Назовите источники предпринимательского права

Под источником права в общеправовом значении понимается способ выражения, закрепления и существования правовых правил поведения. Источниками предпринимательского права являются юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы. В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники предпринимательского права можно разделить на следующие группы: нормативно-правовые акты (законы и подзаконные акты); обычаи делового оборота; международные договоры. Главным источником права является Конституция РК. Для предпринимательского права основополагающее значение имеют нормы Конституции, определяющие равенство форм собственности, провозглашающие право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и запрещающие экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Государство на уровне Конституции создает гарантии сферы реализации товаров, работ и услуг, устанавливая при этом некоторые правила и принципы. Конституционные основы устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен. К числу таких прав и свобод нужно отнести право на собственность, право на информацию, право на судебную защиту и т.п. Конституционные нормы создают основу для единообразного предпринимательского правового регулирования. Кроме того, нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, должны быть соотнесены с теми основными принципами, которые закреплены в Гражданском кодексе РК. Здесь, прежде всего, нужно назвать два ведущих положения: равенство сторон и свободу договора. Законы – это следующий источник предпринимательского права. В их числе следует, прежде всего, назвать законы, регламентирующие исходные позиции рыночной экономики. Большая группа законов посвящена правовому положению субъектов, действующих в новых условиях. Следующим источником предпринимательского права являются Указы Президента РК. Они составляют большой массив нормативных актов, регулирующих предпринимательские отношения. Постановления Правительства РК, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к источникам предпринимательского права. К числу источников относятся акты министерств и ведомств, принятые в соответствии с их компетенцией. Следует также остановиться на вопросе формирования предпринимательского законодательства на уровне стран – участников СНГ. Судя по интеграционным процессам, происходящим в современной Европе, роль и значение права, регулирующего экономическую деятельность, со временем будет возрастать. В качестве источника права признается также обычай делового оборота, под которым понимается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством. Нормы международных актов имеют преимущество перед внутренним казахстанским законодательством, в связи с чем их роль в регулировании предпринимательских отношений чрезвычайно высока. Многообразие нормативных актов, издаваемых в области предпринимательских отношений, большое число органов, имеющих право издавать нормативные акты в этой области, создают огромный массив несистематизированных и неупорядоченных актов. В основе этого массива нет системообразующего акта, а он необходим. Такая проблема может быть решена только на основе кодификации предпринимательского законодательства. Надо учесть опыт бессистемного, фрагментарного регулирования предпринимательских отношений в условиях административно-командной системы.

Отграничение предпринимательского права от смежных отраслей.Отграничение предпринимательского права от других отраслей проводится путем сравнения его предмета с предметами правового регулирования смежных отраслей. Территория предпринимательского права – это воспроизводственные отношения в экономике. Однако не все они регулируются предпринимательским правом. Потребление произведенного продукта осуществляется в рамках гражданского права, регулирование которого направлено на удовлетворение имущественных и личных неимущественных интересов вне собственно производственной деятельности. В реальной жизни потребление и обслуживающее его регулирование по приобретению гражданами товаров, работ и услуг оторваны от непосредственных воспроизводственных процессов, являются самостоятельной сферой, в которую перемещаются результаты производства. Сам же процесс удовлетворения потребностей граждан имеет особое содержание и, соответственно, специфическое регулирование. В этом смысле хозяйственный оборот как совокупность всех актов деятельности в процессе производства, распределения, обмена представляет собой самостоятельную сферу, в которой взаимодействуют производители. Гражданский же оборот – совокупность сделок по удовлетворению персональных потребностей, и здесь взаимодействуют производители и граждане, а также граждане между собой, совершая сделки по удовлетворению интересов потребления. Предпринимательское право отличается от административного права тем, что к предмету последнего отнесена исполнительно- распорядительная деятельность администрации, то есть отношения в сфере власти и подчинения. Такие отношения реализуются обычно там, где действуют субъекты этой деятельности, то есть органы управления, отдельные должностные лица, реализующие власть и управление, подчиняющие своему директивному воздействию нижестоящие органы и должностные лица. Это характерная сфера общественных отношений административного права. В предпринимательских же отношениях нет исполнительно-распорядительной деятельности. Органы управления и отдельные должностные лица в хозяйстве не участвуют. От трудового права предпринимательское право отличается тем, что воздействует не на отношения отдельных лиц, нанявшихся на работу и подчиняющихся в силу этого правилам внутреннего трудового распорядка, установленному режиму работы и т.п. отношениям найма, а на предпринимательские отношения предприятий и их подразделений в целом как хозяйственных образований. От финансового права отличается тем, что регулирование финансов бюджета является предметом финансового права. Регулирование же источников доходов предприятий и предпринимателей в воспроизводственном кругообороте составляет предмет предпринимательского права.

Наши рекомендации