Вопрос 2. Государственное регулирование страховой деятельности в Российской Федерации: цели, субъекты, правовые нормы
Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой систему направлений и мер воздействия государства на процессы страхования, деятельность участников страховых отношений для обеспечения защиты их прав и законных интересов, а также эффективного функционирования субъектов страхового дела.
Содержание и степень государственного регулирования страховой деятельности находится в прямой зависимости от уровня развития экономической системы. В условиях развитого страхового рынка государственное регулирование ограничено. В ситуации со слаборазвитой рыночной инфраструктурой государственное регулирование субъектов страховых отношений достаточно жестко регламентировано.
Государственное регулирование страховой деятельности проявляется посредством реализации следующих целей:
1) формирование законодательной и нормативной базы, определяющей единые правила и нормы функционирования субъектов страхового дела;
2) осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства и деятельностью страховщиков в целом;
3) обеспечение эффективного формирования и использования страховщикам страховых резервов и других фондов как основы исполнения их обязательств по компенсации ущерба (вреда);
4) создание организационных, экономических, информационных условий для эффективного развития страхового рынка и его инфраструктуры.
Государственное регулирование страхования проводится на основе законов и нормативных актов органами государственной власти.
Основными исполнительными органами государственной власти, осуществляющими непосредственное регулирование страховой деятельности, являются Министерство финансов Российской Федерации и Банк России (по состоянию на 03.03.2014 г. структурное подразделение – Департамент страхового рынка Банка России).
Министерство финансов Российской Федерации на современном этапе в сфере регулирования страховой деятельности решает следующие задачи:
1) выработка и реализация единой государственной политики в сфере страхования. Разрабатывает и обеспечивает выполнение Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации (последняя редакция документа представлена на период до 2020 года), Государственной программы «Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра» и т.п.;
2) разработка и принятие нормативных документов по регулированию деятельности страховых организаций и их объединений;
3) координация действий по участию профессионального объединения страховщиков (Всероссийского объединения страховщиков) в международных системах страхования.
В механизме государственного регулирования центральную и определяющую роль играют органы страхового надзора. На современном этапе исполнительным органом государственной власти решающим настоящие задачи является Банк России, в частности его структурное подразделение - Департамент страхового рынка Банка России (по состоянию на 03.03.2014 г.).
На орган страхового надзора - Банк России, возложены функции по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в части страховой деятельности, разработки требований по регистрации и лицензированию, контроля финансовой деятельности страховых организаций. В частности:
1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела.;
2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представленной ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности. В целях своевременного выявления рисков неплатежеспособности субъектов страхового дела орган страхового надзора проводит мониторинг деятельности субъектов страхового дела с применением финансовых показателей, характеризующих их финансовое положение и устойчивость к внутренним и внешним факторам риска;
3) выдача разрешений на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями, на увеличение уставного капитала страховых компаний за счет средств иностранных инвесторов;
4) принятие решения о назначении временной администрации, о приостановлении и об ограничении полномочий исполнительного органа страховой организации в случае ее несостоятельности (банкротства).
Государственное регулирование страховой деятельности реализуется посредством целенаправленного использования определенных методов. Методы государственного регулирования бывают:
1. Прямые методы. Представлены экономическим администрированием (участие через уполномоченные организации, например, государственные страховые компании), институциональным регулированием (установление конкретных условий функционирования, через лицензирование, правила страхования, страховые тарифы, страховую сумму, штрафы и т.п.), программированием и планированием (через разработку и выполнение программ, перспективных планов по развитию страховой деятельности, например, Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации), прямым финансовым регулированием (контроль за финансовой деятельностью страховых компаний посредством установления норм платежеспособности, уставного капитала, виды и объемы инвестиций и т.п.).
2. Косвенные методы. Представлены косвенным финансовым регулированием (налоговое администрирование через налогооблагаемую базу, налоговые ставки, льготы и т.п.) и денежно – кредитным регулированием.
Деятельность государственных органов власти по регулированию страховой деятельности основана на соответствующих законодательных нормах.
Законодательство в сфере страхования является важнейшим фактором, определяющим эффективность развития страхового рынка в целом.
Страховое законодательство регламентирует:
- условия функционирования рынка страхования, включая допуск игроков на этот рынок и контроль за их деятельностью и финансовой устойчивостью;
- правила осуществления страхования, включая выплаты страхового возмещения и иные ключевые нормы взаимодействия страховщика и страхователя;
- обязанность осуществлять страхование определенных объектов, в зависимости от осуществляемого субъектом вида деятельности.
В страховом законодательстве выделяют определенные группы нормативных актов регулирования страховых правоотношений.
К числу первых относятся:
1. Конституция Российской Федерации. Не регламентирует страхование как таковое и не дает конкретных ссылок на регламентацию данного вида экономической деятельности, но содержит нормы, определяющие формирование системы обязательного и добровольного социального страхования и системы медицинского страхования.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая, глава 48 «Страхование». Определяет: основные понятие, применяемые в страховании; интересы, которые могут быть застрахованы; деление на отрасли страхования; принципы деления на обязательную и добровольную формы; форму договора страхования и его существенные условия; порядок заключения и прекращения договора страхования.
3. Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г. (с изм. от 28.12.2013 г.). Определяет: цели и задачи страховой деятельности в Российской Федерации; основные понятие, применяемые в страховании; деление на отрасли страхования; объекты страхования по отраслям страхования; условия обеспечения финансовой устойчивости страховых организаций; надзор за деятельностью субъектов страхового дела, в том числе порядок лицензирования их деятельности; классификацию видов страхования.
Ко второй группе относятся:
1. Законы прямого действия, в которых страхование является основным объектом регулирования. Это законы об отдельных видах обязательного страхования, детализировано регламентирующие порядок осуществления конкретного вида обязательного страхования и определяющие все основные (существенные) условия договора по соответствующему виду обязательного страхования (по выбору):
- Федеральный закон от 29.11.2010 № 326 – ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в ред. от 25.11.2013 № 317 - ФЗ);
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 125 – ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в ред. от 02.07.2013 № 185 - ФЗ);
- Федеральный закон от 25.04.2002 г. № 40 – ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в ред. от 25.12.2012 г. № 267 - ФЗ);
и другие.
2. Законы непрямого действия, в которых страховые отношения являются неосновным объектом регулирования, но нормами закона вменяются субъекту (страхователю) обязанности страховать определенные виды рисков (по выбору):
- федеральные законы о статусе государственных служащих, занятых в различных органах и сферах исполнительной, законодательной и судебной власти, например, Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (ст. 20 «Меры социальной защиты судьи и членов его семьи») (в ред. от 25.11.2013 № 317 - ФЗ);
- федеральные законы, регулирующие порядок осуществления определенного вида экономической, профессиональной деятельности, например, Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (ст. 8 «Независимость аудиторских организаций, аудиторов») (в ред. от 23.07.2013 № 251 - ФЗ);
- федеральные законы, регулирующие отношения в сферах деятельности, имеющих повышенный риск причинения вреда жизни и здоровью задействованных в них людей, например, Закон Российской Федерации от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (ст. 18) (в ред. от 02.07.2013).
3. Федеральные законы и решения (указы, постановления, приказы) органов исполнительной власти специального характера, регулирующие деятельность страховых организаций как субъектов страхового дела:
- Приказ Минфина России от 11.06.2002 № 51н «Об утверждении Правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни» (в ред. от 08.02.2012 № 22н);
- Приказ Минфина России от 09.04.2009 № 32н «Об утверждении Порядка формирования страховых резервов по страхованию жизни» (в ред. от 08.02.2012 № 22н);
и другие.