Анализ структуры численности индивидуальных предпринимателей по видам экономической деятельности
Проанализируем следующие данные о численности индивидуальных предпринимателей в Новгородской области.
Таблица 5 – Численность индивидуальных предпринимателей в Новгородской области на 1 января 2010 года
Всего, человек | Удельный вес, % | |
Всего | 100,0 | |
в том числе по видам экономической деятельности | ||
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 8,2 | |
рыболовство, рыбоводство | 0,3 | |
добыча полезных ископаемых | 0,0 | |
из нее добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических | 0,0 | |
обрабатывающие производства | 5,8 | |
из них: | ||
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака | 0,5 | |
текстильное и швейное производство | 0,8 | |
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви | 0,0 | |
Продолжение таблицы 5 | ||
обработка древесины и производство изделий из дерева | 2,1 | |
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность | 0,2 | |
химическое производство | 0,0 | |
производство резиновых и пластмассовых изделий | 0,0 | |
производство прочих неметаллических минеральных продуктов | 0,3 | |
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий | 0,7 | |
производство машин и оборудования | 0,2 | |
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования | 0,2 | |
Производство транспортных средств и оборудования | 0,0 | |
прочие производства | 0,7 | |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 0,1 | |
Строительство | 2,6 | |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 49,6 | |
Продолжение таблицы 5 | ||
из них: | ||
торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт | 2,7 | |
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами | 4,9 | |
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования | 42,1 | |
гостиницы и рестораны | 1,4 | |
транспорт и связь | 16,4 | |
из них связь | 0,3 | |
финансовая деятельность | 0,6 | |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 8,4 | |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение | 0,1 | |
образование | 0,3 | |
здравоохранение и представление социальных услуг | 0,7 | |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 5,5 | |
Продолжение таблицы 5 | ||
предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства | 0,0 |
На рисунке 2 изображена структура численности предпринимателей по видам деятельности и их удельный вес. Сельское хозяйство – 8,2 %, рыболовство – 0,3 %, обрабатывающие производства – 5,8 %, строительство – 2,6 %, оптовая и розничная торговля – 49,6 %, гостиницы и рестораны- 1,4 %, транспорт и связь – 16,4 %, финансовая деятельность – 0,6 %, операции с недвижимым имуществом – 8,4 %, государственное управление – 0,1 %, образование – 0,3 %, здравоохранение – 0,7 %, коммунальные услуги – 5,5 %, услуги по ведению домашнего хозяйства – 0,0%.
Рисунок 2 – Структура численности предпринимателей по видам деятельности
На рисунке 3 изображена структура численности индивидуальных предпринимателей по видам деятельности, работающих в сфере обрабатывающего производства: производство пищевых продуктов – 8,3 %, текстильное и швейное производство – 13,9 %, производство кожи – 0,0 %, обработка древесины – 36,1 %, целлюлозно-бумажное производство – 3,9 %, химическое производство – 0,0 %, производство резиновых изделий – 0,0 %, производство прочих неметаллических минеральных продуктов – 4,8 %, металлургическое производство – 11,9 %, производство машин и оборудования – 3,4 %, производство электрооборудования – 3,1 %, производство транспортных средств и оборудования – 0,0 %, прочие производства – 12,7 %.
Рисунок 3 – Структура численности индивидуальных предпринимателей по видам деятельности, работающих в сфере обрабатывающего производства
Теперь обратим внимание на численность индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере оптовой и розничной торговли. Наибольшая численность предпринимателей занята в розничной торговле, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования – 84,8 %. В оптовой торговле занято индивидуальных предпринимателей 819 человек или 10 % от общей численности индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере оптовой и розничной торговли.
Рисунок 4 – Структура численности индивидуальных предпринимателей по видам деятельности, работающих в сфере оптовой и розничной торговли
Рисунок 5 – Динамика производства мебели индивидуальными предпринимателями 2003-2009 гг, тыс. рублей
Рисунок 6 – Производство мебели индивидуальными предпринимателями за 2003-2008 гг, %
В производстве мебели индивидуальными предпринимателями прослеживается тенденция к увеличению до 2008.
Производство мебели в 2003 году в денежном выражении составило 3815 тыс. рублей или 1 % от общего объёма производства за 6 лет. В 2004 году – 7882 тыс. рублей или 3 %, в 2005 году – 25943 тыс. рублей (на 18061 тыс. рублей больше, чем в 2004 году) или 10%, в 2006 году – 26701 тыс. рублей или 10 %, в 2007 – 41278 тыс. рублей или 16 % , в 2008 году 100103 тыс. рублей или 40 % и в 2009 году 48895 тыс. рублей или 20%.
Выпуск мебели в 2009 году по сравнению с 2003 увеличился, потребители на покупку мебели стали затрачивать на 45080 тыс. рублей. А по сравнению с 2008 годом уменьшилась на 51208 тыс. рублей или на 48,8 %.
Рост (снижение) объёма производства мебели напрямую связан с ростом (снижением) потребительского спроса, который в свою очередь связан с качеством выпускаемой мебели, с ценовой политикой предпринимателей и торговой наценкой магазинов, с расширением ассортимента и с предоставлением магазинами кредитов покупателям на выгодных условиях. Все изменения объёма выпуска мебели отражены на рисунке 5.
Рисунок 7 – Динамика производства хлеба и хлебобулочных изделий индивидуальными предпринимателями, тонн
Рисунок 8 – Производство хлеба и хлебобулочных изделий индивидуальными предпринимателями за 2003-2008 гг, %
Анализируя производство хлеба и хлебобулочных изделий можно прийти к следующим выводам. Выпуск хлеба с каждым годом значительно сокращается. За период с 2003 по 2009 годы выпуск хлеба и хлебобулочных изделий уменьшился практически в шесть раз, а именно на 2666,6 тонн, или на 83,0 %. Объём производства сокращается из-за неразумной ценовой политики, а так же из-за низкого уровня доходов населения, которые не могут позволить покупать хлеб и хлебобулочные изделия от частных производителей.
Рисунок 9 – Динамика производства швейных изделий индивидуальными предпринимателями за 2003-2009 гг, тыс. рублей
Из рисунка 9 можно сделать следующий вывод. Темп роста производства швейных изделий достаточно высок. В 2009 году по сравнению с 2003 он увеличился на 7125 тыс. рублей. Самый большой объём выпуска швейных изделий наблюдается в 2005 году, он составил 19590 тыс. рублей, а самый низкий объём выпуска приходится на 2004 год – составил 713 тыс. рублей.
Рисунок 10 – Производство швейных изделий индивидуальными предпринимателями за 2003 - 2009 гг, тыс. рублей
Анализируя деятельность индивидуальных предпринимателей по основным видам выпуска продукции, а именно производство мебели, производство хлеба и хлебобулочных изделий и производство швейных изделий, и сделав соответствующие выводы относительно динамики производства продукции, необходимо помнить о том, что показатели, рассматриваемые нами, являются денежными, а них огромное влияние оказывает инфляция.
Таблица 6 – Доля производства основных видов продукции индивидуальными предпринимателями в общем объеме производства (в процентах)
Пиломатериалы | 1,3 | 0,7 | 2,4 | 3,5 | 4,5 | 6,5 | 1,7 |
Продолжение таблицы 6 | |||||||
Помещения контейнерного типа (включая вагоны-дома) | - | - | 81,6 | 93.3 | 75,1 | 55,2 | 11,2 |
Трикотажные изделия | 23,3 | 23,0 | 23,5 | 16,6 | 15,4 | 44,8 | 72,4 |
Трикотажные изделия для детей | 56,2 | 59,5 | 74,6 | 74,7 | 73,5 | 84,9 | 80,3 |
Бельевой трикотаж | 23,4 | 16,0 | 19,6 | 11,1 | 17,7 | 54,3 | 77,8 |
Бельевой трикотаж для детей | 59,2 | 47,1 | 60,2 | 60,3 | 63,1 | 83,6 | 83,7 |
Верхний трикотаж | 22,6 | 34,8 | 28,6 | 30,4 | 12,8 | 17,7 | - |
Верхний трикотаж для детей | 30,9 | 82,1 | 96,3 | 98,6 | 99,5 | 98,3 | - |
Швейные изделия в фактических ценах (без НДС и акцизов) | 0,8 | 0,4 | 11,0 | 9,1 | 4,6 | 4,2 | 2,8 |
Пальто, полупальто | 16,0 | 10,2 | 79,8 | 19,8 | 0,6 | 11,5 | 3,0 |
Костюмы | 0,4 | 4,1 | 0,9 | 1,3 | 1,7 | - | - |
Продолжение таблицы 6 | |||||||
Платья (включая сарафаны и халаты) | 1,0 | 1,0 | 14,7 | 18,6 | 12,3 | 8,9 | 7,3 |
Брюки (включая женские и рабочие) | 0,6 | 0,4 | 39,8 | 30,8 | 15,3 | 11,4 | 13,5 |
Юбки | 2,8 | 1,1 | 78,8 | 70,6 | 11,2 | 14,1 | 11,1 |
Блузки | 2,8 | 2,4 | 24,2 | 51,4 | 12,8 | 22,0 | 5,2 |
Куртки (включая рабочие) | 0,1 | - | 3,0 | 3,1 | - | 0.7 | 5,2 |
Рыба охлажденная (без сельди) | 16,5 | 16,0 | 6,7 | 0,4 | 0,9 | 1,9 | - |
Сельдь всех видов обработки | 17,6 | 31,5 | 4,0 | 2,2 | 2,2 | 1,2 | - |
Сельдь соленая | 18,5 | 33,4 | 4,1 | 2,3 | 2,1 | 1,0 | - |
Рыба копченая (без сельди) | 17,6 | 24,8 | 1,8 | 1,0 | 1,6 | 0,4 | - |
Рыба сушено-вяленая | 19,6 | 15,9 | 17,0 | 25,3 | 87,1 | 67,1 | 86,7 |
Масло животное | 1,0 | 0,4 | 1,4 | 0,7 | - | - | - |
Сыры и творог | 3,7 | 3,9 | 3,5 | 1,1 | 0,0 | 0,0 | - |
Сыры жирные (включая брынзу) | 7,2 | 10,1 | 12,0 | 6,9 | 0,0 | 0,1 | - |
Продолжение таблицы 6 | |||||||
Цельномолочная продукция (в расчете на молоко) | 1,0 | 1,0 | 0,8 | 2,2 | - | - | - |
Хлеб и хлебобулочные изделия | 5,2 | 5,5 | 5,1 | 4,9 | 3,6 | 2,8 | 1,1 |
Кондитерские изделия | 0,3 | 0,4 | 0,3 | 0,6 | 0,4 | 1,8 | 0,6 |
Макаронные изделия | 22,5 | 0,4 | 0,6 | 1,6 | 1,0 | 1,6 | 2,3 |
Мебель (без встроенной) | 0,5 | 0,7 | 1,5 | 1,4 | 1,6 | 3,2 | 1,7 |
Анализируя таблицу 6, можно прийти к выводу, что в 2009 году наибольшую долю производства основных видов продукции индивидуальными предпринимателями в общем объёме производства занимало производство: рыба сушено-вяленая – 86,7 %, бельевого трикотажа для детей – 83,7 %, трикотажные изделия для детей – 80,3%, бельевой трикотаж – 77,8% и производство трикотажных изделий – 72,4 %.
Наименьшую долю производства занимает производство следующих видом продукции: сыры кондитерские изделия – 0,6 %, хлеб и хлебобулочные изделия – 1,1 % , пиломатериалы – 1,7%, мебель (без встроенной) – 1,7%.
Рисунок 11 - Доля производства основных видов продукции индивидуальными предпринимателями в общем объеме производства в 2009 году, %