Глава 8. правовые основы несостоятельности (банкротства)
8.1. Понятие, признаки банкротства.
Основания для обращения в суд
В настоящее время правовое регулирование в данной сфере осуществляется Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <1> (далее - новый Закон, Закон 2002 г., Закон о банкротстве). За последние десять лет это уже третий Закон о банкротстве <2>. Однако в правоприменительной практике по-прежнему возникают спорные вопросы. В этой связи важное значение имеют акты Высшего Арбитражного Суда РФ, посвященные проблемам несостоятельности <3>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190 (с изм. от 22 августа, 29, 31 декабря 2004 г.).
<2> Закон РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 1. Ст. 6; Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 222.
<3> Постановления Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (Вестник ВАС РФ. 2003. N 6) и от 15 декабря 2004 г. N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"; информационные письма Президиума ВАС РФ от 30 декабря 2004 г. N 86 "О правовом положении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, заявивших свои требования после закрытия реестра требований кредиторов" и N 88 "О некоторых вопросах, связанных с утверждением и отстранением арбитражных управляющих" (все три судебных акта опубликованы в журнале "Судебные решения" - приложении к журналу "Арбитражная практика". 2005. N 1 (январь-февраль)).
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере банкротства, является Министерство экономического развития и торговли РФ <1>.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 27 августа 2004 г. N 443 "Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 36. Ст. 3670. См., напр.: Приказ Минэкономразвития РФ от 3 августа 2004 г. N 219 "О порядке голосования уполномоченного органа в делах о банкротстве и в процедурах банкротства при участии в собраниях кредиторов" // РГ. 2004. 22 сент. N 207.
Европейские эксперты предлагают дифференцировать существующие в разных странах мира системы банкротства на пять категорий: радикально "прокредиторская" (например, в Великобритании), умеренно "прокредиторская", нейтральная, умеренно "продолжниковская", радикально "продолжниковская" (например, в США) <1>. Общим критерием для такого разграничения служит преобладающая защита интересов соответственно кредиторов или должника. В Законе 2002 г. закреплена нейтральная система несостоятельности: отечественному законодателю в целом удалось сбалансировать интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве.
--------------------------------
<1> Постатейный комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" / Под общ. ред. В.В. Витрянского. М., 1998. С. 9.
Понятие несостоятельности определенным образом соотносится с понятиями неплатежеспособности и банкротства. Неплатежеспособность может быть вызвана разными причинами и состоит в том, что к моменту наступления срока платежа у лица отсутствуют в необходимом количестве средства платежа. Неплатежеспособность может быть относительной и абсолютной.
Относительная неплатежеспособность означает, что при удовлетворительной структуре баланса лица (пассив не превышает актива) оно временно не обладает достаточными средствами платежа. В этом случае конфликт между должником и его кредиторами может быть разрешен обычными гражданско-правовыми средствами, например привлечением должника к ответственности за просрочку исполнения обязательства уплатить деньги.
Абсолютная неплатежеспособность имеет место тогда, когда лицо при обычном ведении дел не может погасить все свои обязательства, срок платежа по которым уже наступил, например, при неудовлетворительной структуре баланса. Абсолютная неплатежеспособность лица, удостоверенная арбитражным судом, называется несостоятельностью <1>.
--------------------------------
<1> Васильев В.А. Гражданское и торговое право капиталистических государств. М., 1993. С. 441.
Зарубежное законодательство использует термин "несостоятельность", поскольку существует точка зрения, что "банкротство - это уголовно-правовая сторона несостоятельности". В США лицо, в отношении которого возбуждены процедуры банкротства, во время производства по делу считается несостоятельным, а после судебного решения может быть признано банкротом.
Современное российское законодательство не дифференцирует понятия "несостоятельность" и "банкротство", они используются как синонимы. Между тем позиция российского дореволюционного права была иной. Считалось, что банкротством является неосторожное или умышленное причинение несостоятельным должником ущерба кредиторам посредством уменьшения или сокрытия имущества <1>. В настоящее время ряд ученых также разделяет изложенную точку зрения <2>.
--------------------------------
<1> См., напр.: Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. СПб., 1912; Трайнин А.Н. Несостоятельность и банкротство. СПб., 1913.
<2> См., напр.: Телюкина М.В. Соотношение понятий "несостоятельность" и "банкротство" в дореволюционном и современном праве // Юристъ. 1997. N 12.
В Законе 2002 г. легальное определение понятия несостоятельности (банкротства) в сравнении с двумя предшествующими законами претерпело определенные изменения. Теперь несостоятельность (банкротство) означает исключительно признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2).
По Закону 1998 г. должник также был вправе добровольно, т.е. во внесудебном порядке, объявить о своем банкротстве. Для этого требовалось, во-первых, решение собственника имущества должника - унитарного предприятия или уполномоченного в соответствии с учредительными документами органа; во-вторых, письменное согласие всех кредиторов должника. Причем если в дальнейшем кредиторы изменяли свое решение и возражали против этой процедуры, должник обязан был обратиться в арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве <1>.
--------------------------------
<1> См.: Телюкина М.В. Основы конкурсного права. М., 2004; Правовые проблемы несостоятельности (банкротства) / Под ред. С.А. Карелиной. М., 2004.
Критерии несостоятельности в Законе 2002 г. не изменились. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей действует принцип неплатежеспособности, т.е. анализируются встречные денежные потоки. Применительно к гражданам используется принцип неоплатности (учитывается соотношение суммы обязательств и стоимости имущества).
Остались прежними основанные на указанных критериях признаки банкротства (ст. 3 нового Закона). Если в роли должника выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, такой субъект считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с наступления даты их исполнения. Что же касается должника-гражданина, то для признания его банкротом необходимо также, чтобы сумма кредиторской задолженности и (или) задолженности по обязательным платежам превысила стоимость принадлежащего ему имущества.
Под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному ГК РФ основанию (например, по деликтному обязательству, вследствие неосновательного обогащения).
К обязательным платежам отнесены налоги, сборы, иные обязательные платежи в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды.
При подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом по общему правилу состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи заявления. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших после возбуждения производства по делу о банкротстве, определяются на момент введения процедуры, следующей за датой наступления срока исполнения соответствующего требования. Для конкурсного производства - на дату вынесения судом решения о признании должника банкротом.
Если денежные обязательства, обязательные платежи выражены в иностранной валюте, их состав и размер определяются в рублях по курсу Банка России на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
Для определения количества требований кредиторов принимаются во внимание:
- размер денежных обязательств за переданные должнику товары, выполненные работы, оказанные услуги;
- сумма займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником;
- размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения должника;
- размер задолженности, возникшей вследствие причинения должником вреда имуществу кредиторов.
В состав денежных обязательств, учитываемых для определения признаков банкротства, не включаются требования:
- по возмещению вреда жизни и здоровью, причиненного должником кредитору;
- выплате выходных пособий и оплате труда лицам, работающим по трудовому договору;
- выплате вознаграждений по авторским договорам;
- обязательствам перед учредителями (участниками), вытекающим из такого участия;
- возмещению убытков (кредиторы по неденежным обязательствам могут участвовать в процедурах банкротства только с требованием о возмещении убытков);
- уплате финансовых санкций: неустоек (штрафов, пеней), процентов за просрочку платежа, иных имущественных и (или) финансовых санкций. Данные требования также не учитываются при подсчете состава требований уполномоченных органов.
В Законе 2002 г. впервые закреплено легальное определение текущих платежей. Под ними понимаются денежные обязательства и обязательные платежи: возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Названные кредиторы не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Банкротство - комплексный правовой институт, включающий нормы не только материального, но и процессуального права. Так, дела о банкротстве отнесены к исключительной подведомственности арбитражных судов и рассматриваются по правилам, предусмотренным АПК РФ <1>, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
--------------------------------
1 Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012 (с изм. от 28 июля, 2 ноября 2004 г., 31 марта 2005 г.).
Следует различать признаки банкротства и необходимые условия для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.
По Закону 2002 г. дело о банкротстве может быть возбуждено:
во-первых, при наличии просроченной трехмесячной кредиторской задолженности;
во-вторых, если требования к должнику-организации составляют не менее 100 тыс. рублей, к должнику-гражданину - не менее 10 тыс. рублей.
Кроме того, для возбуждения дела по заявлению конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам принимаются во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитража, третейского суда. Требования уполномоченных органов в части уплаты обязательных платежей надо подтвердить решением налогового, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.
Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам по истечении тридцати дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику; уполномоченного органа по обязательным платежам - по истечении аналогичного срока с даты принятия указанного выше решения. Данные нормы минимизируют случаи возбуждения дел о банкротстве со стороны недобросовестных заявителей и способствуют стабилизации хозяйственного оборота.
При подаче заявления о признании должника банкротом уплачивается госпошлина в размере 2 тыс. рублей (подп. 5 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).
8.2. Субъекты процесса банкротства, их права и обязанности
8.2.1. Должник
Согласно ст. 2 Закона о банкротстве должник - это гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом.
Закон о банкротстве 2002 г. расширил сферу своего действия. Он распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций. Если в отношении коммерческих организаций ничего не изменилось (как и прежде, нельзя признать банкротами созданные на праве оперативного управления казенные предприятия, потому что по их долгам субсидиарную ответственность всегда несет собственник - Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование), то с некоммерческими организациями ситуация иная. Согласно Закону 1998 г. и ст. 65 ГК РФ из их числа несостоятельными могли быть признаны лишь потребительские кооперативы, благотворительные и иные фонды.
В Германии, США и Англии процедурам банкротства подвержены все лица независимо от их коммерческого статуса. Исключения существуют (например, в США) для государственных образований. Из некоммерческих организаций в круг лиц, по отношению к которым могут применяться процедуры несостоятельности, нецелесообразно включать учреждения, так как по их обязательствам субсидиарную ответственность несет собственник соответствующего имущества.
В Законе о банкротстве помимо общего фигурирует специальный должник - юридическое лицо. Речь идет о градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых (кредитных, страховых, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг) организациях, стратегических предприятиях и организациях, субъектах естественных монополий. К отношениям, связанным с банкротством указанных субъектов, применяются правила Закона 2002 г., регулирующие банкротство должников - юридических лиц, если иное не предусмотрено главой IX этого Закона.
В случае банкротства федерального государственного унитарного предприятия осуществление полномочий собственника его имущества возложено на Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом <1>.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" // СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4897.
Закон о банкротстве 2002 г., вслед за Законом 1998 г., предусматривает возможность признания несостоятельным гражданина, т.е. физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем. Так называемое потребительское банкротство должно осуществляться в порядке, установленном главой X Закона. Вместе с тем если речь идет о гражданах, не являющихся предпринимателями, положения Закона о банкротстве в отношении их начнут действовать лишь со дня вступления в силу федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральные законы (полагаем, прежде всего речь идет о внесении соответствующей статьи в текст ГК РФ). Поэтому в настоящее время положения о банкротстве граждан применяются в отношении индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Должник входит в число лиц, которых Закон о банкротстве наделил правом обращаться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве. Должник может возбудить дело в суде как в связи с невыполнением денежных обязательств, так и в случае неисполнения обязанности по уплате обязательных платежей.
Следует иметь в виду, что законодатель не только предусматривает право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, но в некоторых случаях устанавливает обязанность произвести такие действия, причем в определенные сроки. Так, в Законе содержится перечень ситуаций, при которых должник (руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель) обязан направить в суд соответствующее заявление:
- когда удовлетворение требований одного кредитора или не скольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;
- когда органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
- когда органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
- когда обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;
- в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях (например, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме).
Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд не позднее чем через месяц с даты возникновения какого-либо из перечисленных обстоятельств.
Когда с заявлением в арбитражный суд обращается должник, имущество которого заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве, а также расходы на выплату вознаграждения арбитражному управляющему и оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения исполнения своей деятельности, суд возвращает заявление по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 44 Закона о банкротстве (отсутствие необходимых сведений об имеющемся у должника имуществе в объеме, достаточном для покрытия расходов по делу о банкротстве). Если арбитражным судом введена процедура наблюдения и указанное обстоятельство выяснилось впоследствии, суд прекращает производство по делу (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ) <1>.
--------------------------------
<1> См.: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 26 июля 2005 г. N 94 "О порядке рассмотрения заявления должника о признании его банкротом при отсутствии у него имущества, достаточного для покрытия расходов по делу о банкротстве" // Судебные решения. 2005. N 5 (сент.-окт.) (приложение к журналу "Арбитражная практика").
8.2.2. Конкурсные кредиторы
и уполномоченные государственные органы
Фигура кредитора наряду с должником и арбитражным управляющим является одной из ключевых в процессе несостоятельности. Кредиторы - лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. Согласно Закону о банкротстве участниками конкурсного процесса могут стать только кредиторы с денежными требованиями.
В зависимости от статуса субъекта и характера требования кредиторы делятся на конкурсных (активных) и неконкурсных (пассивных). Конкурсными признаются кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия.
По смыслу Закона о банкротстве статус кредиторов по денежным обязательствам, не включаемых в число конкурсных, совершенно различен. Если учредители (участники) юридических лиц лишены права предъявлять какие-либо требования к должнику в процессе его банкротства, то требования, например, граждан по обязательствам вследствие причинения вреда жизни и здоровью, напротив, признаются привилегированными, подлежащими удовлетворению в первую очередь и не подпадающими под действие моратория в ходе внешнего управления.
Под уполномоченными органами понимаются федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований.
Органом, уполномоченным представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, является Федеральная налоговая служба <1>. Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 257 утверждено Положение о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" // СЗ РФ. 2004. N 23. Ст. 2310 (с изм. от 3 декабря 2004 г.). Приказом ФНС РФ от 18 октября 2004 г. N САЭ-3-19/2@ утвержден Порядок разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов РФ как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России // Официальные документы. 2004. 9 нояб. N 42 (с изм. от 28 декабря 2004 г.) (приложение к газете "Учет. Налоги. Право"). Приказом ФНС РФ от 3 декабря 2004 г. N САЭ-3-19/146@ утвержден Порядок разграничения полномочий, установленных порядком выбора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства саморегулируемой организации арбитражных управляющих при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России. Текст приказа размещен на сайте журнала "Российский налоговый курьер" в Internet (http://www.rnk.ru) (с изм. от 28 декабря 2004 г.).
По Закону 2002 г. полномочия налоговых и иных уполномоченных государственных органов аналогичны правам конкурсных кредиторов. Прежде госорганы в части уплаты обязательных платежей приравнивались к конкурсным кредиторам лишь по двум основаниям: 1) возможность обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом; 2) участие с правом голоса в первом собрании кредиторов. Все последующие собрания кредиторов, а также формирование комитета кредиторов проходили без их участия.
Еще одним критерием классификации может служить обстоятельство, является или нет кредитор инициатором процесса банкротства. В зависимости от этого бывают кредиторы-заявители (как один, так и группа кредиторов) и не заявители. И те и другие имеют в конкурсном процессе одинаковые права. Кредитор-заявитель при обращении в суд должен оплатить государственную пошлину, а также приложить к заявлению указанные в Законе документы.
В зависимости от порядка удовлетворения требований различают очередных и неочередных кредиторов. Требования очередных кредиторов удовлетворяются в порядке установленной Законом очередности. Неочередные кредиторы - те, чьи требования удовлетворяются не по соразмерности, а по возможности должника. Неочередные требования, в свою очередь, подразделяются на внеочередные (например, судебные расходы, выплаты арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи и др.) и послеочередные (удовлетворяются после погашения всех очередных требований, например, убытки в виде упущенной выгоды).
8.2.3. Собрание и комитет кредиторов
После принятия арбитражным судом к своему производству заявления о банкротстве должника кредиторы не вправе индивидуально обращаться к должнику с исками, вытекающими из конкретных обязательств, а также совершать иные действия, направленные на удовлетворение их требований. Для представления и защиты всех кредиторов создаются собрание и комитет кредиторов, порядок работы и полномочия которых детально определены Законом.
Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные государственные органы. Без права голоса в собрании кредиторов вправе участвовать представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия. Если в деле о банкротстве участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, то он единолично принимает решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов. Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим <1>.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 56 "Об общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитета кредиторов" // СЗ РФ. 2004. N 7. Ст. 526 (с изм. от 28 июля 2004 г.). Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2004 г. N 235 утверждены типовые формы бюллетеня для голосования и журнала регистрации участников собрания кредиторов // РГ. 2004. 21 сент. N 206.
К исключительной компетенции собрания кредиторов относятся:
- принятие решения о введении и об изменении срока проведения финансового оздоровления, внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;
- утверждение и изменение плана внешнего управления;
- утверждение плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
- утверждение требований к кандидатурам административного, внешнего и конкурсного управляющего;
- выбор саморегулируемой организации для представления в арбитражный суд кандидатур арбитражных управляющих;
- выбор реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией;
- принятие решения о заключении мирового соглашения;
- принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
- принятие решений об образовании комитета кредиторов, определении количественного состава, избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении его полномочий и др.
Вопросы, относящиеся к исключительной компетенции собрания кредиторов, не могут быть переданы для решения иным лицам или органам.
Конкурсный кредитор, уполномоченный орган обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.
Реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий или реестродержатель (профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг). Учет требований кредиторов в реестре ведется в рублях. В реестре указываются сведения о каждом кредиторе, о размере его требований к должнику, об очередности удовлетворения каждого требования кредитора, а также основания возникновения требований <1>.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 9 июля 2004 г. N 345 "Об утверждении Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов" // СЗ РФ. 2004. N 29. Ст. 3052. Приказами Минэкономразвития РФ от 1 сентября 2004 г. N 233 и 234 утверждены соответственно Типовая форма реестра требований кредиторов и Методические рекомендации по ее заполнению. Приказ N 233 опубликован в "Российской газете" (2004. 28 сент. N 212). Текст Приказа N 234 размещен на сайте Минэкономразвития РФ в Internet (http://www.economy.gov.ru).
Собрание кредиторов правомочно, в случае если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр. Повторно созванное собрание кредиторов правомочно, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр и обладающие более чем 30 процентами голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр, при условии что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены.
Надлежащим уведомлением признается направление конкурсному кредитору, в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему право на участие в собрании кредиторов, сообщения о проведении собрания по почте не позднее чем за 14 дней до даты его проведения или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять дней до даты проведения собрания. Если количество конкурсных кредиторов и уполномоченных органов превышает 500, надлежащим уведомлением признается опубликование сообщения о проведении собрания кредиторов в средствах массовой информации.
Если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных Законом о банкротстве пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению названных лиц (п. 4 ст. 15).
Собрание кредиторов созывается по инициативе: арбитражного управляющего; комитета кредиторов; конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, права требования которых составляют не менее чем 10 процентов общей суммы требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр; одной трети от общего количества конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.
Собрание кредиторов проводится по месту нахождения должника или органов управления должника, если иное не установлено собранием. В случаях, когда это невозможно, место проведения собрания определяется арбитражным управляющим. Во время заседания собрания кредиторов ведется протокол. Он составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд.
Еще одним органом, представляющим интересы всех кредиторов и уполномоченных органов после возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве должника, является комитет кредиторов. Данный орган осуществляет контроль за действиями арбитражного управляющего и реализует иные предоставленные собранием кредиторов полномочия. Если количество конкурсных кредиторов, уполномоченных органов составляет менее пятидесяти, собрание кредиторов может не принимать решение об образовании комитета.
Количественный состав комитета кредиторов определяется собранием, но не может быть менее чем три человека и более чем одиннадцать человек. При решении вопросов на заседании комитета кредиторов каждый его член обладает одним голосом. Передача права голоса членом комитета кредиторов иному лицу не допускается. Решения принимаются большинством голосов от общего количества членов комитета кредиторов.
Выборы комитета кредиторов осуществляются кумулятивным голосованием. Каждый конкурсный кредитор и каждый уполномоченный орган обладают числом голосов, равным размеру его требования в рублях, умноженному на число членов комитета кредиторов. Конкурсный кредитор, уполномоченный орган вправе отдать свои голоса за одного кандидата или распределить их между несколькими кандидатами. Избранными в состав комитета считаются кандидаты, набравшие наибольшее число голосов.
8.2.4. Арбитражный управляющий
В Законе о банкротстве 2002 г. статус арбитражного управляющего подвергся существенным изменениям. Так, арбитражный управляющий (в зависимости от процедуры банкротства он может именоваться временным, административным, внешним или конкурсным) - это гражданин РФ, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства, осуществления иных установленных Законом о банкротстве полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.
К кандидатуре арбитражного управляющего предъявляются два вида требований: обязательные, несоответствие которым влечет для лица невозможность заниматься арбитражным управлением, и факультативные, выдвигаемые конкурсными кредиторами, уполномоченными госорганами или собранием кредиторов и предусматривающие дополнительные, более жесткие требования к претендентам.
Итак, арбитражным управляющим может быть гражданин РФ, который соответствует следующим требованиям:
- зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;
- имеет высшее образование;
- имеет стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности (руководящей признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением отсутствующего должника);
- сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих <1>;
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 28 мая 2003 г. N 308 "Об утверждении Правил проведения и сдачи теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих" // СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2169 (с изм. от 11 февраля 2005 г.). Единая программа подготовки арбитражных управляющих утверждена Приказом Минюста РФ от 5 мая 2003 г. N 108 // Вестник ФСФО России. 2003. N 8. Приказом Минюста РФ от 6 августа 2003 г. N 189 утвержден Порядок работы комиссий по организации теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих // РГ. 2003. 13 авг. N 160 (с изм. от 8 сентября 2003 г.).
- прошел стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего <1>;
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 9 июля 2003 г. N 414 "Об утверждении Правил проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего" // СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2939 (с изм. от 25 сентября 2003 г.).
- не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
- является членом одной из саморегулируемых организаций.
Перечень дополнительных требований является исчерпывающим. Конкурсный кредитор или уполномоченный орган (собрание кредиторов) могут заявить о наличии у кандидата высшего юридического, экономического образования или образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника, а также определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в конкретной отрасли экономики и установить количество проведенных им процедур банкротства.
Арбитражный суд не может утвердить в качестве арбитражного управляющего лицо: