Похищение человека. Отличие от захвата заложника и незаконного помещения в психиатрический стационар. (Статья 126)

Данный состав преступления выделен из состава незаконного лишения свободы в 1993 г. ввиду участившихся случаев таких посягательств и их повышенной опасности по сравнению с обычным противоправным лишением свободы.

Данное преступление может быть определено как умышленное изъятие и перемещение человека вопреки его воле из естественной для него социальной среды в иное место с намерением содержать его определенное время в неволе.

Помимо основного объекта — личной свободы — данное посягательство предполагает наличие дополнительного и факультативных объектов: телесной и психической неприкосновенности личности, здоровья, а также жизни.

Потерпевшим является физическое лицо независимо от возраста, пола, способности осознавать значимость происходящего, социального положения, гражданства, отношения к религии и т.д. Теория и практика не склонны относить к потерпевшим и усматривать предусмотренное статье 126 деяние, если похищен ребенок, состоящий в близком родстве с похитителем (родитель, дед, бабка и т.п.), и по замыслу похитителя — в интересах ребенка. Думается, что такое изъятие (если это соответствует воле законодателя) должно оговариваться в тексте нормы.

Объективная сторона преступления выражается в совершении активных действий, в тайном или открытом похищении человека, т.е. в изъятии помимо его воли с места нахождения (жительства, работы, учебы, отдыха и т.д.) и перемещении в другое место, опре­деленное похитителем, например в другой дом, подвал, гараж, где он удерживается в неволе.

Завладение (захват) и перемещение — два обязательных элемента объективной стороны. Способы похищения могут быть самыми различными: тайно или открыто, с обманом или без такового, с угрозами либо с насилием и т.д. Для квалификации они значения не имеют.

В результате похищения потерпевший изымается из привычной ему социальной среды, утрачивает возможность определять место пребывания по своему усмотрению, свободно перемещаться в пространстве.

Состав — формальный. С момента утраты такой возможности преступление полагается оконченным. Длительность нахождения в неволе (час, сутки, недели, месяцы) значения не имеет.

Похищение человека обычно сочетается с другими видами преступных действий: угрозами, насилием, лишением свободы и т.п. По общему правилу дополнительной квалификации не требуется, если только не совершено более тяжкое, чем похищение человека, преступление (например, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, убийство) либо присутствует реальная совокупность (например, похищенное лицо подвергается истязанию, изнасилованию, в отношении него совершается вымогательство).

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный, осуществляя похищение, осознает, что он действует вопреки воле потерпевшего и лишает его личной свободы, и желает поступить таким образом.

Мотивы могут быть различными — месть, ревность, желание утаить на период заключения сделки конкурента, хулиганские или карьеристские побуждения и т.п. Но чаще всего они носят корыстный характер. Мотивы подлежат учету при назначении наказания.

Субъектом преступления является лицо, достигшее 14-летнего возраста.

Ответственность за похищение человека дифференцирована. К числу квалифицирующих признаков часть 2 относит похищение, совершенное:

— группой лиц по предварительному сговору;

— с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

— с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;

— в отношении заведомо несовершеннолетнего;

— в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;

— в отношении двух или более лиц;

— из корыстных побуждений.

Большинство этих признаков присущи тому или иному преступлению против личности.

Под насилием, опасным для жизни или здоровья, понимается физическое воздействие, которое повлекло (или могло повлечь) причинение вреда здоровью потерпевшего (тяжкого, средней тяжести или легкого).

Виды предметов, относимых к оружию, регламентируются Федеральным законом „Об оружии“. Выделяют огнестрельное, холодное, метательное, газовое, пневматическое и сигнальное оружие. Под предметами, используемыми в качестве оружия, понимаются предметы, которыми может быть причинен вред здоровью потерпевшего, опасный для жизни или здоровья (бритва, топор, ломик, дубинка и т.п.).

Однако наличия у похитителя оружия или предметов, используемых в том же качестве, недостаточно. Необходимо, чтобы они были применены (пущены в ход) при совершении преступления.

Похищение женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, также предполагает, что виновный знал об этом обстоятельстве достоверно. Повышенная опасность состоит в том, что опасности подвергается как сама женщина, так и будущий ребенок.

Похищение двух или более лиц предполагает похищение как минимум двух лиц одновременно или с незначительным проме­жутком во времени, но при наличии единого умысла на похищение именно двух или более лиц.

Похищением человека нельзя признать удержание заблудившего­ся малолетнего ребенка вопреки его воле или подмену малолет­него ребенка. В первом случае содеянное необходимо рассматри­вать как незаконное лишение свободы (статья 127), а во вто­ром — как подмену ребенка (статья 153).

Когда похищение сопряжено с одновременными незаконны­ми требованиями передачи денег, имущества, других ценностей, то действия виновного квалифицируются по совокупности статьи 126 и статьи 163 УК как похищение человека и вымога­тельство.

К особо квалифицирующим признакам закон (часть 3) относит похищение человека, если оно совершено организованной группой либо повлекло по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия.

Под причинением смерти по неосторожности понимаются случаи, когда виновный избрал такой способ похищения, при котором по его легкомыслию или небрежности наступила смерть потерпевшего, например: поместил в подвал, где была плохая вентиляция и потерпевший задохнулся, при сопровождении по­терпевшего толкнул его, в результате чего тот упал, ударился головой о бордюр тротуара и умер, и т.д.

Под иными тяжкими последствиями понимаются, в частно­сти, самоубийство похищенного, тяжкое заболевание, психиче­ское расстройство, причинение тяжкого вреда потерпевшему или его родственникам, причинение крупного имущественного ущер­ба, массовые беспорядки, национальные столкновения т.д. Эти последствия должны находиться в причинно-следственной связи с похищением человека, и к ним должно проявиться психическое отношение виновного в форме неосторожности.

Понятие организованной группы дано в статье 35 УК. При квали­фикации действий виновных ссылки на статью 33 УК не требуется

Статья 126 содержит примечание, в прежнем УК отсутствовавшее. Оно предусматривает специальный вид освобождения лица, совершившего похищение человека, призванный стимулировать виновного к позитивному поведению. В соответствии с примечанием лицо освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольно освободило похищенного. Если же в его действиях содержится иной состав преступления (например, причинение того или иного вида вреда здоровью), ответственность наступает за этот вид поведения.

Освобождение похищенного лица считается добровольным, если виновный при осознании возможности дальнейшего удержания похищенного человека — по своей инициативе либо в ответ на обращение родственников, властей и т.д. освобождает потерпевшего без предъявления встречных, ультимативного характера, требований.

Мотивы освобождения значения для применения примеча­ния к статье не имеют. Ими могут быть, например, раскаяние, страх перед наказанием или местью родственников за содеян­ное, удовлетворение просьбы потерпевшего, требование влас­тей и т.д.

Также следует иметь в виду, что, поскольку похищение чело­века предполагает его захват с удержанием в неволе, то допол­нительной квалификации по статье 127 УК, предусматривающей ответственность за лишение свободы, не требуется, все действия виновного охватываются статьей 126 УК.

Деяние, наказуемое по части 1, относится к тяжкому, а по частям 2 и 3 — к особо тяжкому преступлению.

Отличие от захвата заложника и незаконного помещения в психиатрический стационар.

Анализируемое преступление имеет сходные черты с захватом заложника. Однако у этих деяний различны основные объекты (личная свобода — общественная безопасность), способы осуществления деяний — захват, а также содержание выдвигаемых требований (если таковые выдвигаются). При похищении человека таковые не афишируются; виновный стремится это сделать втайне, в том числе и от органов власти. При захвате заложника, напротив, виновный стремится сделать содеянное достоянием широкого круга лиц, в том числе и властей; шире и круг преследуемых виновным целей.

Наши рекомендации