заключения сделки по цене, которая установлена в контракте, и имеют целью получение разницы в ценах, возникающей к сроку завершения сделки;

-уступка прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара − опционные сделки;

- другие сделки в отношении биржевого товара, контрактов или прав, установленные в правилах биржевой торговли.

Биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет биржи. Она не является участником правоотношений, возникающих в ходе биржевой торговли, и не несет ответственности за неисполнение обязательств по биржевым сделкам. Вместе с тем Закон о товарных биржах предусматривает ряд обязанностей биржи, направленных на установление определенных гарантий участникам биржевой торговли, в частности при совершении форвардных, фьючерсных и опционных сделок (ст. 28 Закона о товарных биржах).

Вопрос 23. Правовое положение ярмарок, торгово-промышленных выставок, публичных торгов, оптовых и специализированных рынков.

Оптовые ярмарки являются организаторами оптового оборота и представляют собой одну из форм организованных рынков по оптовой продаже и закупки товаров.

Развитие оптовых ярмарок в России тормозит отсутствие специального нормативного правового акта в виде федерального закона, регулирующего их деятельность. На законодательном уровне не определена даже организационно-правовая форма ярмарок. Ярмарки не являются юридическими лицами, хотя и обладают некоторой правосубъектностью.

К существенным признакам оптовых ярмарок относятся: их эпизодический характер; так как они проводятся один-два раза в год, в предварительно установленные сроки и, как правило, в постоянных местах продаж; ведение торговли в форме гласного публичного торга; торговля товарами по образцам, стандартам, сертификатам, каталогам и описаниям.

По территориальному масштабу деятельности оптовые ярмарки могут быть международные, общероссийские, межрегиональные, региональные, местные.

По отраслевой принадлежности ярмарки делятся на отраслевые и межотраслевые. По товарной специализации они могут быть универсальными и специализированными и т. д.

Преимуществами оптовых ярмарок по продаже и закупке товаров являются: быстрота заключения большого количества Договоров, личные контакты представителей промышленности И торговли, разрешение возникающих споров в арбитраже ярмарочного комитета, выбор товаров по выставленным образцам, налаживание встречных продаж, решение вопросов сбыта и снабжения.

Основными задачами оптовых ярмарок являются усиление влияния торговли на формирование планов производства товаров, оказание воздействия на промышленность в целях расширения и обновления ассортимента товаров, внедрения в производство новых изделий, бесперебойного снабжения розничной торговли товарами в соответствии с заказами торговых организаций с учетом покупательского спроса.

Торгово-промышленные выставки. Основными отличиями выставок от торговых ярмарок является масштаб предложения и неограниченный круг посетителей, присущие выставкам. На
выставке товар, как правило, представляется производителем, а не посреднической или торговой организацией. Выставку характеризует большое количество маркетинговых и рекламных
мероприятий.

Торгово-промышленные выставки являются организаторами оптового товарооборота, так как на них выставляются не только готовые товары, но и товары, подлежащие производству. Образцы товаров на выставках предоставляют возможность ознакомиться с ними, сравнить различные образцы по качеству и цене.

По масштабу деятельности различают всемирные, международные и национальные выставки. Национальные проводятся на федеральном уровне, уровне субъектов РФ, бывают местные, региональные, межрегиональные выставки.

Торгово-промышленные выставки разделяются по товарной номенклатуре: универсальные и специализированные. Универсальными являются выставки, где демонстрируются образцы товаров разных отраслей экономики.

К числу международно-правовых актов, регулирующих отпошения в сфере международной выставочной деятельности, относятся: Парижская конвенция от 22 ноября 1928 г. о международных выставках (СССР ратифицировал 17 октября 1935 г.); соглашение с государствами - участниками СНГ «О развитии выставочно-ярмарочной деятельности в Содружестве Независимых Государств» от 26 мая 1995 г.

Нормативно-правовая база организации и проведения торгово-промышленных выставок в рамках Российской Федерации, ее субъектов и отдельных регионов недостаточна и находится в состоянии формирования.

Организаторами оптового товарооборота выступают и публичные торги, проводимые в форме аукциона или конкурса. Общие правила проведения публичных торгов определены СТ. 447-449 ГК РФ, а специальные правила проведения отдельных торгов содержатся в законодательных и подзаконных актах.

Аукционы и конкурсы могут быть открытыми, в которых участвуют любые юридические лица и индивидуальные предприниматели, и закрытыми, в которых участвуют только юридические лица и индивидуальные предприниматели, специально приглашенные для этой цели.

Большое значение в функционировании оптового оборота имеют оптовые рынки. Они создаются с целью упорядочить, ввести определенную системность и планомерность во взаимоотношения производителей товаров и оптовых покупателей, Оптовые рынки как юридические лица организуются в определенных местах и по установленным правилам операции по купле-продаже сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров.

Обстоятельного правового регулирования деятельности оптовых рынков до настоящего времени не существует. На практике Применяются Примерные правила торговли на оптовом продовольственном рынке, утвержденные приказом Минсельхозпрода России и Роскомторга России от 1 декабря 1994 г. и Временные правила торговли на оптовом продовольственном рынке национального значения, утвержденные Минсельхозпродом России 10 февраля 1997 г.

Различают универсальные и специализированные оптовые рынки, которые ориентируются на один вид продукции и (или) однородную товарную группу.

По зоне обслуживания различают муниципальные, региональные, межрегиональные и межгосударственные оптовые рынки.

По формам собственности оптовые рынки делятся на государственные, с преобладанием государственного капитала, муниципальные и частные.

Федеральный закон «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерацию под термином «розничный рынок» понимает имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места.

Розничные рынки подразделяются на универсальные и специализированные. На универсальном рынке менее 80% торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса; на специализированном рынке 80% и более торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса.

Из специализированных рынков названный Закон выделяет сельскохозяйственный, на котором осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции в соответствии с перечнем, определенным Правительством РФ; и сельскохозяйственный кооперативный рынок. На последнем управление осуществляется компанией, зарегистрированной в соответствии с законодательством РФ в форме сельскохозяйственного потребительского кооператива, продажа сельскохозяйственной продукции также производится в соответствии с перечнем, определенным' Правительством РФ.

Наши рекомендации