Общие тенденции развития предпринимательства в России
На сегодняшний день в странах с развитой рыночной экономикой поступления от налогообложения предприятий малого и среднего бизнеса составляют до 90% всех доходов государства. В мире давно опробован обширный список методов и средств государственной поддержки бизнеса. Но в России до сегодняшнего момента ему уделялось крайне мало внимания. Абсолютный и относительный рост малого бизнеса на фоне общего спада производства и кризисного состояния многих крупных монопольных предприятий в 1993-1995 гг. свидетельствует о большом внутреннем потенциале малого бизнеса, желании и возможности достаточно широкого слоя населения обеспечить собственными силами свою экономическую самостоятельность. Даже в этих тяжелых условиях в секторе малого предпринимательства в I квартале 1997 г. было произведено порядка 10% ВВП страны, при этом капиталоотдача была примерно в 2 раза выше, чем в целом по экономике.
Проводимая правительством России политика умеренно жесткой финансовой стабилизации до определенного момента не была препятствием для развития малых предприятий. Однако постепенное ухудшение экономической ситуации особенно сильно отразилось на секторе малого предпринимательства. В 2010 году рост ВВП России составил 4,0 %. Рост промышленности составил 8,2% против 6,3 в 2009 году, в том числе обрабатывающих отраслей – 9,8%.
В середине мая 2010 года президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев подписал указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». Этот документ вступил в силу с момента подписания: президент поручил правительству разработать и внести на рассмотрение Государственной Думы проекты федеральных законов, предусматривающих усиление гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и надзора.
Эту инициативу президента комментирует А. Юков: «Сегодня для того, чтобы открыть в России малое или среднее предприятие, необходим практически тот же набор действий, что и в случае с крупной компанией. Поэтому основное теоретическое преимущества малого бизнеса, такое как отсутствие административных препятствий для учреждения предприятия, в нашей стране превращается в недостаток, что существенно замедляет процесс становления предприятия».
Отдельно стоит отметить стремление президента обеспечить защиту прав предпринимателей в наиболее проблемной для них отрасли – системе взаимодействия с органами государственного контроля. Главный барьер для малого и среднего бизнеса – бюрократические препоны, процедуры, которые государство создало в целях борьбы с коррупцией. Однако коррупции они не помешали, а помешали только бизнесу.
Итак, можно выделить следующие основные проблемы развития бизнеса в России.
Сегодня для учреждения в России малого или среднего предприятия – основу экономики развитых стран – необходимо пройти практически тот же набор действий, что и в случае с крупной компанией.[2]
Если затронуть проблему финансирования, то до октября 1995 года проблемой финансирования малого бизнеса никто официально не занимался. Многие банки, не проявляя особого желания вкладывать инвестиции в малые предприятия, объясняют это тем, что количество затрачиваемого времени и усилий на оформление кредита размером 100 тыс.долл. и 10 млн.долл. одинаково, а получаемый доход разнится во много раз. Кстати, здесь наши проблемы не отличаются от западных, и там финансовые структуры неохотно занимаются этим родом деятельности.Многие малые предприятия угасают уже в самом начале своей деятельности. Например, из 600 тысяч новых предприятий, ежегодно возникающих в США, только половина дотягивает до 18 месяцев и только одно из пяти доживает до 10 лет. Возможно, главной причиной является легкость создания предприятия. Но ведь свобода выбора означает не только свободу успеха, но и свободу неудач.Наиболее проблемной для малого и среднего бизнеса является система взаимодействия с органами государственного контроля. Главный барьер для малого и среднего бизнеса – бюрократические препоны, процедуры.В то же время крупный бизнес может позволить себе услуги лоббистов по продвижению выгодных компаниям законопроектов. Государству намного проще наладить взаимоотношения с монополистическими и олигополистическими структурами, чем с множеством разрозненных мелких фирм.
Производство в России сейчас нуждается в крупных инвестициях как залоге устойчивого развития.
Развитию бизнеса препятствует плохое состояние инфраструктуры. Ежегодно до 3% ВВП теряется по причине плохого состояния дорог. [3]
Еще одной проблемой считается так называемая «зарплата в конвертах». Нечистые на руку предприниматели утаивают от налоговых органов свои реальные доходы. Легализация «теневой» заработной платы сегодня - одно из главных направлений работы налоговых органов. И если изначально ставились весьма скромные цели – вывод зарплаты на уровень прожиточного минимума, то в 2009 – 2010 годах, работа по легализации «теневой» заработной платы проводится уже с учетом среднего уровня заработной платы по видам экономической деятельности.
Таковы основные, но не все, проблемы развития предпринимательства в России. Сегодня государство осознало необходимость развития не только крупного, но и малого и среднего бизнеса в стране как залога устойчивого экономического роста экономики, формирования среднего класса и повышения благосостояния граждан.